Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее собрание 4 страница






1) мы должны сообщить Временному правительству о наших желаниях;

2) оно не должно отговариваться незнанием;

3) оказывать организованное давление, — вы сила и решающая, по­
тому что они всем подчинятся;

4) непрерывный контроль над министерством и его органами.

Вот почему Совет избрал комиссию из Скобелева, Стеклова, Суханова, Филипповского, Чхеидзе и поручил ей войти в сношение с министрами —

17 Петроградский Совет 257


желает ли оно [Временное правительство] признать наши требования. Сами они без нас слабы. Они не чувствуют без нас себя сильными. Со вре­менем они, может быть, соберут около себя консерваторов, но я надеюсь, что этого не будет. Сила на стороне революции, а не буржуазии. По целому ряду вопросов к нам уже теперь обращается правительство (например, о городском голове, о комитете и т. д.).

Мы должны использовать все наши силы. Может быть, опять придется совершать революцию. Уже теперь ваше мнение может сделать все. Но по­скольку вы посылаете контролеров над правительством, вы должны и сами сильно контролировать всех.

Депутат [Стружкин]. Когда возникает вопрос о взаимоотно­шениях, надо помнить, что там есть Керенский, но это только одна лич­ность. Там в правительстве есть крупные землевладельцы, которые спо­собны сделать контрреволюцию. Там есть капиталисты, которым нужен Константинополь. Почему народ обязан присягать им? Поэтому контроль должен быть с нашей стороны, и надо бороться с Временным правитель­ством.

Депутат [Демьянов, партийный псевдоним К. И. Ш у т к о]. Я говорю от имени социал-демократической фракции, образовавшейся в Совете р. и с. д. Исполнительный комитет предлагает вам разные способы воздействия на Временное правительство.

Временное правительство должно получать от вас всегда выражение вашей воли. В каких же сделать это формах? В № 10 «Известий» опублико­вано постановление Исполнительного комитета. «Необходимо принять не­отложные меры в целях осведомления Временного правительства о тре­бованиях революционеров...». Неотложные меры мы должны принимать. Мы существуем всего еще только несколько дней. Является ли исчерпы­вающим материал резолюций и прений? Этого мало. Временное правитель­ство проводит свободу, поскольку мы оказываем давление. Мы должны сначала выяснить требования революционного народа и уже только тогда решать вопрос о том, кто может эти меры проводить. Предлагают нам соз­дать делегацию для связи с правительством и министрами. Но мы еще не определили самую сущность требований революционного народа, и потому надо принимать меры, чтобы эти требования выявлялись, только тогда можно все опреДелить. Это правительство — капиталистическое. Оно еще не заикнулось о том, что надо крестьянину и народу. Когда каждый час приносит сообщения о расширении революции — нужно ли говорить о дав­лении на министерства старого порядка. Мы установили контроль, соб­люли эти правила. Если вы решили не участвовать в новом правитель­стве, то на чем-нибудь вы основывались. Все силы в революционном народе.

(Крики: «Короче»).

Вот, для того чтобы не связывать себя контролем, я предлагаю оставить этот путь. Мы должны укреплять наши завоевания, я предлагаю следую­щую резолюцию:

«Находя, что Временное правительство является крупнобуржуазным, заменяет одну клику другой и неспособно осуществить революционные требования народа, Совет р. и с. д. считает необходимым создание револю­ционного правительства. Необходимы иные способы, а контроль не дости­гает цели».

258


Член Исполкома Петроградского Совета р. и с. д. П. А. Красиков.

Депутат [Рыжков]. Сейчас это нолрос — быть или ие быть России организованным государством. Нельзя действовать только по чув­ству и партийному чувству. Самый лучший строй — ото строй под контро­лем. Надо сказать: да, правительство должно быть под контролем, это са­мое лучшее. Мы переживаем момент организации. Надо держать прави­тельство на парах и нельзя не доверять нашим депутатам.

Депутат [Левинсон]. Я обращаюсь к солдатской совести. Здесь говорят только вольные, и вот я серый герой, георгиевский кава­лер...

