Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игрокам об Игре






Вам приходила в голову мысль, что играть — неловко? Неприлично или недостойно для взрослого человека? Играть не в казино и не пульку в теплой компании расписать под легкие напитки, а играть именно так, как играет всякий ребенок, — бездумно и с удовольствием, не думая, для чего он это делает и какие результаты он получит в результате Игры.

Представьте себе ситуацию: малыш, наморщив лобик от усердия, двигает щепку, в которую сверху кое-как во­ткнута спичка с нацепленной на нее бумажкой, в сторону лужи.

При этом он усердно размышляет: «Как хорошо, что я сегодня пол-утра занимался мелкой ручной работой — пристраивал спичку-мачту в кораблик! Ведь как раз мелкая моторика стимулирует развитие мозга! А теперь я на корточках иду — как раз суставы тазобедренные разрабатываю, и щиколотки тоже хорошо работают, на коленные суставы только нагрузка излишняя, но потом я комплекс для расслабления коленей сделаю».

Уже и родители считают Игру пустой забавой, совершенно необязательной для ребенка, даже детский сад выбирают, руководствуясь этим заблуждением: «Поведу ребенка в «этот» (хороший) детсад, здесь учат писать, считать, а то в «том» (плохом) только играют, поют да танцуют...» И это настораживает и заставляет задуматься. Зайди­те в книжный — там развивающая литература с настораживающей скоростью вытесняет веселые книжки с картинками. Самым мелким малышам уже с ясельного возраста предлагается материал для работы — для того Взрослого, который живет в каждом из нас, даже в детях. И ничего для простой Игры, нет смешных сказок и историй, даже современные зубры отечественной детской литературы ушли в сторону написания пособий по бизнесу и, хоть и занимательных, но учебников — то есть опять в сторону Взрослого. Так ведь совсем играть разучиться можно. А Ребенку без Игры — никак нельзя, Игра — это основная функция сущности Ребенка.

И еще: без Игры нет Творчества, потому что Творчество — это как раз и есть Игра.

Есть такой американский психолог Эрик Берн и его теория трансактного анализа (трансакция — передача). Согласно этой теории, каждый человек имеет в себе три ипостаси. От самого рождения и до последнего дня никуда эта троица не денется — только влияние каждого в разные периоды жизни усиливается или уменьшается, но не исчезает никуда. В каждом поступке, в каждом жизненном эпизоде жизни можно проследить, кто в данный момент главный — Ребенок, Взрослый или Родитель, притесняя же любую из этих личностей, мы своими руками разрушаем себя.

Лучше, чем об этом сказал сам Эрик Берн, не скажешь, поэтому привожу описание личности из книги «Секс в жизни человека» («Sex in human Life»).

Человеческая личность

Наиболее плодотворно думать о человеческой личности как разделенной на три части или, еще лучше, осознавать, что каждый индивид представляет собой три различные личности, каждая из которых тянет в свою сторону... Так что удивительно, как вообще что-либо когда-либо оказывается сделанным. Каждый человек: мужчина или каждая женщина носят всех троих в своей голове.

Родитель представляет кого-то в голове, говорящего ему, что он должен делать, и как себя вести, и каким хорошим он является, и какой он плохой, и насколько лучше или хуже его другие люди. Короче, Родитель является голосом в голове, сопровождающимся редакторскими комментариями, как это часто делают родители, все, что делает человек. Вы можете судить о том, когда говорит ваш Родитель или Родительское состояние эго, по тому, что он употребляет слова типа «смешной», «незрелый», «ребяческий» или «порочный». Ваш Родитель может говорить с вами в таком духе в вашей голове, и он может также обращаться вслух к другим людям в то же самое время. При этом он может быть любящим и полным сочувствия, в точности как настоящий родитель, и говорить вещи вроде «Ты зеница моего ока», «Дай я позабочусь об этом» или «Бедная девочка».

Взрослый представляет голос рассудка. Он работает как компьютер, воспринимающий информацию из окружающего мира и решающий на основе разумных вероятностей, какой род действий предпринять и когда это сделать.

Взрослый говорит вам, когда и как быстро переходить улицу, через какое время вынимать пирог из духовки. При переходе улицы, например, он действует как очень точный и очень сложный компьютер, оценивающий скорость всех машин на кварталы в обе стороны и затем выбирающий как можно более удобный момент для того, чтобы двинуться через улицу, не будучи убитым, или, вернее, не будучи вынужденным бежать, тем самым теряя собственное достоинство. Взрослое эго всегда, насколько возможно, следит за тем, чтобы сохранить ваше достоинство, за исключением случая, когда ваша судьба — быть клоуном. Все хорошие компьютеры таковы: они выбирают наиболее элегантное решение и стараются избегать дилетантских и небрежных, где только могут. Вы можете определить, когда говорит ваш Взрослый, поскольку он употребляет слова типа «Готов?», «Сейчас!», «Слишком много!», «Недостаточно!» и «Здесь, а не там».

