Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика экспортно-импортных операций






Всю внешнеэкономическую деятельность ЗАО " Ивановомебель" можно разделить на 2 части: до 1990 года и после. До 1990 года все экспортные поставки и сделки осуществлялись через В/О " Экспортлес". После регистрации объединения в июле 1989 года в МВЭС и приобретением опыта во внешнеэкономической деятельности, объединение постепенно берет инициативу в свои руки и через несколько лет начинает самостоятельную работу на внешнем рынке. Так в 1990 году на ЗАО " Ивановомебель" был образован отдел внешнеэкономических связей (ОВЭС). Бурное развитие внешнеэкономических связей на ЗАО " Ивановомебель" началось в 1993 году.

Динамику экспортно-импортных операций можно проследить по таблице 13.

Таблица 13

Динамика экспортно-импортных операций*

                 
экспорт 100 52 50, 3 19, 2 1, 06 - 3, 3
импорт 100 34 56, 5 80, 6 94, 7 154, 7 172, 6

* Объемы экспорта и импорта даны в % к базовому году (1993).

Анализ таблицы 13 показывает, что наибольший объем экспорта приходится на 1993 год. В этом году экспорт составил около 11 % от годового объема производства основной продукции.

Чем же обусловлен тот факт, что 93-95гг. характеризуются наибольшими объемами экспортных поставок?

Во-первых, либерализация цен 1993 года привела к тому, что цены стали быстро расти. Экспорт продукции из России стал очень выгодным за счет быстрого повышения курсов иностранных валют. Ситуация выглядела примерно следующим образом: экспортер заключает контракт на поставку товара на определенную сумму в иностранной валюте. За время между отгрузкой товара экспортером и моментом получения от покупателя платежа курс иностранной валюты (валюты платежа по контракту) значительно возрастает. При этом экспортер получает в рублях сумму большую, чем он изначально рассчитывал выручить, заключая контракт по прежнему курсу.

Именно в эти годы наблюдается высокий рост курса доллара и немецкой марки по отношению к россий­скому рублю. Тогда экспорт продукции был наиболее прибыльным: рентабельность изделия, проданного на внеш­нем рынке превышала в 5-6 раз рентабельность аналогичного изделия, реализованного внутри страны.

Работа по принципам валютной самоокупаемости обязывала объединение осу­ществлять импортные закупки за счет валюты, вырученной от производства и продажи экспортной продукции. Это также заставляло предприятие активно развивать свой экс­порт.

Сама возможность экспорта была обусловлена относительно невысокой ценой на изделия (стоимость сырья, материалов, энергии, труда до 1993 года на обособленном российском рынке была намного ниже, чем на мировом). Объединение " Ивановомебель" нашло своих покупателей за рубежом в лице производственно-торговых фирм Англии, Германии, Франции, США и т.д. Конечными же потребителями являлись гра­ждане этих стран с невысоким и средним уровнями доходов. Для повышения и под­держания уровня конкурентоспособности экспортных товаров, более полного приспо­собления изделий к требованиям иностранных покупателей, мебельный комбинат про­водит работы по специализации двух цехов на выпуск экспорта, ужесточает контроль качества экспортных изделий, занимается улучшением экспортной упаковки, ведет ра­боту по совершенствованию доставки товара.

Либерализация 1993 года " подхлестнула" внутренние цены, и они стали посте­пенно приближаться к мировым. Но пока темп роста внутренних цен соответствовал темпу роста курсов иностранных валют ситуация все еще благоприятствовала развитию экспорта. Резкий скачок произошел в 1999 году (Табл. 15). Объем экспорта упал до 50% - в 1995г. и до 19% - в 1999 г. И это вполне закономерно. Введение Правительством РФ в 1995 году валютного коридора поставило российских экспортеров в условия, когда экспорт стал убыточным. В 2000 году объемы поставок составляют всего 1% от уровня 1993 года, а в 2001 г. объем экспорта равен нулю. В 2002 г. экспорт составил 3, 3 %.

С другой стороны, введение того же валютного коридора, сделав неприбыльным и даже убыточным экспорт, совершенно противоположным образом отразилось на им­порте. Как видно из таблицы 15, объемы импортных закупок неуклонно растут,

Пик 1993 года по импорту также не случаен и во многом обусловлен большими валютными поступлениями от экспорта продукции.

Наибольшая активность импортных сделок наблюдается в 1993 году (импорт составил 7, 5 % от годового объема производства основной продукции) и в 2001 - 2002 гг. (в 2001 г. импорт составил 2 % от годового объема производства основной продукции, а в 2002 г. - 1 %).

У предприятия налажены внешнеэкономические контакты с Германией, Австрией, Монголией, Финляндией, США и другими странами.

В настоящее время ЗАО " Ивановомебель" импортирует оборудование, лаки, краски из Германии, и экспортирует туда мебель (большой популярностью пользуются наборы для офиса " Александр"). Также предприятие импортирует из Австрии фурнитуру и ручки, из Финляндии - шпатлевку. В 2002 г. предприятие вышло на монгольский рынок. При посредничестве посла Монголии в Москве в 2002 г. был заключен контракт с монгольской фирмой " Жем" на экспортную поставку почти всего ассортимента мебели ЗАО " Ивановомебель". Следующую экспортную поставку мебели в Монголию планируется осуществить летом 2003 г.

