Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ




 

Инструкция: «Вам будет предложено ответить на вопросы анкеты. На каждый вопрос Вы должны дать ответ, выбрав один из 4-х предложенных. На розданных листах поставьте вертикальную колонку номеров вопросов (от 1 до 10), напротив номеров регистрируйте ответы, проставляя букву, соответствующую выбранному Вами варианту».

 

1.1. МЕТОДИКА «СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»

 

  1. Часто ли Ваши новые интересы, чувства, настроения меняют первоначальные планы?

а) нет;

б) не знаю;

в) часто;

г) очень часто

 

  1. Можно ли Вас назвать оптимистом, человеком, постоянно испытывающим радость, воодушевление, бодрость?

а) нет;

б) не знаю;

в) иногда;

г) да.

 

  1. Часто ли Вы бываете с товарищами искренни, и откровенны?

а) нет;

б) очень редко;

в) иногда;

г) да.

 

  1. Доставляют ли Вам удовольствие шумные спортивные игры?

а) нет;

б) очень редко;

в) часто;

г) всегда.

 

  1. Всегда ли Вы проявляете осторожность в необычной ситуации?

а) всегда;

б) почти всегда;

в) редко;

г) никогда.

 

  1. Часто ли Вы можете терять интерес к одной работе, чтобы перейти к другой?

а) очень редко;

б) редко;

в) часто;

г) очень часто.

 

  1. Всегда ли Вы можете сосредоточенно и эффективно работать в напряжённой обстановке?

а) очень редко;

б) редко;

в) почти всегда;

г) всегда.

 

8. Считаете ли Вы себя более нервным, чем большинство людей?

а) да;

б) не знаю;

в) кажется, нет;

г) нет.

 

  1. Всегда ли Вы проявляете самостоятельность и инициативу в новых делах?

а) очень редко;

б) редко;

в) почти всегда;

г) всегда.

 

  1. Часто ли Вам приходит в голову мысль, что Вы можете заболеть или получить травму?

а) очень редко;

б) редко;

в) почти всегда;

г) всегда.

 

 

1.2. МЕТОДИКА «УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»

 

  1. Можно ли Вас назвать спокойным и выдержанным человеком?

а) нет;

б) не знаю;

в) иногда можно;

г) можно.

 

  1. Доставляет ли Вам большое удовольствие работать аккуратно, но медленно?

а) нет;

б) не знаю;

в) иногда;

г) да.

 

  1. Часто ли у Вас бывают поводы для раздражения и обид?

а) да;

б) иногда;

в) не знаю;

г) нет.

 

  1. Свойственно ли Вам нетерпение в условиях вынужденного ожидания?

а) да;

б) иногда;

в) не знаю;

г) нет.

 

5. Доставляет ли Вам удовольствие тяжёлая физическая работа?

а) нет;

б) иногда;

в) не знаю;

г) да.

 

 

6. Часто ли Вас беспокоят окружающие люди?

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко;

г) никогда.

 

  1. Часто ли товарищи бывали с Вами несправедливы, и грубы?

а) очень часто;



б) часто;

в) редко;

г) очень редко.

 

  1. Легко ли Вы отвлекаетесь от работы, чтения литературы?

а) легко;

б) по-разному;

в) стараюсь не отвлекаться;

г) не отвлекаюсь.

 

  1. Легко ли Вы расстаётесь с прежними товарищами, чтобы приобрести новых друзей?

а) легко;

б) по-разному;

в) с трудом;

г) с большим трудом.

 

  1. Можно ли Вас назвать усидчивым и терпеливым человеком?

а) нет, нельзя;

б) не знаю;

в) иногда можно;

г) да можно.

 

1.3. МЕТОДИКА «ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ»

 

  1. Всегда ли Вы активно отстаиваете свою точку зрения?

а) очень часто;

б) часто;

в) редко;

г) очень редко.

 

  1. Стараетесь ли Вы руководить людьми, командовать ими, обучать их?

а) нет;

б) не знаю;

в) иногда;

г) да.

 

  1. Стараетесь ли Вы избегать трудностей, неясных ситуаций?

а) да;

б) иногда;

в) нет;

г) никогда.