Ребенок показывает, что каждый мужчина имеет маленького мальчика внутри себя, а каждая женщина носит маленькую девочку в своей голове. Это Детская часть личности, ребенок, которым он или она когда-то были. Но каждый ребенок отличается от другого, и Детское состояние в каждом человеке разное, потому что это Ребенок, которым он был в определенное время своей жизни. Когда Ребенок берет верх, человек ведет себя по-детски, подобно ребенку определенного возраста: в одном человеке он может быть 4 лет и 3 месяцев, а в другом — 2 лет и 6 месяцев, и сомнительно, может ли он когда-либо быть старше 6 лет.

Важно осознать, что Ребенок находится там не для того, чтобы его подавлять или наказывать, потому что на самом деле он является лучшей частью личности, частью, которая бывает или может быть, если к ней правильно подойти, продуктивной, спонтанной, умной и любящей, в точности как бывают настоящие дети. К несчастью, дети также могут быть надутыми, требовательными, не считающимися ни с кем и даже жестокими, так что с этой частью личности не всегда легко иметь дело. Поскольку ваше Детское эго-состояние останется с вами на всю жизнь, самое лучшее, что можно сделать, — это признать его и постараться ладить с ним. И будет больше вреда, чем пользы, если вы будете его игнорировать и обращаться с ним сурово, в результате чего оно исчезнет.

Качества Ребенка: открытость, непосредственность, безответственность, стремление играть, проницательность. Ребенок говорит: «Хочу!»

Взрослый — это четкость, деловитость, ответственность, дисциплина, стремление выполнять. Взрослый говорит: «Должен!»

Родитель — тот, кто учит, наблюдает, обучает, поощряет и наказывает, стремится заботиться. Родитель говорит: «Делай вот так!»

И когда любой человек делает что-то легко и с удовольствием — он говорит: «Я делаю это играючи». Без Игры нет Творчества, потому что Творчество — это как раз и есть Игра.

А что мы слышим с самого раннего детства:

— ты ДОЛЖЕН убирать свои игрушки;

— ты ДОЛЖЕН любить родителей;

— ты ДОЛЖЕН идти в детский сад — это твоя маленькая работа;

— ты уже не маленький, а школа — это тебе не детский сад, и ИГРЫ КОНЧИЛИСЬ;

— ты ДОЛЖЕН слушаться, тут с тобой в игрушки ИГРАТЬ НИКТО НЕ БУДЕТ;

— что значит: ХОЧУ на каток??? А уроки???;

— оставь свои ХОЧУ — ты ДОЛЖЕН делать то, что НАДО!

Брррр!!!

Самое заветное желание детства, чтобы пришел добрый волшебник и спросил: «Что ты ХОЧЕШЬ?» Потому что добрые мама и папа спросят об этом разве только, когда заболеешь.

Между «надо» и «хочу» — огромная разница!

«Хочу» — это всегда ИГРАТЬ! Это всегда легко и интересно — на «хочу» организм сразу отзывается готовностью.

А мы почему-то все время стараемся отучить себя играть, придавить живущего в нас Ребенка. Мы сознательно запираем подальше «хочу» и вставляем везде «должен» и «надо». Играть вроде бы даже становится предосудительно. Но ведь на любое давление-подавление наш организм отзывается бунтом! Ведь не случайно же большинство болезней сворачивают свои войска и отползают, если вы сами себе честно отвечаете на вопрос: «ЧТО ЖЕ Я ТАК НЕ ХОЧУ ДЕЛАТЬ, ЧТО ПРЕДПОЧИТАЮ ДАЖЕ ЗАБОЛЕТЬ, ЛИШЬ БЫ ИЗБЕЖАТЬ ЭТОГО?» То есть если вы переусердствуете, твердя себе ДОЛЖЕН, НАДО, ОБЯЗАН, то ваш организм взбунтуется обязательно и заявит: «А я ХОЧУ лежать и никому ничего не ДОЛЖЕН!»

И не потому ли так тяжело отдавать долги и так радостно дарить подарки?

Хотеть или долженствовать

Но вот какое у меня возникло интересное наблюдение: если в своей собственной речи начать управлять всего тремя словами: «хочу», «надо» и «должен», — можно делать удивительные вещи и добиться совершенно невероятных результатов!

Представьте себе обладателя любой вредной привычки, скажем, курильщика.

Утро.

— Здрасте все! Как курить-то хочется!

— Чайник включить, телевизор тоже, а умыться сейчас?

— Нет, хочу покурить сначала!

— Зарядку?

— Да, мне, конечно, надо зарядку, но сейчас хочу курить!

Наверное, такой утренний монолог доносится из клубящегося дыма.

А теперь попробуем по-другому.

Утро.

— Извините, но я ДОЛЖЕН закурить. Хочу сделать зарядку, но НАДО курить! Да, мне очень хочется побегать, проветрить легкие, укрепить тело, но я ДОЛЖЕН курить! Безусловно, очень хочу вести здоровый образ жизни, но дело — прежде всего. Я ДОЛЖЕН курить! Я мог бы, конечно, с удовольствием позавтракать, но мне НАДО курить!