{Не дали договорить, удалили силой с трибуны).

Депутат [Манеров]. Не мы для правительства, а оно для нас. Так что оно должно исполнять беспрекословно наши требования. Если оно не согласится с чем-нибудь, мы опять возьмемся за оружие.

Депутат [Романов]. Когда наши судьбы в наших руках, надо решить, какие силы действуют в революции. Если чутко прислушиваться к событиям, то вряд ли все положения придется признать такими бумаж-


17*


259


ньтми. Петроград — это исключительная революционная сила. Петроград не похож на всю Россию. Многие приветствия посылаются Временному правительству. Прежде чем сказать новому правительству «долой!», надо сорганизовать приверженцев во всей России и подчинить себе новое пра­вительство. Временное правительство должно быть секретарем Совета р. и с. д., не больше. Вы еще не все в революции, ибо еще есть Россия, и она не наша.

Депутат [Вергилесов]. С отречением Николая II кончился старый строй. Мы потому подчиняемся новому правительству, что душа наша требует порядка. Если мы мечем громы против нового правитель­ства — это зря. Ведь мы всегда его можем арестовать. Нам надо послать заявление новому правительству — если оно не уйдет, мы их арестуем. Пусть Совет р. и с. д. будет единственным законодательным учрежде­нием...

(Реплики с места: «Вы проповедуете убийство]... Если не захочет уйти, мы его уберем»).

Депутат [Кохно]. Все министры не глупы — они с ней [рево­люцией] соглашаются и перед нею трепещут. Они считаются с нами. Если мы будем доказывать свою мудрость по всем вопросам, они поймут, что серый русский крестьянин высказывает голос русской воли. Они будут нас бояться, и не от нас посылать делегатов, а их делегаты должны здесь присутствовать. Я думаю, что те, кто не променяет голоса народа на свой голос — Чхеидзе и т. п. — те наши, и мы пойдем за ними. Я призываю к осторожности. Временное правительство должно слушать нас.

Депутат [Вильдевальд]. Временное правительство идет с нами, но оно организовывает новую силу — различные комитеты обы­вателей. Эти комитеты есть оплот реакции. Надо присутствовать в этих организациях и в них выбирать рабочих, чтобы все взять в свои руки.

Депутат. На фронте настроение опасное. Рабочие приказы внесли страшную рознь — на фронте это крайне опасно... (Шум). Я понимаю — немцы напирают на фронте. Распыление власти нежелательно, и я считаю вопрос неясным.

(Прения прекра щен ы).

Заключительное слово.

[Соколов]. Обсуждаемый вопрос простой и ясный. Правительство обещало осуществить ряд реформ, притом очень важных, и приступает к работам по подготовке Учредительного собрания; мы призываем вас под­держивать Временное правительство. Мы должны в свою очередь вовремя узнавать, что правительство делает. Исполнительный комитет выработал план организации контроля внутри каждого министерства в виде наблю­дения за всею перепискою. Иначе никак действовать нельзя. Вот я этого и требую, чтобы был установлен контроль.

4. К рабочим всего мира.

Обращение еще не выработано, и потому этот вопрос переносится на следующий день.

5. О возобновлении работ.

Депутат [Куликов]. К работам приступить необходимо, ибо враг может разбить все наши мечты. Поэтому не откладывайте работу в долгий ящик. Вы всегда свое возьмете.

260


Депутат. Мне необходимо знать ваше решение. Я не согласен с пре­дыдущим оратором. Некоторые рабочие не приступают сейчас к работам, и они отчасти правы. Теперь можно все взять без крови, а тогда придется опять вести борьбу. Теперь капитал к нам ласкается и надо это использо­вать. Завтра получка, а как нам быть, на 9 тыс. чел. Мы всякому ответу подчиняемся, но дайте нам ответ па наши требования.

Мы вышли на работу, чтобы подчиниться вашему решению. Но когда рабочие нас спрашивают, сколько часов нам в день работать, мы не знаем, что им отвечать.

Депутат. Этот вопрос уже решался несколько раз. Теперь надо только выслушать сообщение о проведении его в действие.

Член Исполком а [Панков]. Фактические сведения: сегодня в 12 час. были переговоры между заводчиками и рабочими о 8-часовом ра­бочем дне, а завтра он будет объявлен. В данную минуту нельзя говорить о повышении заработной платы. Заработная плата за 8 часов будет та же, что раньше была за 10—12 часов. Рабочие анархически удаляют мастеров. Это неправильно. Мы — сила, потому то, что мы заявим, должно испол­няться, и не надо применять такие анархические способы.

Д е п у т а т (с о л д а т). Товарищи солдаты! Сейчас рабочие говорили относительно себя. Будет гражданская война. Начнется конкуренция между русскими и иностранными рабочими...

Депутат. В Ревеле решили ввести 8-часовой рабочий день. Делу обороны это ущерба не принесет. Там при 10 часах вырабатывалось 3 тыс. шрапнелей, а при 8 часах — 5 тыс. Флот в Ревеле сплотился в дружную семью с рабочим классом, и мы поддерживаем народные требования. Мы должны отстаивать прежде всего политическую, а не экономическую борьбу. У нас несколько фронтов, и нам надо это помнить.

Депутат. Между рабочими и солдатами недоразумение. Солдаты требуют себе слова. Ведь фабрики все равно будут работать все 24 часа, а зато рабочие не будут голодать.

Депутат. Я разделяю ваше желание о 8-часовом рабочем дне. У нас остался капитализм, надо помнить, что мы теперь находимся в ненор­мальных условиях. Германец угрожает, а Балтийский флот вышел на берег... (Шум). Потому мы будем приветствовать 8-часовой рабочий день, но прежде надо победить.

Принята резолюция: «Общее собрание, одобряя шаги Исполнительного комитета о 8-часовом рабочем дне, поручает ему продолжать переговоры с Обществом фабрикантов и заводчиков. Собрание осуждает единоличные выступления».

{Перерыв).

Депутат. Четыре дня назад я говорил — [у нас] есть законода­тельная власть — Совет р. и с. д. — и исполнительная — министерства. Надо установить контроль над ставкой главнокомандующего. Если теперь мы легко арестовали Николая II, то через 10 дней, может быть, никого нельзя будет арестовать. Отечество в опасности. Дадим 8-часовой рабочий день для рабочих.

6. О милиции.

Докладчик [Соколовский]. Первое наше собрание в пер­вую ночь обсуждало вопрос о милиции... Тогда было решено назначить

261


комиссаров по участкам. Организация милиции везде разная. На Петро­градской стороне 2 тыс. милиционеров, из них 1800 с винтовками. На Вы­боргской стороне положение хуже. На Охте милиция не на высоте своего положения. Надо милицию реорганизовать. Отношения между нашей ми­лицией и городской обстоят очень печально. Городское самоуправление поручило Крыжановскому организовать милицию, но этот вопрос о мили­ции еще не поставлен на твердую почву. Городское самоуправление пору­чило вопрос разработать профессорам, но еще ничего не выработало.

Депутат. Надо сохранить полную самостоятельность рабочей ми­лиции и дополнять ею городскую милицию.

Там есть орган городской и рабочей милиции; рабочих большинство, и потому милиция в наших руках.

Депутат. Мы предлагаем следующее. Наша милиция вполне само­стоятельна — выборные комитеты, белая повязка, свои номера, на вы­борах избирает своих представителей. Район делится на подрайоны. В каж­дом подрайоне может преобладать городская и рабочая милиция, в город­ской милиции мы представлены только при районе.

