Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков.






ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ: изучить основные методы оценки физического и психического развития детей и подростков, научиться оценивать физическое развитие детей и подростков по комплексной схеме.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Определение понятия «здоровье», основные показатели, характеризующие здоровье детского населения. Принципы оценки состояния здоровья детей и подростков. 2. Причины нарушения психического здоровья детей. Место психогигиены в охране психического здоровья. 3. Закономерности роста и развития детского организма и их зависимость от биологических и социальных факторов. 4. Возрастная периодизация и ее значение для гигиены детей и подростков. Понятие о биологическом возрасте, критерии его определения и значение в гигиеническом нормировании деятельности. 5. Проблемы акселерации и ретардации роста и развития детей и подростков. - Основная литература: 1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений. М. Медицина, 2001 год. 2. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших медицинских заведений (под ред. В.Р. Кучмы). М., ВУНМЦ, 1999. 3. Санитарное законодательство России. М., ФЦГСЭН РФ, 1999. - Дополнительная литература: 1. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М., 2000. 2. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей. Под ред. Г.Н. Сердюковской и А.Г. Сухарева. – М.: Медицина, 1986. 3. Физиология детей и подростков (под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной) М., 2000. 4. Александровская Э.М., Гильяшева И.Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р.Кеттела. – М. 1995. 5. Люшер М. Цвет вашего характера. – М 1997. 6. Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера. – М. 1973.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: 1. Провести антропометрическое исследование (соматометрия – рост стоя, масса тела, окружность груди, ширина плеч, таза, бедер, окружность головы; физиометрия – жизненная емкость легких, мышечная сила кисти, соматоскопия – жироотложение, развитие мускулатуры, половое развитие) ребенка. 2. Оценить физическое развитие ребенка основными методами, применяемыми в педиатрии и гигиене детей и подростков (метод индексов, сигмальных отклонений, центильный метод, шкал регрессии, комплексный метод). 4. Провести комплексную оценку состояния здоровья детей и подростков.. -Нормативные документы: 1. МР № 08-14/3 от 22.04.82 от 22.04.82. Методические рекомендации «Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста». 2. № 11-14/4-6 от 25.01.84. Методические указания «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов». 3. № 01-19/31-17 от 17.03.86. Методические рекомендации «Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье». 4. № 08-14/4 от 27.04.82. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:

 

1. Дайте определение следующим понятиям:

- Биологический возраст это

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

- Акселерация это

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

- Хронологический (паспортный) возраст это

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

2. Укажите наиболее подходящий вариант ответа:

а) Индивидуализирующий метод изучения физического развития детей и подростков - это

- оценка физического развития индивидуума

- исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение периода роста и развития

- исследование физического развития одних и тех же групп детей в относительно короткий срок

- однократное исследование физического развития детей

 

б) Генерализующий метод изучения физического развития детей и подростков - это

- оценка физического развития индивидуума

- исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение периода роста и развития

- исследование физического развития одних и тех же групп детей в относительно короткий срок

- исследование физического развития детей в генеральной совокупности

 

3. Заполните следующую таблицу:

№№ Измерительный инструмент Что измеряют/определяют?
1. ростомер  
2. антропометр  
3. толстотный циркуль  
4. скользящий циркуль  
5. калипер  
6. спирометр  
7. динамометр кистевой  
8. динамометр становый  
9. весы  

 

4. Какие показатели используют для определения биологического возраста?

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

 

5. Какие условия необходимы для проведения антропометрического исследования?

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

………………………………………………

 

6. Заполните следующую таблицу: Наиболее информативные

Показатели биологического развития Младший школьный возраст Старший школьный возраст
длина тела    
погодовая прибавка длины тела    
число постоянных зубов    
степень развития вторичных половых признаков    
наличие ядер окостенения    

 

7. Решите предложенные ситуационные задачи:

а) Мальчик 8 лет 1 мес имеет рост 129 см, массу тела 30 кг, окружность груди 68 см, 9 постоянных зубов. За последний год длина тела увеличилась на 3 см.

