Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные действия






После установления малого дыхания начинаем добиваться произнесения самого удобного, легко произносимого звука - этот звук, как говорилось выше, напоминает стон или легкое русское " ха".


Этот звук производим в четырех положениях рта:

Основное положение: рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинец между ними не пролезет). Рука на груди.

1-е подготовительное положение: рот закрыт (губы сомкнуты, зубы разомкнуты). Одна рука - на груди, другая рука (ладонь) - на голове. При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов.

2-е подготовительное положение: рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос сквозь зубы). В этом случае голос очень близок к естественному, так как открытие губ рефлекторно помогает открытию гортани (" второму рту"). При широком раскрытии " первого рта" " второй рот", как мы обращали на это внимание, закрывается.

Внимание сосредоточено на том, чтобы не допустить физического напряжения.

3-е подготовительное положение (применяется только при установке примарного тона): нос закрыт, рот открыт (для профилактики носовой утечки [воздуха], гнусавости следует добиваться, чтобы пальцы, которые зажимают нос, совершенно не ощущали воздушного давления). Другая рука на груди.

 

Упражнения для выработки примарного тона голоса

Упражнение 1 - рот открыт (основное положение).

Выполнение: Рука на груди. Легкий вдох во " второй нос". Легко выдыхаем тишайший звук. Следим за отсутствием малейших напряжений. Время выполнения - 2 мин.

 

Упражнение 2 - рот закрыт.

Выполнение: Рука на груди. При этом положении, когда происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов, полезнее всего, чтобы одна рука была на груди, как и во всех остальных упражнениях, а вторая рука (ладонь) была на голове. Легкий вдох во " второй нос". Через нос легко


 




выдыхаем тишайший звук. Следим за отсутствием малейших напряжений. Время выполнения - 2 мин.

Упражнение 3 - рот полузакрыт.

Выполнение: Рука на груди. Внимание сосредоточено на
недопущении физических напряжений и некоторой разницы в
вибрационных ощущениях в груди. Легкий вдох во " второй нос".
Через нос и рот легко выдыхаем тишайший звук. Время
выполнения - 2 мин.

 

Упражнение 4 - рот открыт, нос закрыт.

Выполнение: Рука на груди. Легкий вдох через рот. Легко

выдыхаем тишайший звук, следим, чтобы воздух не " бил" в нос.

Если была гнусавость, то очень скоро она исчезнет. Время

выполнения - 2 мин.

Упражнение 5 - (возврат " на круги своя") рот открыт (основное положение).

Выполнение: Рука на груди. Легкий вдох во " второй нос".
Легко выдыхаем тишайший звук. Стараемся почувствовать
разницу в вибрационных ощущениях между упражнениями 2, 3
и 4. Время выполнения - 2 мин. Эти пять упражнений являются
спасительным звуковым кругом, с которого необходимо начинать
все дальнейшие звуковые действия. Это главные настройщики
голоса и всех систем организма.

Каждое упражнения выполняем по 2-3 раза.
Продолжительность урока 2-15 мин.

Вот этот тихий, спокойный, без малейшего напряжения звук, идущий откуда-то из глубины, и есть ваш природный голос, или примарный тон.

В дальнейшем мы должны научиться изменять этот тон (интонировать), произносить, используя его, отдельные слова, фразы - иными словами, научится говорить своим (природным) голосом, а затем, если есть музыкальные и актерские способности, и петь, как это делал Шаляпин, т.е. соединять речь и пение воедино.


Эти пять упражнений не только полезны для развития голоса, но они также расширяют чувствительность всех систем организма, делают нашу психику более тонкой и управляемой. Эти упражнения способствуют быстрому восстановлению сил, а также снимают возбуждение и напряжение со всех систем организма и могут стать прекрасным средством для восстановления здорового сна.

Через день-другой эти упражнения можно выполнять во время ходьбы. Это будет лучше любой охранной грамоты.

 

Урок 3. Интонирование (суть голоса)

В упражнениях третьего урока мы должны сделать следующий шаг в формировании психоакустической модели извлечения звука. Именно теперь, когда мы разобрались в самом главном - в том, что звук не связан с физическими усилиями, -мы должны сделать важный шаг в развитии своего голоса. Это произойдет, если мы научимся поднимать тон также без физических усилий, как это мы делали при выработке примарного тона. Еще раз напоминаю о главном: во время упражнений мы думаем не о голосе, пускай он будет еле-еле слышным, а об открытии " второго рта", о расслаблении произвольной мускулатуры тела - и о малом, поверхностном дыхании. Только это поможет сформировать правильную, психоакустическую модель голоса. В дальнейшем голос будет вас слушаться и откликаться на любой ваш приказ: быть громоподобным или нежнейшим, как пушинка, и не теряющим тембральных красок.

Прежде чем начать упражнения по выработке навыка интонирования, напомню 3 положения органов речи (два подготовительных и одно основное).

1-е подготовительное положение: рот закрыт." Второй рот" открыт (опущена гортань). Одна рука на груди, вторая рука (ладонь) на голове. При этом положении происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов. Дыхание (придыхание) - во " второй нос".


 




2-е подготовительное положение: рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос звучит сквозь зубы). " Второй рот" открыт (опущена гортань). Дыхание (придыхание) - во " второй нос". В этом случае голос очень близок к естественному. Внимание сосредоточено на недопущении физического напряжения во всём теле.

3-е основное положение: рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинцу не пролезть), " второй рот" открыт (опущена гортань). Дыхание (придыхание) - во " второй нос". Рука на груди. Во всех трёх положениях постарайтесь почувствовать разницу в вибрационных ощущениях в груди.

Урок начинаем с упражнений по открытию " второго рта" -1-2 мин. Затем выполняем упражнения по установлению примарного тона - 2-3 мин. После этого приступаем к третьему уроку.

Упражнения в интонировании. Минимальное время выполнения каждого упражнения - 1 минута.

Напоминаю, что все упражнения начинаются с легкого вдоха во " второй нос" и делаются всегда в трех положениях рта в указанной последовательности: закрытый, полузакрытый, открытый. Для того чтобы эффект от упражнений этого и последующих уроков был наибольшим, необходимо включить наше воображение. Надо представить себе, что вы находитесь в клинике, в больничной палате, и ваша челюсть забинтована так, что вы можете издавать только звуки. Всё ваше тело расслаблено. Вы хотите пить, и вам надо подозвать медсестру.

Общие правила при выполнении этих упражнений:

темп упражнений - удобный для вас. Постепенно увеличивайте продолжительность звука. Это очень полезно во многих отношениях. Во-первых, лучше закрепляется навык, во-вторых, вам самим будет приятно ощущать вибрации в груди, а затем и во всем теле и, в-третьих, это полезно для здоровья.

Упражнение 1. Одиночный сигнал. Стон-просьба (звук, похожий на нечто среднее между " а-а" и " о-о"): одна рука на груди, другая выполняет жест, смысл которого: " Подойдите! ".


То есть при каждом поднятии тона свободной рукой вы делаете мягкий подзывающий жест и тем самым увеличиваете выразительность интонации за счёт игры воображения.

Тон голоса вначале идет немного вверх, а затем опускается до удобного низкого уровня (ниже примарного тона). Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 2. Двойной сигнал. Интонация несогласия. Представьте, что вам вместо сока принесли молоко и вы выражаете несогласие (двойной звуковой сигнал для передачи слов " не то, не то", похожий на " э-а"). Голос идет вверх и вниз в удобном диапазоне и темпе. Темп постепенно замедляется, а звуковысотный диапазон увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 3. Двойной сигнал с противоположным смыслом. Интонация согласия. Представьте, что вам принесли сок и вы своей интонацией даёте понять медсестре, что на этот раз она правильно поняла вашу просьбу (двойной звуковой сигнал для передачи слов " да-да", похожий на " ага"). Голос образуется так же, как и при несогласии, но интонация (смысловое значение) противоположная. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 4. Тройной сигнал. Укачивание ребенка в колыбели. Тон поднимается, затем опускается и снова поднимается. Счет раз, два, три. Мысленно можно проговаривать: " Ба-ю-бай". Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 5. После того как вы почувствуете, что овладели этим ритмом, вы можете увеличить продолжительность укачивания до счета 7. Последний, седьмой, сигнал так же, как и в упражнении 1, приходится на повышение тона. Мысленно можно проговаривать: " Ба-ю, ба-ю ба-ю - бай". Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Упражнение 6. Четырьмя короткими сигналами выражаете интонацию просьбы, после этого делаете короткое придыхание и повторяете упражнение. Формула: вдох, а-а-а-а, вдох, а-а-а-а и так далее. После того как система будет освоена, вам будет достаточно проделать это упражнение несколько секунд - и голос будет


 




настроен. Выполняем в закрытом, полузакрытом и открытом положениях рта.

Эти упражнения очень полезны для разработки резонансной
системы голоса.

Упражнения повторить два-три раза.

Общее время выполнения 6 упражнений – 15-30 мин.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.