Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие подростка с реальностью: реакции на трудную ситуацию






 

В.Д. Менделевич (2001) представляет взаимодействие индивида с реальностью шестью способами:

При противодействии реальности индивид активно пытается разрушить ненавистную ему действительность, изменять ее в соответствии с собственными установками.

Болезненное противостояние реальности. Для него характерно то, что окружающий мир воспринимается враждебным в связи с субъективным искажением его восприятия и понимания.

Уход от реальности осознанно или неосознанно выбирают люди, которые расценивают реальность негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней.

Игнорирование реальности проявляется автономизацией жизни и деятельности человека, когда он не принимает в расчет требования и нормы реальности, существуя в собственном узкопрофессиональном мире.

Гармоничный человек выбирает приспособление к реальности. Однако, нельзя исключать из ряда гармоничных индивидов лиц, которые используют способы взаимодействия с реальностью, описанные выше. Это связано с тем, что реальность, также как и отдельный индивид, может носить негармоничный характер.

Взаимодействие человека и ситуации сопровождается её переживанием, влияющим как на поведение, так и на развитие личности в целом. Влияние критической ситуации понимается как воздействие, оказываемое процессом её переживания, приводящее к изменению особенностей индивидуальности субъекта, его сознания и поведения. Процесс переживания критической ситуации в большей степени оказывает влияние на личность человека, чем непосредственное бытие в ней. Это связанно с тем, что при хронологической законченности ситуации она продолжает «жить» - существовать во внутреннем, субъективном мире человека. В этом случае человек преодолевает не только актуальную ситуацию, но и её субъективное бытие во внутреннем мире, изменяясь при этом сам.

Влияние заключается в том, что при переживании критической ситуации происходит трансформация, перестройка внутреннего мира человека (или какой-либо его составляющей – эмоциональной, когнитивной, потребностно-мотивационной). Нарушение устойчивости и целостности «Я-концепции» субъекта, изменение его самосознания может вести к переживанию им таких феноменов, как нигилизм, нравственный скептицизм, цинизм, моральная неустойчивость, душевное опустошение и т.п. Т.Б. Карцева считает, что эти феномены «отражают скорее переходное состояние личности, оказавшейся в ситуации невозможности жить по-прежнему, уберечь некогда устойчивую систему «Я» от разрушения. Это состояние мы назвали бы состоянием «утраты себя». Добавим, что данное состояние может возникать всякий раз, когда у индивида появляется желание изменить что-либо в своей жизни или в себе; оно является «критической составляющей» его бытия.

На основе анализа экспериментальных данных, полученных при исследовании влияния переживания критических ситуаций подростками на развитие их отклоняющегося поведения, нами выделено три формы переживания, причем в каждой из них возможно как конструктивное преодоление критической ситуации, так и наоборот [72].

Первая форма - «реактивная». Характеризуется возникновением состояний фобического круга, нервно-психического напряжения и субдепрессивных состояний. Происходит включение в работу ситуационных защитных автоматизмов – появляются ситуационные реакции. Это внешне наблюдаемые, бессознательно появляющиеся поведенческие паттерны, появляющиеся автоматически, не согласуясь с сознанием. Они совершаются сами собой, независимо от сознательных желаний и намерений человека. Проявляющиеся ситуационные защитные автоматизмы – реакция оппозиции, демобилизации, эмоционального дисбаланса, дезорганизации и пессимизма. На данном этапе возможно как конструктивное преодоление ситуации, её элиминирование, так и редукция эмоционального напряжения, при которой конфликтообразующая почва остается. Переживание ситуации выступает в процессуальном плане.

Вторая форма – «совладающая». Происходит более глубокое осмысление ситуации, результатом чего являются личностные изменения: концентричность-эксцентричность, устойчивость - неустойчивость личностного баланса. В структуре психологического времени может происходить либо сужение, либо расширение временной перспективы, фиксация на какой-либо временной ориентации. У подростков складывается более-менее отчетливый субъективный образ ситуации; они начинают использовать стратегии совладания как осознанные способы преодоления ситуации. При использовании активных, адаптивных копинг-стратегий происходит преодоление ситуации, её конструктивная, в плане личностного развития и психологической травматизации, перестройка и переосмысление. Если используются пассивные дезадаптивные стратегии совладания, то результат – псевдопреодоление, псевдоразрешение критической ситуации, увеличивающее нервно-психическое напряжение. Переживание ситуации выступает в качестве деятельности. На основе опыта, полученного в ходе использования копинг-стратегий, начинают формироваться стилевые защитные автоматизмы.

