Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Организационный момент. II. Твердые и мягкие согласные.




II. Твердые и мягкие согласные.

Логопед предлагает учащимся прослушать сказку про двух медведей.

Жили-были два медведя. Один .медведь был большой, другой — маленький. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенек и пели. Большой медведь пел: «Та-та-та», а маленький: «Тя-тя-тя».

Вспомните, как пел большой медведь и как пел маленький.

Песенки похожи, но медведи их пели по-разному.

Чем отличались эти песенки?

(Большой медведь пел грубым, твердым голосом, а маленький ласковым, мягким голоском.)

 

Логопед. В песенке большого медведя согласныйт звучал твердо, а в песецке маленького медведя т звучал мягко.

III. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.
(Мягкий согласный в конце слова.)

Задание 1.Прослушайте пары слов. Сравните их по смыслу. Чем отличаются

эти слова при написании?

угол — уголь ел — ель мел — мель

брат — брать топ — топь хор — хорь

Задание2. Прочитайте пары слов. Сравните их по написанию,
угол — уголь брат — брать хор — хорь

Логопед объясняет ученикам: согласный в конце слова звучит

мягко потому, что его смягчает мягкий знак, и затем спрашивает учеников:

Как произносится согласный в конце слова, если после него стоит мягкий знак?

Задание 3. Прослушайте слова. Назовите в слове согласный, который звучит мягко. Объясните, почему этот согласный-звучит мягко.

сталь, пыль, гусь, жарь, цепь, соль, быль, пузырь, огонь

IV. Итог занятия.

Логопед. Как могут звучать согласные? Что влияет на их смягчение?

Мягкий согласный в середине слова

Задание1. Прослушайте слова. Сравните их по смыслу и звучанию.

булка — Булька, полка — полька

Задание 2. Прочитайте слова из задания 1. Сравните их по написанию. Ответьте на вопросы:

Что повлияло на смягчение согласного в середине слова? j

Как произносится согласный в середине слова, если после него стоит мягкий знак?

Задание 3.Прослушайте слова. Назовите в словах согласный, который звучит мягко.

горько, мыльный, больно, больше, пальто, полька, долька, пыльно, калька

Задание 4.Замените твердый согласный в конце слова намягкий. Произнесите получившееся слово.

Образец: жар жарь.

стал, брат, ел, лез, любит, хор, мел, угол, вес

Задание 5.Замените твердый согласный в середине слова на мягкий инаоборот. Произнесите получившееся слово.

банка, уголки полка, булка

Игра «Спрячем мягкий знак в середину».

Логопед называет слово с мягким знаком на конце, например пень, день, уголь, огонь, зверь, окунь, и предлагает учащимся изменить слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Образец: пень пеньки.

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал