Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XIII. Рассмотрение психологических особенностей эстетического воспитания не случайно следует сразу за главой о воспитании нравственном






Рассмотрение психологических особенностей эстетического воспитания не случайно следует сразу за главой о воспитании нравственном. Доказывая нецелесообразность подмены эстетического предмета историческим, социальным или моральным, Выготский характеризует искусство как культурную форму разрешения (сублимации) нереализованных поведенческих тенденций, как идеальное средство очищения (катарсиса) от нравственных и эмоциональных конфликтов.

Целительное воздействие искусства убедительно доказано практикой психодрамы и других видов арттерапии, широко используемой для коррекции и пропедевтики эмоциональных трудностей детей и подростков. Катарктический потенциал искусства все полнее используется в детских театральных и художественных студиях, постепенно отказывающихся от былых установок на преимущественное обучение художественным техникам.

Указывая на психологическое родство процессов художественного творчества и восприятия искусства («Читатель должен быть конгениален поэту...», с. 234—235), Выготский заложил.психологические основы современного эстетического воспитания. Неразрывность и взаимообусловленность двух сторон эстетического воспитания — детского творчества и изучения лучших произведений искусства — являются азбукой лучших систем художественного развития детей.

Однако современная массовая школа еще далека от понимания и воплощения этого принципа. В школьном курсе литературы практически отсутствует момент детского литературного творчества. На уроках ИЗО детское рисование слабо связано с элементами искусствоведения и истории изобразительного искусства. На уроках музыки отсутствует детское музицирование (есть лишь обучение технике исполнения готовых музыкальных произведений).

Если одни идеи Выготского задают зону ближайшего развития педагогике эстетического развития (такова, например, мысль о «внесении эстетических реакций в /515/ самую жизнь» как о высшей задаче художественного развития детей), то некоторые положения этой главы не выдержали испытания временем.

Так, несмотря на безоговорочный приговор Выготского «трещоточным стихам» К. Чуковского, его детская поэзия выдержала проверку временем и вошла в золотой фонд детской литературы. Не нуждается в защите и оправдании и раскритикованная Выготским детская сказка (см. с. 245-251), впитавшая сокровища народной мудрости и художественную силу подлинных произведений искусства. Сегодня призывы Выготского оставить и возможно скорее забыть большую часть наших сказок, основанных на «вредной фантастике и не заключающих в себе никаких других ценностей» (с. 249), едва ли вызовут сочувствие педагогов, ежедневно наблюдающих волшебные воспита-тельно-врачевательные воздействия сказок не только на дошкольников, но и на старших учеников. А в свое время подобные хлесткие суждения причинили немало зла молодой детской литературе и ее защитникам, прежде всего К. Чуковскому.

Чуковский Корней Иванович (1882—1969) — русский советский писатель, критик, литературовед, переводчик.

Бичер-Стоу (Beecher-Stowe) Гарриет (1811—1896) — американская писательница.

Крылов Иван Андреевич (1769/1768—1844) — русский писатель, баснописец, журналист.

Сологуб Федор (1863—1927) — русский писатель.

Овсяника-Куликовский Дмитрий Николаевич (1853—1920) — русский литературовед, языковед.

Иванов-Разумник Разумник Васильевич (1878—1946) — русский литературовед.

Берн (Verne) Жюль (1828—1905) — французский писатель, один из создателей жанра научно-фантастического романа.

Пушкин Александр Сергеевич (1799—1837) — русский писатель и поэт, основатель новой русской литературы.

Чацкий Александр Андреевич — герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824).

Христиансен Бродер (?) — философ-идеалист, взгляды которого сложились под влиянием неокантианства.

Спенсер (Spencer) Герберт (1820—1903) — английский философ и психолог. Один из основателей позитивизма. Распространил эволюционное учение на область поведения организма и его психические функции.

Веселовский Александр Николаевич (1838—1906) — русский историк литературы.

Айхенвальд Юрий Исаевич (1872—1928) — русский критик, автор книг «Силуэты русских писателей», «Этюды о западных писателях», «Пушкин». В студенческие годы один из учителей Выготского.

Бухарин Николай Иванович (1888—1938) — советский партийный и государственный деятель. Автор теоретических работ по философии и политэкономии.

Бетховен (Beethoven) Людвиг Ван (1770—1827) — немецкий композитор.

Шопен (Chopin) Фридерик Францишек (1810—1849) — польский композитор и пианист.

Гоголь Николай Васильевич (1809—1852) — русский писатель.

Гёте (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749—1832) — немецкий поэт, мыслитель, естествоиспытатель. Исследователь проблем зрительного восприятия.

Гершензон Михаил Осипович (1869—1925) — русский историк литературы и общественной мысли.

Потебня Александр Афанасьевич (1835—1891) — русский филолог, представитель школы исторического языкознания, линии Гумбольдта — Штейнталя. Работы Потебни оказали большое влияние на Выготского.

Шаляпин Федор Иванович (1873—1938) — великий русский певец.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.