 

  1. Доставляет ли Вам удовольствие длительно работать в быстром темпе?

а) очень не люблю работать быстро;

б) иногда доставляет удовольствие;

в) всегда доставляет удовольствие.

  1. Как быстро отвечаете на вопрос или реплику в Ваш адрес?

а) медленно;

б) по-разному;

в) быстро;

г) очень медленно.

 

  1. Легко ли Вы знакомитесь с людьми?

а) нет;

б) по-разному;

в) легко;

г) очень легко и быстро.

 

7. Бурно ли Вы реагируете на критику и оскорбления?

а) нет;

б) смотря когда;

в) бурно;

г) очень бурно.

 

8. Как быстро Вам удаётся припомнить необходимый материал при сдаче экзамена или зачёта?

а) очень медленно, с большим трудом;



б) медленно, но припоминаю всё, что знал;

в) быстро припоминаю;

г) очень быстро припоминаю и отвечаю без подготовки.

 

  1. Способны ли Вы длительное время терпеть недостатки окружающих?

а) да;

б) не знаю;

в) смотря какие недостатки;

г) нет.

 

  1. Считаете ли Вы себя осторожным и предусмотрительным человеком?

а) да;

б) не знаю;

в) смотря какие недостатки;

г) нет.

 

 

1.4. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПОДВИЖНОСТИ НЕРВНЫХ

ПРОЦЕССОВ С ПОМОЩЬЮ АНКЕТЫ

 

 

Инструкция: «Сейчас Вам будет предложено ответить на 24 вопроса анкеты. На каждый вопрос Вы должны дать ответ, выбрав один наиболее точно характеризующий Вас вариант из 5 предложенных. На розданных Вам чистых листах бумаги проставьте в вертикальную колонку номера вопросов (от 1 до 24). Напротив этих номеров регистрируйте ответы, проставляя букву, соответствующую выбранному Вами варианту ответа. Вопросы анкеты составлены так, что можно оценивать правдивость Ваших ответов. Поэтому старайтесь отвечать на вопросы обдуманно и искренне. Время на ответы – 15 мин.»

Анкета

 

  1. Как быстро Вы превращаете свои мысли в слова при беседе или выступлении?

а) очень медленно;

б) медленно;

в) средне;

г) быстро;

д) очень быстро.

 

  1. Легко ли Вы выполняете одновременно несколько простых дел (например, читаете, и периодически отвечаете на вопросы или пишите одновременно)?

а) очень трудно;

б) трудно;

в) средне;

г) легко;

д) очень легко.

 

  1. Как быстро Вы отвечаете на вопрос или реплику в Ваш адрес?

а) очень медленно;

б) медленно;

в) по-разному;

г) быстро;

д) очень быстро.

 

  1. Как долго Вы переживаете события, касающиеся Вас?

а) очень долго;

б) долго;

в) по-разному;

г) недолго;

д) совсем недолго.

 

  1. Доставляет ли Вам большое удовольствие длительно работать в быстром темпе?

а) это мне не приятно;

б) это мне приятно;

в) иногда доставляет удовольствие;

г) доставляет удовольствие;

д) очень люблю работать в быстром темпе.

 

  1. Быстро ли Вы осваиваете принципиально новые виды работы или переходите от одного дела к другому? Как велико у Вас при этом желание работать?

а) очень медленно и долго, без желания;

б) медленно и в начале без желания;

в) средне, но скоро начинаю ощущать интерес к работе;

г) быстро и с некоторым любопытством;

д) очень быстро и сразу берусь за дело с большим интересом.

 

  1. Часто ли Вы при чтении учебного материала или каких-либо сложных статей возвращаетесь к прочитанному, чтобы лучше его понять и усвоить?

а) очень часто;

б) часто;

в) иногда;

г) редко;

д) очень редко.

  1. Всегда ли Вы можете, сосредоточено и плодотворно, работать в напряжённой и ответственной обстановке?

а) никогда;

б) редко;

в) иногда;

г) почти всегда;

д) всегда.

 

  1. Всегда ли Вам удаётся следить за мыслями лектора, который быстро излагает материал, и при этом делать по ходу лекции нужные записи?