Дайте комплексную оценку физического развития мальчика. Как определить соматотип ребенка? Какие рекомендации необходимо сделать?

 

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

б) Девочка 13 лет 6 мес имеет рост 168 см, массу тела 60, 9 кг, окружность груди 84 см. За год длина тела увеличилась на 10 см, вторичные половые признаки: Ах3Р2Ма2Ме+, 26 постоянных зубов.

Дайте комплексную оценку уровня физического развития. Определите соотношение массы и длины тела, окружности груди и длины тела.

 

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

в) При изучении физического развития выявлено, что мальчик 10 лет имеет рост 126, 5 см, массу тела 25, 5 кг, окружность груди 61, 5 см. За год длина его тела увеличилась на 6 см, 16 постоянных зубов.

Как определить гармоничность физического развития мальчика? Обоснуйте необходимость наблюдения врачом данного ребенка.

 

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Закономерности роста и развития детского организма и их зависимость от биологических и социальных факторов. Возрастная периодизация и ее значение для гигиены детей и подростков. Понятие о биологическом возрасте, критерии его определения и значение в гигиеническом нормировании деятельности.

2. Проблемы акселерации и ретардации роста и развития детей и подростков.

3. Основные показатели физического развития детей и подростков (соматометрические, соматоскопические, физиометрические).

4. Методы оценки физического развития детей и подростков.

5. Группы психического здоровья и критерии их определения. Причины нарушения психического здоровья детей.

6. Методы изучения и критерии оценки психического развития детей различных возрастных групп.

7. Методы изучения и критерии оценки умственной работоспособности и эмоционального состояния детей и подростков.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ:

Укажите один правильный ответ:

1. Для определения уровня интеллекта у детей и подростков могут быть использованы

а) тест САН

б) тест Векслера

в) хронорефлексометрия

г) корректурные таблицы

д) тест Люшера

 

2. Для определения гармоничности психического развития у детей и подростков могут быть использованы

а) личностные опросники (Кеттела, Айзенка)

б) тест САН

в) хронорефлексометрия

г) корректурные таблицы

д) тест Люшера

 

3. Биологический возраст это

а) период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования

б) совокупность морфо-функциональных свойств организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития

в) период от зачатия до момента обследования

г) период от зачатия до момента рождения

 

4. Возрастной период – это отрезок времени, в пределах которого

а) процессы роста и развития завершены, а реакции на раздражители не отличаются

б) процессы роста и развития, физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители однозначны

в) физиологические особенности организма достоверно не различаются

г) ребенок посещает детские учреждения одного типа

 

5. Индивидуализирующий метод изучения физического развития детей и подростков - это

а) оценка физического развития индивидуума

б) исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение периода роста и развития

в) исследование физического развития одних и тех же групп детей в относительно короткий срок

г) однократное исследование физического развития детей

 

6. Однородная статистическая совокупность данных для расчета стандартов физического развития отбирается по следующим признакам

а) год рождения, здоровье, пол, отсутствие заболеваний в течение года, место жительства, социальное положение родителей

б) возраст, пол, место жительства, отсутствие заболеваний в течение года, национальность

в) возраст, пол, этническая группа, место жительства, здоровье

г) здоровье, пол, год рождения, национальность родителей, место жительства

 

7. Генерализующий метод изучения физического развития детей и подростков - это

а) оценка физического развития индивидуума

б) исследование физического развития одних и тех же групп детей в течение периода роста и развития

в) исследование физического развития одних и тех же групп детей в относительно короткий срок

г) исследование физического развития детей в генеральной совокупности

 

8. При оценке физического развития по шкалам регрессии за меру изменчивости массы и окружности грудной клетки принимается

а) среднее квадратическое отклонение (сигма)

б) частное квадратическое отклонение (сигма регрессии)

в) коэффициент корреляции

г) средние величины массы и окружности грудной клетки

 

9. Методом оценки физического развития, при котором наиболее полно учитывается взаимосвязь между длиной тела, массой тела и окружностью грудной клетки, является