Третья форма – «защитно-компенсаторная». Происходит включение стилевых защитных автоматизмов, в основе которых лежат сформированные на основе прошлого опыта (как позитивного, так и негативного) индивидуальные стили переживания. Они способствуют появлению субъективного ощущения разрешения конфликта, что также может свидетельствовать о некоторой редукции эмоционального напряжения. Преобладание позитивного опыта преодоления определяет выработку конструктивных стилей переживания, способствующих разрешению критической ситуации. Когда доминирует негативный опыт преодоления, то он лежит в основе оформления и использования неконструктивных, не эффективных стилей переживания. Результатом является развитие защитно-компенсаторных образований, проявляющихся в различных формах отклоняющегося поведения.

Важным моментом является то, что степень влияния переживания на личность будет определяться в зависимости от временных циклов существования психических состояний, порождаемых переживанием. Так, А.О. Прохоров (1996) считает, что в отрезке актуального времени появляются оперативные состояния, длящиеся сек.-мин. и служащие связующим звеном между процессами и свойствами личности, обусловливающие адекватную реакцию на ситуацию. Текущему времени, связанному с осуществлением человеком социальных функций, присущи состояния, длящиеся час-день, которые обеспечивают интегрирующую функцию, формирующую психологический строй личности. На протяжении длительного времени (месяц-год и более), связанного с образом и условиями жизни, психические состояния обеспечивают регуляцию психических процессов, проявление свойств личности, организацию деятельности и поведения, трансформации и акцентуации характера.

Как только произошла «утрата себя» посредством влияния переживания критической ситуации, человек совершает напряженную внутреннюю работу по перестройке, преобразованию своего внутреннего мира, которая выступает как процесс «обретения себя». При этом усложняется и дифференцируется рефлексивное «Я» субъекта; ведется поиск преодоления внутриличностных противоречий для того, чтобы выстроить новый, усложненный, сбалансированный и достаточно устойчивый образ «Я». Эти противоречия связаны с нарушением целостности и устойчивости представлений о себе (Т.Б. Карцева, 1988).

Необходимо учитывать, что устойчивая «система Я» может также сама формироваться в процессе переживания критической ситуации посредством его влияния на внутренний мир человека, на личность в целом. При этом девиантное поведение подростков может выступать как «защитно-компенсаторное» образование, сформировавшееся в результате влияния, оказываемого переживанием критической ситуации. Такое поведение, с одной стороны, поддерживает целостность «Я», а с другой – способствует ухудшению адаптации подростка к среде.

На основе результатов проведенных нами исследований [72], был выявлен механизм влияния переживания критических ситуаций (см. Приложение 2) на личность и поведение подростков. Отклоняющееся поведение подростков является одним из результатов влияния переживания критических ситуаций, выступая при этом в качестве защитно-компенсаторного поведенческого образования. Механизм влияния состоит в следующем: взаимодействие подростка с критической ситуацией, как совокупностью событий, депривирующих удовлетворение эмоционально значимых потребностей, ведет к появлению ситуационной тревожности и состояний фобического круга, нервно-психического напряжения, а также субдепрессивных состояний. На поведенческом уровне это сопровождается ситуационными защитными автоматизмами – реакциями демобилизации, дезорганизации, эмоционального дисбаланса, пессимизма и оппозиции.

Переживание критических ситуаций выступает в процессуальном плане. Наряду с этим происходит переход ситуационной тревожности как состояния в личностную тревожность как черту. Изучение психологического времени показало, что этот «переход» выполняет защитную функцию, так как актуальное настоящее при этом становится менее напряженным. У подростков отмечается «фиксация» на психологическом прошлом, которое характеризуется дискретностью и напряженностью. Результат – либо снижение волевого контроля эмоциональных реакций, либо его чрезмерное усиление, что способствует нарастанию внутреннего напряжения личности, снижению установки на социально желаемое поведение, концентричности личности и неустойчивости личностного баланса. На фоне этого происходит переход подростка на «защитно-средовую диспозицию», которому способствует нарастание фрустрационного напряжения.

Далее идет формирование комплекса «средового отчуждения», личность подростка становится либо более статичной, пассивной, ориентированной на свой внутренний мир, либо эксцентричной (переживание ситуации носит деятельностный характер). Результатом этого является развитие у подростков девиантного поведения по определенному типу как защитно-компенсаторного образования, возникшего на основе закрепления неадаптивных, пассивных копинг-стратегий в качестве стилевых защитных автоматизмов. Неадаптивный, дисфункциональный индивидуальный стиль переживания, входящий в стилевые защитные автоматизмы, выработанный в процессе преодоления критических ситуаций, может вести к усилению внутриличностных конфликтов и формированию отклоняющегося поведения. Это связанно с тем, что защита, выступая как псевдоразрешение внутренних конфликтов, псевдопреодоление критической ситуации, сама становиться источником новых переживаний подростков, что может формировать и подкреплять их отклоняющееся поведение.

С этой позиции девиантное поведение подростков как защитно-компенсаторное образование рассматриваем в качестве бессознательно выработанного и неадекватно используемого ими способа преодоления критических ситуаций, совладания с ними.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.