Говорят, что милиция должна быть в руках городского самоуправле­ния. Это хорошо, когда самоуправление демократическое, пока же этого нет — должна быть такая, как сейчас, смешанная милиция. Она только охраняет, а на случай экстренный надо создать резервы. Мы обучим их определенной строевой службе, и они будут защищать интересы граждан. Чтобы не попали в милицию городовые, надо брать добровольцев по реко­мендации заводов, то же самое, чтобы не было там хулиганов. В определен­ные воскресные дни добровольцы будут учиться. Уже на Петроградской стороне идет обучение солдатами милиционеров. Оружия еще нет, но его выдадут, нам удастся получить оружие.

На фабриках и в районах надо организовать выборы. Каждые 500 чел. выбирают одного. 70 чел. выбирают орган, ведающий делами. Надо это ввести везде, т. е. везде произвести выборы в милицию. Этот выборный комитет принимает на службу милиционеров. Когда выборы будут произ­ведены, надо выбрать в Городскую думу (в отдел милиции Городской думы) исполнительный орган, который будет заведовать всеми милиционерами. Служба охраны должна быть доведена до минимума и предоставлена го­родской милиции.

Депутат. Надо организовать рабочую милицию. В Выборгском районе на один пост — 10 кандидатов. Время должно быть оплачено из средств городского самоуправления. Город должен позаботиться о предо­ставлении рабочим оружия. Надо установить, что такие-то посты принад­лежат городской милиции, а такие-то рабочим. Надо выучить милицию. Надо произвести выборы и созвать представителей от районов.

Женщина из Рыбинска. Там такая милиция. Во главе мили­ции лицо, выбранное из революционеров. Товарищи! Есть милиционеры платные и бесплатные (те, которые не исполняют служебных работ). Ми­лиционеры выбираются из рабочих. Но мы считаем, что надо в нее назна­чить из военных, не годных работать на фронте. А эти милиционеры на службе — только когда хорошая погода, а как дождь, они прячутся.

Депутат. На Петроградской стороне нет оружия у рабочей мили­ции. Там в милицию записываются дворники и т. п. Где гарантия, что там

262


в милицию не попадут старые городовые, а в лучшем случае там будет в милиции буржуа, так как там милиция выбирается из представителей до­мовладельцев. Они будут подготовлять выборы в Учредительное собрание и другие органы. Они говорят теперь так: «Революция окончена — рабочая милиция может идти в отставку». Так что опять будет господствовать буржуазия.

Депутат [Муралов]. Могут ли дворники участвовать в мили­ции, как мы видим на углу 4-й линии?

Депутат [Орлов]. Надо торопиться с милицией, а то мы можем очутиться в руках городской милиции. Директор завода не должен орга­низовывать милицию.

Депутат. Милиция имеет винтовки, но не имеет патронов. Мы не рекомендуем — один милиционер на 500 чел. Этих выбранных надо считать только выборщиками для набора милиционеров. Где револь­веры, отобранные от городовых? Много оружия в частных домах, а как его извлечь? Мы в Государственную думу доставили 3 тыс. винтовок и много патронов. Мы в уезд дали 500 винтовок и т. д. Другие районы тоже полу­чили — наша Петроградская сторона получила 1800 винтовок.

Депутат. В милицию записываются заводчики...

Депутат. Из Петропавловской крепости получены револьверы, но без патронов. Надо сначала организовать милицию и потом уже говорить обо всем другом. Каждый гражданин имеет право иметь оружие. Должна распределять оружие Городская дума. Милиционеры не должны присту­пать к работе на фабриках, а должны дальше продолжать выполнять свои милиционерские обязанности.

Председатель. Я предлагаю таким образом решить этот вопрос: сначала организовать как следует эту (т. е. городскую) милицию, а потом со временем ее изменять. Вы же в свою очередь будете помогать отводить контрреволюционные элементы, которые могут оказаться в милиции. Итак, завтра надо произвести выборы выборщиков в милицейские район­ные отделения.

7. Результаты переговоров между заводчиками и рабочими.

Докладчик [Гвоздев]. Ввести повсеместно 8-часовой рабо­чий день. На каждом заводе выбирается фабричный комитет. Создаются примирительные камеры и одна центральная камера.