а) метод сигмальных отклонений

б) метод шкал регрессии

в) метод центильных шкал

г) метод распределения численности сочетания признаков

 

10. Акселерация включает

а) ускорение роста и развития

б) увеличение продолжительности жизни

в) увеличение продолжительности репродуктивного периода

г) увеличение дефинитивных размеров тела

д) изменение структуры заболеваемости

 

11. Местные или региональные стандарты физического развития устанавливают

а) ежегодно в ходе медицинских профилактических осмотров

б) ежегодно индивидуализирующим методом

в) генерализующим методом раз в 5-10 лет

г) генерализующим методом ежегодно

д) генерализующим методом в случае резкого изменения социальных условий

 

12. Гетерохронность развития отдельных органов, тканей и систем объяснена необходимостью обеспечения выживания организма

а) С.М. Громбахом

б) И.П. Павловым

в) П.К. Анохиным

г) И.М. Сеченовым

 

13. Для измерения длинников используется

а) ростомер

б) антропометр

в) толстотный циркуль

г) скользящий циркуль

д) калипер

 

14. Для измерения диаметров используется

а) ростомер

б) антропометр

в) толстотный циркуль

г) скользящий циркуль

д) калипер

 

15. В целом наибольшее влияние на состояние здоровья детей и подростков оказывает

а) загрязнение окружающей среды

б) природно-климатические условия

в) деятельность органов здравоохранения

г) образ жизни и социально-гигиенические факторы

 

Укажите все правильные ответы:

16. Для изучения умственной работоспособности детей среднего и старшего школьного возраста в процессе деятельности следует использовать

а) пробу Мартине-Кушелевского

б) тест Векслера

в) пробу Генчи

г) корректурную пробу

д) тест «арифметические вычисления»

 

17. Для изучения физической работоспособности детей и подростков следует использовать

а) пробу Мартине-Кушелевского

б) корректурную пробу

в) тест Векслера

г) велоэргометрию

д) гарвардский степ-тест

 

18. Для изучения функционального состояния дыхательной системы детей в процессе деятельности следует использовать

а) гарвардский степ-тест

б) пробу Мартине-Кушелевского

в) пробу Генчи

г) пробу Штанге

д) корректурную пробу

 

19. Для оценки субъективного состояния детей и подростков в процессе деятельности следует использовать

а) корректурную пробу

б) гарвардский степ-тест

в) исследование латентного периода зрительно-моторной реакции

г) тест САН

д) тест Люшера

 

20. Для оценки функционального состояния мышечно-суставного анализатора детей и подростков следует использовать

а) пробу Леви-Гориневского

б) пробу Генчи

в) корректурную пробу

г) треморометрию

д) динамометрию

 

21. Для оценки функционального состояния зрительного анализатора детей и подростков следует использовать

а) тест Керна-Ирасека

б) определение критической частоты слияния мельканий

в) хронорефлексометрию

г) тест Векслера

 

22. К закономерностям роста и развития организма детей относятся

а) неравномерность роста и развития

б) увеличение удельных энерготрат организма с возрастом

в) гетерохронность роста и развития

г) половой диморфизм

д) обусловленность рота и развития наследственными и средовыми факторами

 

23. Биологическая надежность функциональных систем организма в целом базируется

а) на избыточности элементов управления

б) на дублировании и взаимозаменяемости элементов регуляции

в) на совершенном и быстром возврате к состоянию относительного постоянства

г) наследственных признаках

д) на динамичности взаимодействия звеньев системы

 

24. Секулярный тренд включает

а) ускорение роста и развития

б) увеличение продолжительности жизни

в) увеличение продолжительности репродуктивного периода

г) изменение структуры заболеваемости

 

25. Возрастная периодизация

а) необходима для организации образовательно-воспитательной деятельности детей разного возраста

б) необходима для определения возраста поступления ребенка в детское учреждение, начала трудовой деятельности

в) необходима для гигиенического нормирования факторов окружающей среды

г) базируется на неравномерности роста и развития

д) базируется на теории биологической надежности функциональных систем в целом

 

