Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приручение и использование животных человеком






 

Домашние животные: 1) собака, 2) кошка, 3) свинья, 4) коза, 5) овца, 6) корова, 7)осел, 8) лошадь Повсеместно Охота, охрана жилища (1). Охрана зерна от грызунов (2). Мясо (1, 3–9). Молоко (4-9). Шерсть (4, 5, 9). Шкуры, кожи (1, 3–9). Перевозка грузов (1, 6–10). Сельскохозяйственные работы (3–7). Военное дело (7-10).
9) верблюд Передняя Азия
10) слон Индия

 

Прогресс производительных сил, повышение искусности работника стали возможными на основе общественного разделения труда. К первоначальным видам деятельности (охоте, собирательству, рыболовству), основанным преимущественно на половозрастном разделении труда, добавились группы людей, а затем общины, которые занимались в основном выращиванием растений (земледелием) или разведением животных (скотоводством), изготавливали и умело использовали необходимый для этого набор орудий труда (в том числе и для переработки продуктов земледелия и скотоводства – измельчения зерна, приготовления хлеба, выделки шкур и т.п). Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда – первое крупное общественное разделение труда, существенно повысившее его производительность.

Поскольку в земледелии и скотоводстве применялся все более сложный набор орудий труда, необходимо было выработанные навыки передавать из поколения в поколение. Произошло второе крупное разделение труда – выделение ремесла. Например, в Кшеменках (Польша) обнаружены шахты неолитического периода – около тысячи шахт по добыче полосатого кремня на глубине 4–11 м; некоторые шахты связа­ны галереями высотой до 60 см. Для хранения семян, урожая, мяса, приготовления пищи на огне были изобретены керамические сосуды разной формы, украшавшиеся узорами. Археологи различают этапы неолита по характеру керамических сосудов: культура линейно-лен­точной керамики, когда преобладало мелкое подсечно-огневое земледелие; культура воронковидных кубков, распространенных в Северной Европе в 4 – 3 тыс. до н.э. В итоге неолитической революции были освоены соха и деревянный плуг, в которые впрягались волы. Результатом второго разделения труда в скотоводческих племенах стало изобретение веретен, ткацких станков, орудий для обработки кож, пошива одежды из тканей и кож.

Виды первобытной одежды очень разнообразны. Ее возникновение зависело от климата: раньше всего она появилась в холодных краях. К древнейшим ее элементам относятся пояс, передник, юбка. Одежда с рукавами и штаны появились позднее. Изготовляли одежду из растительного волокна, листьев, шкур, шерсти.

По свидетельству Н.Н. Миклухо-Маклая папуасы одевались следующим образом: «У девушек длинные юбки из бахромы заменялись другим костюмом, который можно сравнить с двумя фартуками, из коих один закрывал заднюю, а другой – переднюю часть тела.

По сторонам верхние части ног от пояса остаются непокрытыми. Передний фартук короче заднего. У девочек моложе двенадцати лет фартуки принимают вид кисточек, из которых задняя гораздо длиннее передней и похожа на хвостик».

По свидетельству В. Фолька, реликтовые племена Суматры так изготовляли одежду: «Из древесного лыка, который они предварительно обминают, кубу делают повязки для мужчин и короткие юбки для женщин.

Челлити содрал с молодого хлебного дерева широкую в сажень длиной полосу коры, и, разложив ее на большом камне, бьет по ней деревянным вальком. Он хочет сделать ее мягкой, снова и снова окунает ее в воду, кладет один кусок коры на другой, бьет и колотит по ним изо всех сил, чтобы волокна их смешались... Наконец, старик встает, сбрасывает с себя старую набедренную повязку и надевает новую, только что сделанную. Спереди она опускается ему почти до колен, проходит между ног и завязывается сзади».

Л.Г. Морган описывал методику изготовления обуви индейцами Америки, что соответствовало методикам древних людей: «В древние времена ирокезы употребляли другой вид обуви, выделывавшейся из шкуры лося. Они надрезали кожу над и под коленным суставом животного и затем сдирали ее целиком. Так как задняя нога лося изогнута в этом суставе почти под прямым углом, то снятая с нее кожа очень подходила для человеческой ноги. Нижний конец прочно зашивался сухожилием, а верхняя часть укреплялась над лодыжкой замшевыми ремешками.

Мокасин делается из цельного куска оленьей кожи. Он сшивается у пятки, а также спереди, над ступней, так что низ мокасина получается без шва. Спереди замша собирается в сборки вместо вытачек, эту часть вышивают иглами дикобраза или бисером различными узорами... Иглу для шитья мокасин с незапамятных времен делали из небольшой косточки, взятой из ноги оленя близ ахиллесова сухожилия, а нить – из сухожилия животного».

Для производства строительных материалов, сооружения домов, храмов, укреплений требовались искусные работники, архитекторы. Так возникло третье общественное разделение труда – выделение строительства как особого вида деятельности групп людей.

Усложнение структуры общества, необходимость следить за природными циклами, определять сроки посевов, уборки урожаев, находить наилучшие пастбища, распределять труд между различными видами занятий (особенно в связи с сезонностью земледелия и скотоводства), соединять эти занятия с обрядами, религиозными поклонениями, а также охранять поселения и имущество от покушений соседних общин или мигрирующих скотоводческих племен привело к четвертому крупному общественному разделению труда – выделению вождей и жрецов, воинов.

