Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психофизиология половых различий






 

 

Различия между мужчинами и женщинами проявляются, уже с самого раннего детства. Младенцы женского пола: например, охотнее реагируют на человеческое лицо, голос, прикосновение, тогда как мальчики уделяют больше внимания игрушкам и окружающим предметам. В раннем возрасте для девочек характерны больший интерес к людям и более сдержанное поведение, мальчики же, наделенные сильнее выраженными агрессивными и исследовательскими наклонностями, более заинтересованы в изучении окружающего мира и выяснении того, как «работают» вещи. Разумеется, речь опять-таки идет об усредненных характеристиках, и индивидуальные вариации поведения очень значительны.

Ко времени поступления в школу девочки демонстрируют лучшие вербальные способности, скорее учатся читать и писать (в раннем детстве они также раньше начинают говорить) и в целом обгоняют своих сверстников-мальчиков по успеваемости. В пубертатном периоде ситуация может меняться, особенно в отношении точных наук, требующих способностей к абстрактному мышлению и визуально-пространственного восприятия.

Эти интеллектуальные и эмоциональные различия развиваются и совершенствуются во взрослом периоде жизни, чем объясняется (хотя бы отчасти, так как социальные факторы также играют в этом определенную роль) то обстоятельство, что мужчины чаще становятся специалистами по компьютерам, математиками и т.д. Недавние исследования показывают, что существуют значительные отличия в структурной организации мозга мужчин и женщин. Многие ученые даже склонны считать их неизменными, поскольку они возникают под воздействием различных концентраций мужских и женских гормонов во время внутриутробного развития мозга.

Существуют значительные различия между мужчинами и женщинами по абсолютной массе мозга, которые, однако, полностью нивелируются при вычислении относительных показателей: отношения массы мозга к размерам тела. В целом женщины даже обгоняют мужчин по этому индексу.

Мозг мужчин функционально более специализирован. Левое полушарие у них почти исключительно связано с вербальными способностями, тогда как правое занято решением визуально-пространственных проблем. Для женщин характерны те же закономерности, но в меньшей степени выраженные. В пределах каждого полушария у мужчин больше полей, предназначенных для специфических функций, тогда как межполушарных связей у них меньше. Предполагалось даже, что этими свойствами можно объяснить целеустремленность мужчин, так как у них не рассеивается внимание на охват деталей. Если перед мужчиной и женщиной стоит одна и та же задача, то мужчина выберет, как правило, самое простое решение, игнорируя все, что, по его мнению, не относится к делу, тогда как женщина потратит немало времени на рассмотрение всех привходящих обстоятельств, прежде чем придет к какому-либо решению. В то же время женский мозг отличается большим развитием полей, связанных с вербальными функциями, чем и объясняются лучшие показатели женщин в этой области.

Различия в гормональных характеристиках играют важную роль и типичном для лиц обоего пола эмоциональном поведении. Так, например, высказывались мнения, что женщины более контактны и легче вступают в дружеские отношения, поскольку у них отсутствуют мужские гормоны, ответственные за агрессивность и конкуренцию между себе подобными.

Однако любые попытки объяснить сложности человеческого поведения исходя из чисто биологических характеристик неизбежно приводят к формированию стереотипов, игнорирующих сложности происходящих в обществе процессов, влияние культуры, а также индивидуальную изменчивость. В частности, гендерная идентичность (т.е. восприятие индивидуумом своей половой роли) определяется не только половыми хромосомами, пренатальным и постнатальным гормональными уровнями, но также отношением родителей к полоролевым установкам ребенка.

 

Диагностика психологического пола,

 

Для оценки следования своей половой роли существуют специальные опросники.

 

Bem Sex Role Inventory. Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и феминности личности. Опросник может применяться для экспертного опроса. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными экспертами – людьми хорошо его знающими.

 

Голомбок и Фивуш (Golombok & Fivush, 1994) определяют половую типизацию как " степень, в которой человек строит свое поведение в соответствии с предписываемыми мужскими и женскими тендерными ролями". Цель тестов половой типизации — определить в течение непродолжительного периода тестирования положение ребенка на шкале " маскулинность - фемининность". Такие тесты могут использоваться для отслеживания изменений уровня половой типизации в период детства. Они могут также использоваться для выявления в половой типизации половых различий как таковых — то есть чтобы выяснить, выражено ли полоролевое поведение мальчика или девочки особенно ярко на определенных этапах развития. Наконец, они могут использоваться для выявления индивидуальных различий в степени половой типизации в рамках одного пола, различий, корни которых можно исследовать в дальнейших исследованиях (например, исследованиях методов родительского воспитания).

Рассмотрим некоторые примеры. Наиболее часто используемые тесты основаны на самоотчетах — то есть мы узнаем о занятиях и предпочтениях детей, напрямую спрашивая их об этом. Процедура проводится частично вербально, а частично - с использованием картинок.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.