а) никогда не успеваю;

б) как правило, не успеваю;

в) иногда успеваю;

г) почти всегда успеваю;

д) успеваю.

 

  1. Как быстро Вам удаётся припомнить необходимый материал при сдаче экзамена или зачёта?

а) очень медленно и с большим трудом;

б) медленно, не могу вспомнить всё, что знал;

в) средне, надо подумать;

г) быстро;

д) очень быстро.

 

  1. Бывает ли так, что после свершившегося Вы терзаетесь мыслью о том, что Вам следовало бы сделать что-то иначе?

а) очень часто;

б) часто;

в) иногда;

г) редко;

д) очень редко.

 

  1. Как долго Вы переживаете случившийся конфликт?

а) очень долго;

б) долго;

в) по-разному;

г) быстро об этом забываю;

д) очень быстро об этом забываю.

 

  1. Как долго Вы обычно обдумываете свои предстоящие ответственные действия?

а) всегда, если есть возможность, долго и в деталях всё обдумываю;

б) чаще всего долго обдумываю;

в) по-разному;

г) чаще всего действую сразу;

д) всегда действую сразу.

 

  1. Часто ли бывает так, что когда Вам задают вопрос, вы вначале повторяете его про себя или вслух, а потом отвечаете?

а) всегда использую такой приём;

б) часто;

в) иногда так бывает;

г) очень редко;

д) такого не бывает.

  1. Часто ли Вы мысленно возвращаетесь к уже сделанному Вами делу с некоторым сожалением о том, что сейчас Вы сделали бы его лучше?

а) очень часто;

б) часто;

в) иногда;

г) редко;

д) очень редко.

 

  1. Как быстро Вы можете переходить от одного занятия к другому?

а) очень медленно;

б) медленно;

в) средне;

г) быстро;

д) очень быстро.

 

  1. Всегда ли Вам нравится спокойная однообразная работа?

а) всегда;

б) иногда;

в) характер работы мне безразличен;

г) при таких условиях долго работать не могу;

д) такие работы мне не выносимы.

 

  1. Бывает ли с Вами такое, что в особенно важный момент Вы особенно хорошо соображаете?

а) такого никогда не бывает;

б) бывает очень редко;

в) бывает по-разному;

г) чаще всего так бывает;

д) всегда так.

 

  1. Всегда ли у Вас есть уверенность в себе, что Вы сможете припомнить и вспомнить в нужный момент?

а) никогда;

б) редко;

в) иногда;

г) почти всегда;

д) всегда.

 

  1. Часто ли бывает так, что Вы действуете сразу, без колебаний?

а) никогда;

б) редко;

в) иногда;

г) чаще всего;

д) всегда.

 

  1. При каком темпе чтения Вы обычно хорошо запоминаете текст учебного материала?

а) при очень медленном темпе чтения;

б) при медленном;

в) при среднем;

г) при быстром;

д) чем быстрей, тем лучше.

 

 

  1. Как быстро Вы можете приводить примеры, доказывающие или подтверждающие Вашу мысль или высказывание?

а) мне бывает очень трудно подобрать такие примеры, чаще они у меня появляются потом, когда это уже не нужно;

б) привожу примеры, после высказывания у меня сразу появляются другие, более убедительные;

в) бывает по-разному;

г) обычно легко и быстро нахожу нужные примеры;

д) всегда быстро и без труда подбираю примеры.

 

  1. Всегда ли Вы при желании успеваете прочесть в кино или на телеэкране фамилии действующих лиц и исполнителей (титры)?

а) почти никогда не успеваю;

б) не успеваю;

в) редко успеваю;

г) почти всегда успеваю;

д) всегда без особого труда.

 

  1. Как Вы можете оценить себя с точки зрения медлительности?

а) я очень медлительный человек;

б) я медлительный человек;

в) я среднемедлительный человек;

г) я подвижный человек;

д) я очень подвижный человек.