Началось социальное расслоение однородной прежде общины. Старейшины общины, племенные вожди, колдуны и знахари, военные предводители постепенно присваивали себе лучшие земли и пастбища, распоряжались растущей долей общинного богатства, обходя традиционную первобытную уравнительность. Сформировались крупные меж­общинные объединения – племена, особенно в районах орошаемого земледелия. Все более частыми стали военные столкновения – за лучшие земли и пастбища, зернохранилища, захват скота. Однако ни государства, ни права, ни обеспечивавшего их специального аппарата еще не существовало, – хотя постепенно возникали предпосылки для их зарождения. Собственники нуждались в механизме защиты своего имущества.

Накопление богатств происходило прежде всего в семьях родовых и племенных вождей. Ведь именно вожди были хранителями и распорядителями тех ценностей, которые первоначально принадлежали всей общине. Так, у северо-западных индейцев квакиютль родовые сокровища – медные пластины – считались неотчуждаемой собственностью рода, но фактический были передаваемой по наследству собственностью вождя. Поэтому еще до того, как вожди стали присваивать себе богатства общины, распоряжение ими было важным дополнительным рычагом, с помощью которого они усиливали свое влияние и приумножали свои богатства. Становление частной собственности происходило в острой борьбе с традициями родового коллектива. Разбогатевший человек, особенно вождь, если он не хотел лишиться авторитета, должен был устраивать пиры, помогать неимущим. У некоторых оленеводческих племен Сибири в XVII–XVIII вв. никто не мог иметь стадо более, чем в 100 голов – остальные, если не раздавались, то отбирались. Бывало, что скупца убивали: исследователь папуасов Посписил приводит случай, когда общинники заставили сыновей и братьев богача выпустить в него стрелу со словами: «Ты не должен быть единственным богатым человеком на Земле, все должны быть равны».

Развитие орудий труда, имущественная дифференциация обусловили необходимость в освоении ранее свободных пастбищ, пригодных для земледелия участков; усилились столкновения между общинами за охотничьи угодья, скот, посевы. В наскальных рисунках, относящихся к этому периоду, есть сцены сражений (например, в скальных навесах испанского Леванта). Орудия охоты (лук, стрелы, копья, дубинки) стали использоваться как орудия для истребления себе подобных.

Занятие земледелием требовало оседлого образа жизни. Возникли поселения с более благоустроенными жилищами, иногда даже окруженные стеной, – в Палестине (Иерехон), Малой Азии (Чатай-хююк), Сирии, Индии (Багор). Скотоводы, исчерпав ресурсы пастбищ, кочевали на другие территории; это вело к столкновениям с проживавшими там общинами. В 8 – 7 тыс. до н.э. отмечено массовое расселение евразийских племен по Северной Африке, степным пастбищам Ближнего Востока.

 

Раннеклассовая цивилизация (бронзовый век). Если ядром неолитической революции был переход к воспроизводящей экономике, то сердцевиной глубочайшей революции, знаменовавшей формирование второго цивилизационного цикла, стали коренные перемены на третьем и четвертом этажах пирамиды общества. Эпохальными вехами здесь стали возникновение частной собственности, денежного обращения, классов, государства, – социальных изобретений, которые, постепенно модифицируясь, определили лицо последующих цивилизаций. Каждый из этих общественных институтов был обусловлен ходом исторического прогресса и выполнял полезные функции.

Общинная собственность была необходимой формой присвоения ос­новных средств производства для сравнительно небольших общин, обеспечивала их выживание и медленный прогресс в условиях высокой неопределенности и изменчивости природной среды, низкой производительности труда, отсутствия прибавочного продукта. Но теперь она превратилась в тормоз прогресса. Работники, использовавшие более эффективные технологии возделывания земель, выращивания скота, переработки сельхозпродуктов, изготовления ремесленных изделий, строительства домов и сооружений, регулярно производившие прибавочный продукт, не хотели уравнительно делить результат своего более плодотворного труда с другими членами общины. Важнейшим стимулом повышения эффективности труда стала возникшая как след­ствие аккумуляции прибавочного продукта частная собст­венность, передаваемая по наследству членам своей семьи обычно по мужской линии.

Частная собственность возникла из общинной в двух основных формах. Верхушка территориальной общины и племени, концентрировавшая в своих руках право распоряжения лучшими землями, стадами, захваченными у противника богатствами, а затем и племенными, закрепляла это имущество за собой. Формировался класс эксплуататоров из племенных вождей, жрецов, военачальников. На другом полюсе из общины выделялись мелкие частные собственники – земледельцы, скотоводы, ремесленники, которые присваивали часть имущества, ранее находившегося в личном пользовании и необходимого для воспроизводства. Они подвергались эксплуатации, но в скрытой, косвенной форме – выплачивали налоги и подати, поставляли людей и оружие в войска, становились должниками, а порой и попадали в долговое рабство. Мелкая частная собственность в той или иной мере сочеталась с общинной – совместными выпасами для скота, страховыми запасами семян и т.п.

Особенностью экономических отношений раннеклассовой цивилизации было превращение в объект собственности человека – рабов (военнопленных, попавших в рабство соплеменников).


Настоящее – это суммарно взятое

прошлое.

Т. Карлейль

Всякий дракон порождает Святого

Георгия и гибнет от его руки.

Х. Дж. Джебран

Земная слава как дым.

А.А. Ахматова

Без великодушных идей человечество

жить не может.

Ф.М. Достоевский






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.