Еще не все в этом вопросе разработано, но уже самое главное добыто, и вот это наше завоевание отразится во всем мире. Это завоевание имеет значение не только для нас, оно имеет мировое значение. Накануне вос­кресенья рабочий день продолжается 7 часов. Заработок прежний. Сверх­урочные разрешаются лишь с согласия заводских комитетов.

Роль комитета и его задачи: а) сношения с фабрикантом; б) формули­ровка мнений; в) отношение между рабочими и хозяевами.

Примирительные камеры состоят из равного числа рабочих и админи­страции. Заседания по мере необходимости. В случае конфликта дело передается в центральную камеру. Центральная камера состоит из рабо­чих и фабрикантов. Самосуд не допускается. Это временная мера, она со временем будет превращена в закон, который распространится на всю Россию и на все предприятия. Завтра это постановление вступает в силу.

263


Представитель армии. Есть еще фронт. Положение около города Риги печально. Там еще старый режим не свергнут. Отбирают революционную литературу и сжигают ее. Я бы просил дать полномочие от Исполнительного комитета городу Риге. Я бы просил дать инструкцию для штаба 12-й армии.

Представитель от Твери. Там было все спокойно. Губер­натора убили и бросили, как собаку.

Представитель от Москвы. Я приветствую свободу. Человеку нужны земля, свобода и право. Каждый хочет жить сыто на земле. Немедленно надо поднять революцию во всем свете. Может быть, эта попытка не удастся. Мы согласны на такой мир, который приведет Вильгельма к виселице. Если же в психологии германцев не произойдет переворота, тогда необходимо довести войну до победного конца. Война идет на два фронта. У нас внутренний враг силен. Зачем привели полков­ников — они кровь пили. И вдруг их освободили. Почему? Потому что там все люди с просветами. Нам так прочли приказ по полку об отречении Николая II, что я, народный учитель, и то ничего не понял. Масса все признает, всему верит, что ей ни скажи. Потому надо выбирать агита­торов.

Представитель от Екатеринослава. Теперь дело в организации масс.

Представитель от Твери. Растерзали офицера, убивше­го солдата.

Представитель Семеновского полка. Настроение пока следующее: пока не издадут акта о земле, нам стыдно показываться в деревню. Земли приобретены всеми неправдами при Екатерине. Земля должна быть государственной, то, что куплено своим трудом, надо опла­тить. Смешно защищать свою родную землю, а земли этой родной нет. Покамест не издадут акта, мы не уйдем из Петрограда и не успокоимся... Правительство у нас капиталистическое...

Матвеев Ф. П. С. 30—38.

1 Поясняя решение Исполнительного комитета по 3-му пункту, А. Г. Шляпников
отмечал: «Среди членов Исполнительного комитета было несколько человек из под­
полья, не имевших квартир и носивших по-старому клички или псевдонимы. Некото­
рые советские и антисоветские элементы повели на этой почве агитацию, и Исполни­
тельный комитет предложил всем перейти от кличек к собственным именам и дать
свои адреса» (Пролетарская революция. 1923. № 1 (13). С. 351).

2 Упомянутая комиссия («комиссия труда») была создана Исполнительным ко­
митетом 9 марта 1917 г. в связи с предложением Петроградского общества заводчиков
и фабрикантов об урегулировании отношений с рабочими. В ее состав вошли К. А. Гвоз­
дев, Г. Г. Панков, П. А. Залуцкий, Б. О. Богданов, Н. Н. Суханов и Н. В. Свя-
тицкий (см. док. № 60).