Если вы будете изо дня в день повторять эту волшебную формулу: «Я должен курить» — желание курить скончается скоропостижно! Вот еще примерчик.

—...как я ХОЧУ быть стройной и красивой! Я мечтаю о тренировках в бассейне, о танцах и пробежках по утрам, а вместо этого я ДОЛЖНА ЖРАТЬ! Я ОБЯЗАНА поглощать это безмерное количество холестерина, я ДОЛЖНА трескать день и ночь мучное и сладкое, мне НАДО постоянно что-то жевать! А я ХОЧУ легкого и бодрящего чувства полета, но ДОЛЖНА еле ползать с набитым брюхом!

Слово-то какое серьезное — «долженствовать»! Прямо хочется в струнку вытянуться, форму на втянутом животике расправить и на начальство глазом коситься — не гневается ли?

Что хочу сказать: противоречие, граждане! Противоречие, которое мешает нам добиться многого в этой жизни! Любое действие запросто можно сделать крайне неЖЕЛАТЕЛЬНЫМ, если говорить о нем в принудительной форме: ДОЛЖЕН!

То есть любой собственный каприз можно просто убить, произнося его в сочетании со словом «надо». Получается так, что слова «надо» и «должен» — это слова-ограничители. Они ограничивают свободу выбора, и человек ВЫНУЖДЕН делать не то, что он хочет. Зато мы получаем мощнейшее оружие для самомотивации: начните озвучивать все свои желательные действия, заменяя «надо» и «должен» на «хочу» — ваш организм немедленно и с радостью подчинится — ведь его зовут играть!

Так вот и начинаем свой день: «А что же я сейчас ХОЧУ сделать интересного?»

И подставляйте любые дела:

  ХОЧУ убраться на столе;

  ХОЧУ помыть посуду;

  ХОЧУ пробежаться пару километров для бодрости тела и духа;

  ХОЧУ сделать небольшое научное открытие или подвиг совершить какой-нибудь огромный;

  а потом ХОЧУ вкусного компота;

  ХОЧУ сшить себе тюбетейку с колокольчиками!

И это отличный рецепт от любого занятия получать удовольствие! И это не пустые слова — вот, например, письмо, которое Волшебница Мистика отправила на адрес своей работы...

Моя дорогая и любимая игра по Фамилии «Работа»! Мне с тобой очень повезло в жизни — во что я хотела играть, в то и играю. Ты же знаешь — мы друг без друга не можем. Более того, ты разная, интересная и увлекательная. Ты можешь быть и моим Доктором, и моей По­дружкой, и моим Весельем-Развлечением, и моим Театром, где я — Главный Актер, Режиссер и Сценарист. Ты понимаешь меня и можешь подождать, если я ленюсь.

Ты знаешь, что я люблю играть в тебя, когда уже подходят крайние сроки, и терпеливо ждешь своего часа, чтобы в последний момент, в последнюю ночь творить вместе со мной Шедевры. Ты приводишь ко мне интересных и новых людей, новые ощущения и свершения. Ты умеешь сделать ТАК, чтобы я парила, когда у нас вместе получается сыграть красиво и слаженно. Ты у меня получаешься, и поэтому я люблю тебяи себя в такие минуты.

Ты можешь менять имена и с именем меняться самаРабота, какая Волшебная Игра ты у меня!

Ты даже имеешь такое положительное качество, как полное отсутствие ревности к играм с другой Фамилией. Например, когда тебя много, то ты с удовольствием уступаешь место играм по Фамилии «Гости при­шли», «Любимый в онлайне», или «Мама приехала», или другой игре по Фамилии «А почему бы не расслабиться...». Я могу играть в тебя и тут же баловаться, и играть в волшебные игры, и выдумывать...

Ты даешь мне поспать до полудня и бодришь меня ночами (о чем еще мечтать природной «сове», как не о такой Работе?). Ты не заставляешь меня мчаться к тебе в 8 утра в переполненном транспорте и разрешаешь мне выбирать любое удобное время для игры в тебя. В общем, повезло мне с тобой. Люблю я тебя. Одно только в тебе правило есть, которое я предлагаю тебе поменять, чтобы дружба наша и единство и дальше приносили нам с тобой чувство Полета и Волшебства. Давай договоримся о выплатах и премиальных. С сегодняшнего дня предлагаю установить следующие правила:

 

1) за внесенный в тебя творческий вклад и игру в тебя с удовольствиемплатить играющему (мне) по потребностям + 27бесконечность;

2) не задерживать выплаты;

3) не забывать о премиальных;

4) не лишать тебя особых творческих и умственных сил;

5) не занимать тобой время, положенное по праву другим играм, а если так случилось, то сумма премиальных также назначается по потребностям + 27  бесконечность.

Обещаю, что честное выполнение этих правил сделает нашу игру еще интереснее и плодотворнее, а главное — Волшебнее! ДА!

Подпись: Мистика






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.