Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие внимания в младшем школьном возрасте






К моменту поступления в школувнимание[73] детей уже не является исключительно непроизвольным. Благодаря созреванию коры головного мозга, а также присвоению социальных норм дети начинают целенаправленно концентрировать свое внимание на определенном содержании. Освоение учебной деятельности, одной из составляющих которой является действие самоконтроля, создает благоприятные условия для его дальнейшего развития.

Исследований, посвященных выявлению того, как изменяется внимание на протяжении младшего школьного возраста, значительно меньше, чем исследований, в которых изучается развитие мышления и памяти.

Наблюдения показывают, что в начале обучения в школе у детей очень узкий объем [74] внимания: они могут сосредоточиться только на небольшом количестве воспринимаемой информации, не могут распределять внимание между разными делами, сосредоточивают внимание только на одном аспекте своей деятельности. Например, детям трудно одновременно слушать учителя и смотреть на написанное на доске или слушать ответ одноклассника и проверять написанное в своей тетради.

Важным показателем развития внимания является его устойчивость, которая характеризуется длительностью сосредоточения на одном предмете, процессе или деятельности. В исследовании
Н.П. Диевой[75] это свойство изучалось у младших школьников следующим образом. Школьникам предлагали текст для списывания и отмечали, сколько раз они отвлекаются в процессе выполнения задания и какой объем работы они выполняют каждую минуту. В первом варианте дети писали текст в течение 12 минут, а во втором – 20 минут. Результаты показали достаточно высокий уровень устойчивости внимания у младших школьников: в среднем дети отвлекались 2 раза при написании текста в течение 12 минут и 3 раза при написании текста в течение 20 минут.

Показано также, что устойчивость внимания определяется интересом детей к выполняемой деятельности: чем более интересна деятельность, тем дольше школьники могут быть на ней сосредоточены. Вместе с тем напряженность (интенсивность) внимания не остается на протяжении выполнения задания постоянной, что обнаруживается в количестве выполненной работы. Так, например, Н.Ф. Добрынин показал, что при выполнении корректурной пробы Бурдона количество правильно зачеркнутых букв даже у сильной ученицы колеблется. В таблице в верхней строчке обозначены последовательно каждые полминуты выполнения работы; в нижней – количество правильно зачеркнутых букв.

 

0, 5 1, 0 1, 5 2, 0 2, 5 3, 0 4, 0 4, 5 5, 0 5, 5 6, 0 6, 5 7, 0 7, 5 8, 0
                             

 

Динамика основных свойств внимания (интенсивность[76], устойчивость и переключаемость) на протяжении младшего школьного возраста была изучена А.Э. Тамбиевым, С.Д. Медведевым и О.В. Литвиненко с помощью компьютерных тестов из батареи компьютерных про­грамм для углубленного исследования внимания у детей[77].

 

За день до исследования проводились ознакомление испытуемых с правилами выполнения заданий и тре­нировка. Все тесты созданы в форме игр для повышения мотивации испытуемых.

При исследовании устойчивости вни­мания на экране монитора появлялись изображения ребенка и страуса, а по­том со случайным интервалом от двух до пяти секунд – яблоко. Ребенок-ис­пытуемый должен был как можно быст­рее нажать клавишу на клавиатуре, что­бы яблоко попало в его корзину. Если же он не успевал, то раздавался звуко­вой сигнал, и яблоко доставалось страу­су (в том случае, если время реакции ребенка на появление яблока оказыва­лось больше, чем среднее время десяти его первых реакций). Длительность теста составляла три минуты. Показателем устойчивости внимания являлось сред­нее квадратическое отклонение времени реакции, так как при устойчивом вни­мании колебания латентных периодов времени реакций меньше, чем при не­устойчивом внимании.

При исследовании переключаемости внимания на экране монитора появля­лись две обезьяны с кормушками. При появлении банана в левой кормушке ре­бенок должен был как можно быстрее отдать банан (нажатием соответствую­щей клавиши) левой обезьяне, а при по­явлении банана в правой кормушке – правой обезьяне (бананы появлялись в той или иной кормушке по случайному закону с интервалом от одной до двух секунд). В этой части теста, длительно­стью 60 секунд, определялось среднее время сложной зрительно-моторной ре­акции без переключения внимания. Во второй части теста использовался зву­ковой сигнал, являющийся командой на изменение алгоритма работы на проти­воположный (банан в левой кормушке – правой обезьяне, и наоборот). После пяти-шести реакций по измененной про­грамме алгоритм работы по звуковому сигналу возвращался к начальному ва­рианту. Переключений режима деятель­ности в ходе выполнения теста было 10. Время задержки тестирующего стимула (банана) после кондиционирующего (ко­манды на переключение режима деятель­ности) составляло 800 мс. Компьютер вы­числял среднее время сложной зритель­но-моторной реакции после каждого пе­реключения внимания. Показателем пе­реключаемости внимания являлась раз­ница между средним временем реакции до и после переключения внимания.

 

Как показали полученные данные, на протяжении младшего школьного возраста происходит улучше­ние абсолютных значений каждого из показателей в среднем в 4–5 раз. Устой­чивость внимания начинает улучшаться с 5 лет и очень быстро возрастает до 8 лет, затем темп развития этого свойства замедляется, но продол­жает улучшаться до 10 лет. Переключаемость внимания начинает интенсивно развиваться с 6 лет, но наибольшие изменения происходят в период с 7 до 8 лет; это свойство продол­жает улучшаться до 10 лет. Интенсив­ность внимания резко улучшается в период от 8 до 9 лет. Авторы объясняют неодновременность (гетерохронность) развития разных свойств внимания тем, что их функционирование в большей или меньшей степени определяется разными морфофункциональными структурами мозга, которые созревают в разное время.

На протяжении младшего школьного возраста, по мнению многих психологов, происходит интенсивное развитие произвольного внимания. Однако, несмотря на достаточно большой объем литературы, посвященной условиям развития и воспитанию внимания[78], исследований, в которых была бы показана динамика развития произвольного внимания на протяжении младшего школьного возраста, крайне мало.

Задания:

1. Составьте банк методик для изучения внимания младших школьников.

2. Используя тест Бурдона, изучите особенности внимания у первоклассников, второклассников и третьеклассников.

3. Опишите необходимые условия и приемы развития внимания в младшем школьном возрасте.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.