3 По свидетельствам А. Г. Шляпникова и 3. С. Кельсона, до 10 марта состоялось
два заседания с участием представителей рабочей милиции: первое происходило 5 марта
(Кельсон датирует его 3 марта), второе — 7 марта. О каком из этих заседаний идет
речь в документе, точно установить не представляется возможным, так как и на том
и на другом возникли упомянутые в черновике существенные разногласия между
представителями городской и рабочей милиции. На первом заседании делегат Испол­
кома Петроградского Совета А. Г. Шляпников высказался за организацию рабочей
милиции как вооруженного оплота революции, деятельность которого не должна
ограничиваться охраной порядка. Его поддержали представители рабочей мили-

264


ции. Представители же городской милиции выступили против, предлагая ограничить функции милиции охраной порядка. К единому мнению собрание не пришло. На вто­ром заседании обсуждался доклад об основах организации милиции, составленный особым совещанием при начальнике городской милиции Д. А. Крыжановском, согласно которому, милиция должна была набираться по вольному найму и управляться ко­митетами, избранными всеми гражданами района (районы соответствовали прежним полицейским частям). Рабочие представители отстаивали принцип выборности своей милиции и ее организационной самостоятельности. Проект Крыжановского был на­правлен на доработку, а в дальнейшем, несмотря на формальное слияние городской и рабочей милиции, последней удалось отстоять свою автономность и принцип выбор­ности. См. об этом: Шляпников А. Г. Семнадцатый год. М.; Пг., 1923. Кн. 2. С. 134— 136; Келъсон Э. С. Милиция Февральской революции // Былое. 1925. № 1 (29). С. 167—168.

4 Совет при начальнике городской милиции Крыжановском — контрольный орган из представителей от районных комитетов и представителей милиционеров. Создание такого органа планировалось в докладе об основах организации милиции, подготовлен­ном особым совещанием при начальнике милиции для обсуждения на собрании пред­ставителей городской и рабочей милиции 7 марта (см.: Шляпников А. Г. Семнадцатый год. Кн. 2. С. 136).

6 Все министры поехали не к вел. кн. Михаилу Александровичу, а к князю Пу­тятину, на Миллионную, 12, куда позднее приехал и Михаил Александрович.

6 В. В. Шульгин был не членом Временного правительства, а членом Временного
комитета Государственной думы.

7 Намерение Николая II уехать после своего отречения в Англию находилось
в несомненной связи с соответствующим предложением английского военного пред­
ставителя в России Вильямса, который в письме к начальнику штаба Верховного
главнокомандующего М. В. Алексееву сообщал, что он телеграфировал своему пра­
вительству «относительно возможных планов государя отправиться в Англию». Через
Алексеева Николай II вступил в переговоры с Временным правительством, настаивая
на беспрепятственном проезде в Мурманск. 6 марта глава Временного правительства
Г. Е. Львов уведомил Алексеева о согласии правительства отпустить бывшего царя
в Англию. См. подробнее: Шляпников А. Семнадцатый год. Кн. 2. С. 21—23; Бурд-
малов Э. Н.
Вторая русская революция: восстание в Петрограде. М., 1967. С. 372—
375.

8 Эта резолюция была выработана Русским бюро ЦК РСДРП(б). Однако вопрос
о дате ее принятия Русским бюро является спорным. Составители сборника «КПСС
в борьбе за победу социалистической революции в период двоевластия» (М., 1957)
датируют ее «не ранее 9 марта 1917 г.» (с. 30). В сообщении В. Лаврина «О первой
резолюции Бюро ЦК РСДРП(б) в марте 1917 г.» доказывается, что эта резолюция
принята 3 марта (см.: Вопросы истории КПСС. 1966. № 3. С. 105—111). Видимо,
ближе к истине составители сборника. Вопрос о создании контактной (контрольной)
комиссии впервые обсуждался и был положительно решен Исполкомом Петроград­
ского Совета 8 марта, и, по всей вероятности, именно это обстоятельство побудило
Русское бюро ЦК и большевистскую фракцию Совета выработать свою резолюцию
для внесения на заседание Совета 10 марта, которому предстояло решить данный
вопрос. Ссылки же на то, что вопрос о контактной комиссии был в общей форме решен
на собрании Совета 2 марта (см. док. № 18), несостоятельны как из-за терминологи­
ческого несоответствия (2 марта речь шла о «наблюдательном комитете»), так и из-за
того, что вплоть до 8 марта практических мер к образованию контактной комиссии
предпринято не было.

265


И МАРТА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.