26. К физиометрическим показателям, характеризующим функциональное состояние организма, относится все, кроме

а) массы тела

б) ЖЕЛ

в) мышечной силы рук

г) становой силы мышц

д) длины тела

 

27. Биологический возраст можно установить по следующим данным

а) длине тела и его погодовой прибавке

б) массе тела и ее соответствии средним возрастным показателям

в) развитию вторичных половых признаков

г) наличию точек окостенения

д) числу постоянных зубов

 

28. В практике санитарного врача как показатель биологического уровня развития ребенка используется

а) длина тела ребенка

б) погодовые прибавки длины тела

в) количество постоянных зубов у ребенка

г) развитие вторичных половых признаков

д) наличие точек окостенения

 

29. Комплексный метод оценки физического развития детей позволяет

а) учесть гетероморфность и гетерохронность развития

б) учесть своевременность физического развития

в) производить взаимосвязанную оценку длины и массы тела

г) учесть асимметрию в распределении ряда признаков физического развития

 

30. Проявлениями полового диморфизма являются

а) более раннее начало полового созревания у девочек

б) более раннее начало полового созревания у мальчиков

в) более раннее завершение процессов роста у девочек

г) более раннее завершение процессов роста у мальчиков

д) двойной перекрест ростовых кривых

 

31. Оценка физического развития ребенка по комплексной схеме имеет значение

а) для назначения индивидуальных рекомендаций по профилактике и лечению заболеваний

б) для индивидуального нормирования физической и умственной нагрузки

в) для оценки состояния здоровья коллектива и его динамики

г) для выделения группы риска развития заболевания

д) для оценки состояния здоровья индивидуума и его динамики

 

32. Для измерения толщины жировой кладки тела используются

а) ростомер

б) антропометр

в) толстотный циркуль

г) скользящий циркуль

д) калипер

 

33. Отметьте основные условия, необходимые для проведения антропометрических исследований

а) использование унифицированной антропометрической методики

б) наличие стандартизированного антропометрического инструментария

в) проведение измерений на обнаженном теле, в положении по стойке смирно или другом положении в соответствии с методикой измерений

г) проведение обследования в утренние часы, в теплом светлом помещении

д) проведение обследования натощак

 

34. Физическое развитие детей и подростков зависит

а) от биологических факторов

б) от социальных факторов

в) от состояния здоровья

г) от методов исследования

д) от методов оценки

 

35. Неодновременность формирования функциональных систем у детей выражается в том, что

а) системы формируются по мере жизненной необходимости

б) формирование систем детерминировано генетической программой

в) ни одна из функциональных систем ребенка полностью не заканчивает свое формирование к моменту рождения

г) ряд функциональных систем ребенка полностью сформированы к моменту рождения

д) несформированность функциональных систем ребенка не является препятствием для жизнеобеспечения

 

36. В программу исследования физического развития детей и подростков с целью получения стандартов включается

а) выбор контингента детей для проведения антропометрических исследований

б) отбор для исследования детей первой группы здоровья

в) определение объема выборки

г) выбор антропологических показателей

д) единообразие приемов и форм регистрации измерения и использование выверенного и унифицированного инструментария

 

37. Наиболее информативны в старшем школьном возрасте (14-17 лет) следующие показатели биологического развития

а) длина тела

б) погодовая прибавка длины тела

в) число постоянных зубов

г) изменение пропорций телосложения

д) степень развития вторичных половых признаков

 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:


1. б

2. а

3. б

4. б

5. б

6. в

7. в

8. б

9. г

10.а

11. в

12. в

13. б

14. в

15. г

16. г, д

17. а, г, д

18. в, г

19. г, д

20. г, д

21. б, в

22. а, в, г, д

23. а, б, в, д

24. а, б, в, г

25. а, б, в, г

26. а, д

27. а, в, г, д

28. а, б, в, г

29. а, б, в

30. а, в, д

31. в, г, д

32. г, д

33. а, б, в, г

34. а, б, в

35. а, в, д

36. а, в, г, д

Б, д



ТЕМА ЗАНЯТИЯ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.