 

Выводы к главе:

В данной главе дипломной работы рассмотрены вопросы развития деревообрабатывающей отрасли промышленности и оценено положение российских мебельных предприятий на мебельных рынках других стран. Также здесь рассматривается роль иностранных предприятий на отечественном рынке мебели. Полезен в этой главе и анализ положения ведущих мировых производителей экспортеров на мировом рынке мебели. Неотъемлемой частью данной главы является оценка внешнеэкономической деятельности предприятия, в частности его импортной и экспортной политики, и анализ положения ЗАО " Ивановомебель" на мировом рынке мебели. Также здесь оценены условия труда в отделе внешнеэкономических связей предприятия.

Теперь рассмотрим все перечисленные вопросы более подробно.

Мебельное производство России всегда было и пока остается круп­нейшей подотраслью отечественной деревообрабатывающей промыш­ленности по производству товаров народного потребления. В настоящее время в мебельной промышленности России действуют 3526 мебельных предприятий: 2696 специализированы на выпуск гото­вой продукции, 723 - на изготовле­ние и ремонт мебели и 107 заняты только ремонтом мебели. Все пред­приятия приватизированы. Наиболь­шая доля общего объема выпуска мебели в России приходится на Цен­тральный район - около 39%, на Западно-Сибир­ский район - 12%, на Юг России - 11%, на Уральский район -11%. В 2002 г. в отечественными предприятиями РФ было произведено мебели на сумму 16000 млн. руб. Впервые за последние годы в 2002 году отмечается рост объемов выпуска отечественной мебели почти по всем показателям, рост производства превысил 50% (в стоимостном выражении).Рост объемов выпуска в натуральном выраже­нии отмечен по группам " столы" и " шкафы". Но все же мощности мебельных предприятий используются сегодня всего лишь на 43-45%.

Следует отметить, что российская ме­бельная промышленность оказалась в условиях серьезной конкуренции с зарубежными мебельщиками: им­портная мебель (иногда не очень качественная, но дешевая) получила свободный доступ на российский рынок.

В 2002 г. объем продаж мебели импортной мебели составил 28% от общего объема продаж (22 млрд. руб.), что говорит о снижении доли импортной мебели на российском рынке по сравнению с 2001 г. (31, 2%). Среди импортеров преобладают Италия, Германия, Польша, Испания, Финляндия и Словения. В конкурентной борьбе за рынок России отечественные мебельщики коренным образом изменили ассор­тимент продукции, ее дизайн, улуч­шили качество, внедрили современ­ные импортные материалы, фурни­туру, комплектующие. В 2001 году наблюдалось значительное снижение экспорта мебели в денежном выражении, но на сегодняшний день ситуация внешнеэкономических связей России и стран зарубежья начинает налаживаться.

Это дает все основания считать, что мебельное производство было и становится все более прибыльным, с учетом темпов роста выпуска продукции, ростом платежеспособного спроса на мебель отечественного производства на внутреннем и внешних рынках.

Рынок мебели в странах Западной Европы чрезвычайно насыщен. Здесь сосредоточены крупнейшие производители мебельной продук­ции в мире. На долю стран ЕС приходится при­мерно треть мирового производства и потребле­ния мебели. Около 93 тыс. фирм с числом заня­тых более 865 тыс. человек ежегодно производят в странах ЕС мебели на сумму около 60 млрд. EURO.

Ведущими производителями мебели в стра­нах ЕС являются Германия (доля на рынке ЕС 32%), Италия (19%), Франция (12%), и Великобритания (11%), Испания - (9%). В последние годы высокими темпами производство мебели развивается в Ис­пании, которая устойчиво удерживает пятое мес­то в рассматриваемом регионе. Наибольшим спросом на рынках данных стран пользуются мягкая мебель, кухни, спальни, гостиные и офисная мебель. В настоящее время средний уровень потребления мебели на душу населения в странах Европы является одним из самых высоких в мире - от 140 и выше EURO в год.

Из вышеприведенных результатов, у ЗАО " Ивановомебель" есть все перспективы для увеличения производства своей мебели, с последующем сбытом не только на отечественном рынке, но и на мировом рынке.

На сегодняшний день эффективная маркетинговая, ассортиментная и сбытовая политика предприятия на отечественном рынке привела к хорошим результатам. Объем продаж в 2002 г. компании составил 342, 1 млн. руб., что составляет 250, 6 % от уровня 2001 г.

Но, вот, что касается внешнеэкономической политики по продвижению товара на внешние рынки, то здесь можно сказать " ледниковый период". В 2001 году экспортные сделки на предприятии отсутствовали. Наблюдается небольшое оживление в 2002 году, экспорт в Монголию составил 878, 4 тыс. руб. (0, 26 % от общего объема продаж). В этом году (летом) планируется осуществить еще одну экспортную поставку мебели на рынок Монголии, но поскольку известий от зарубежных партнеров нет, внешнеэкономический отдел не торопиться с осуществлением сделки.

Что касается импорта на предприятии, то он растет с каждым годом, в связи с введением в производство все новых образцов мебели, требующих покупки комплектующих и фурнитуры в Германии, Финляндии, Австрии.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.