 

1.5.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

(ТЕППИНГ-ТЕСТ)

 

Инструкция: «По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 сек. необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Всё время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую) руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

 

1.6.БУКВЕННО-ЧИСЛОВАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДВИЖНОСТИ

НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

Перед началом обследования испытуемым раздаются регистрационные бланки для ответов. Затем зачитывается инструкция:

«Сейчас Вам с помощью магнитофона будут зачитаны различные буквенно-число-вые сочетания типа: А-21 – 31; Д-28 – 32; Б-27 – 32 (показывается на доске или демонстра-ционном плакате). Как видите, каждое сочетание состоит из одной буквы и двух пар двухзначных чисел. Обратите внимание на различные группы. В первой – (А-21 – 31) – оба числа нечётные, во второй – (Д-28 – 32) – чётные, а в третьей – (Б-27 – 32) – одно число нечётное, а другое – чётное. Те сочетания, у которых оба числа либо чётные, либо нечётные, будем считать правильными. Сочетания, у которых одно число чётное, а другое нечётное, будем считать неправильными. Во время работы Вы должны каждое сочетание внимательно прослушать до конца и определить, к какой категории оно относится – к правильным чётным, к правильным нечётным или неправильным. Записывать нужно только правильные сочетания. При этом чётные правильные сочетания необходимо записывать на левой половине бланка для регистрации ответов, который имеется у каждого из Вас. Нечётные правильные сочетания необходимо записывать на правой половине бланка. Запись ведите столбиками сверху вниз. Прослушайте несколько сочетаний из тех, которые будут предъявляться (включается магнитофон и воспроизводится по 5–6 групп сочетаний на каждой скорости). Заданий будет три, каждое из которых отличается по продолжительности пауз между сочетаниями. В первом задании продолжительность пауз 2 сек., во втором – 1 сек, в третьем – 0,5 сек.

Старайтесь быть предельно внимательными и собранными. Сейчас для лучшего усвоения задания мы проведём короткие тренировки по всем трём заданиям. Переверните бланки. Разделите чистую сторону бланка вертикальной чертой пополам. Напишите слева: «ЧЁТНЫЕ ПРАВИЛЬНЫЕ», СПРАВА «НЕЧЁТНЫЕ ПРАВИЛЬНЫЕ».

Внимание! Включается магнитофон, контролируется правильность усвоения задания.

После тренировки подаётся команда «ПЕРЕВЕРНУТЬ ЛИСТЫ!» проводящий обследова-ние отвечает на вопросы и при необходимости разъясняет отдельные положения инструкции.

Фрагмент регистрационного бланка Таблица 1

Ф.И.О. ______________________________________________________________________

№ рабочего места________________________________ Дата ________________________

 

Чётные правильные Нечётные правильные

Программа испытаний Таблица 2

Первое задание (продолжительность пауз 2 сек.)

Д-85-47 Б-64-73 А-93-41 У-51-88 Г-78-96 В-86-28 В-29-57
Д-42-81 Б-54-34 Д-52-82 Г-33-69 Г-47-93 К-48-36 Я-38-54
А-37-68 У-23-27 Р-22-48 Б-28-61 Ж-35-54 Р-36-51 Б-51-33
Д-75-73 Б-21-36 К-32-36 Б-54-32 Р-23-85 Д-23-28 К-21-25
А-24-35 Д-28-36          

Второе задание (продолжительность пауз 1 сек.)

Б-24-36 Д-28-33 Д-28-44 У-21-37 А-36-31 Д-35-43 Г-34-82
А-36-78 Я-58-22 Р-41-88 Г-47-35 И-49-55 У-56-77 У-57-81
Я-55-62 Б-58-73 Г-85-33 В-61-86 Г-83-24 У-36-82 Р-28-44
Б-42-36 А-26-39 А-37-29 Д-39-27 В-45-89 Г-24-38 Б-39-22
А-37-25 А-36-92          

 

Третье задание (продолжительность пауз 0,5 сек.)

А-36-92 А-37-25 Б-39-22 Г-24-38 В-45-89 Д-39-27 А-37-29
Б-26-39 Б-42-36 Р-28-44 У-36-82 Г-83-24 В-61-86 Г-86-33
Б-58-73 Я-55-62 У-57-81 У-56-77 К-49-55 Г-47-35 Р-41-88
Я-58-22 А-36-78 Г-34-82 Д-35-43 А-36-31 У-21-37 Д-28-44
Д-28-33 Б-24-36          

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал