Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О вреде понимания






 

Не спрашивайте человека о том, почему он такой, какой есть.

Спросите его, каким он мог бы стать.

Милтон Эриксон

 

Моя мама рассказывает, что моим первым словом было «почему». Охотно верю. Я провела первые сорок пять лет своей жизни в попытках раскрыть один секрет: почему люди такие, какие они есть. У меня диплом психолога, я прочитала тысячи книг, чтобы понять человеческую психологию, и провела тысячи часов, анализируя поведение людей, с которыми мне довелось общаться, включая своих друзей и друзей их друзей. Так почему же я настолько часто повторяю своим клиентам слова, сказанные мне однажды писательницей Дафной Роуз Кингма, о том, что понимание – вредно?

Я утверждаю так, поскольку пришла к выводу, что понимание того, почему мы являемся такими, какие мы есть, не просто бесполезно, но и вредно – оно может помешать двигаться дальше. Почему я не могу сделать это правильно? Почему это со мной случилось? Почему я никогда не выдерживаю трудностей? Мы продолжаем думать над подобными вещами, хотя если бы знали ответы на них, то проблем не существовало бы вовсе. Но эти вопросы имеют одно свойство: даже если мы знаем ответы на них, они ведут нас в тупик отчаяния. Ну и пусть вам кто‑ то сказал, будто в вашем доме такой беспорядок, что в некоторые комнаты нельзя зайти. У вас до сих пор все то же самое – и вы ничего с этим не можете поделать.

Привычка застревать на всех этих «почему» (потому что я слабый, потому я неродной ребенок, потому что я слишком слежу за всем) настолько сильна, что даже имеет название – паралич анализа. В бизнесе это определение часто дается тем людям или командам, которые делают вид, что собирают необходимую информацию, вместо того чтобы действовать. Но это может случиться с любым из нас, когда мы зацикливаемся на нашем состоянии и не можем что‑ либо изменить. Как написал Тимоти Уилсон в New York Times, обобщая научные исследования по проблемам самозацикленности, «если нам что‑ то не нравится в своем поведении, то наилучшим выходом станет попытка действовать так, как человек, которым мы хотим быть, а не сидеть на месте и копаться в себе».

Тут нам помогут знания о принципах деятельности головного мозга. Спрашивая «почему», вы активизируете аналитическое мышление, за которое отвечает левое полушарие головного мозга. Аналитическое мышление, в свою очередь, несет ответственность за текущий момент – оно обрабатывает информацию, связанную с тем, какие мы сегодня. Это функция сбора данных. За прошедшие сорок лет я узнала о десятках теорий насчет того, почему мы именно такие, – от серьезных психологических до увлекательных духовных моделей. Некоторые я полюбила, некоторые – отвергла. Одни модели дали мне возможность проникнуть в суть проблемы и оказались полезными, а другие показались ограниченными и несерьезными. Я уверена лишь в одном – их очень много.

Но! Желая что‑ либо изменить в себе, сделать что‑ то новое, мы должны использовать другую часть мозга – наше правое полушарие, ответственное за творческое мышление и будущие действия. Именно там живут наши надежды, мечты и желания. Там рождается созидательный подход. Правому полушарию неважно, что у вас было в прошлом, – ему интересно все новое, никакой рутины! Оно хочет получать новые знания и помогает продвигаться вперед. Прогрессивное мышление не задает вопросы «почему» – оно занимается тем, чего можно достичь. Правое полушарие работает с такими вопросами, как: «чего я сейчас хочу?», «ради чего мне нужно идти вперед?», «что мне нужно для того, чтобы моя мечта сбылась?».

Готовясь к переменам, которые вот‑ вот должны наступить, позвольте вашему правому полушарию помочь вам. Все, что нужно, это забыть о вопросе «почему» и сконцентрироваться на вопросе «как это сделать». Спрашивайте себя «что», а не «почему»: «Что я могу сделать для упорядочения своей рабочей и личной жизни?», а не «Почему я трудоголик?»; «Какая помощь мне необходима сейчас?», а не «Почему это происходит со мной?». Замечаете разницу в подходах? Один из них приводит к длительным бесполезным размышлениям и зацикливании на себе, а второй – к созданию возможностей и движению вперед.

Для того чтобы получить результаты творческого мышления и продвинуться вперед, вам необходимо понять две вещи. Во‑ первых, правое полушарие любит вопросы, а не утверждения. Таким образом, чем больше вы зададите вопросов, тем больше будет понимания. Вы также можете задавать вопросы, которые требуют обдумывания, ведь ваш мозг не ответит на них сразу. Но будьте уверены, это случится!

Во‑ вторых, помните, что правое полушарие любит метафоры и относительность. Поэтому ответы на ваши вопросы могут быть получены не в прямой форме. Таким ответом может оказаться песня, слова которой не будут выходить у вас из головы, или вы почувствуете что‑ то на интуитивном уровне. Это может быть убедительный зрительный образ. Поверьте, именно такими будут ответы на ваши вопросы.

Привожу пример. Тед просто утопает в бумагах, которые содержат много информации о новых возможностях в бизнесе. Он не просто хочет привести дела в порядок – ему важно понять, на каком из проектов следует сконцентрироваться. Он разговаривает со мной по телефону, объясняя, почему его стол завален документами, и не может выбрать ни один из проектов. Я предлагаю ему забыть о «почему» и попробовать провести эксперимент. Пусть он представит, что находится на смертном одре и смотрит на свою прошедшую жизнь. Понравился бы ему этот проект? Имели бы результаты проекта лично для него большое значение? Я предложила Теду упорядочить эти проекты по ощущениям удовлетворения и самореализации – он последовал моему совету. Теперь у него замечательная карьера и вся его работа наполнена смыслом.

 

Справляемся со стрессом: «Избавляюсь от привычки “старой крикуньи”»

– У меня всю жизнь была привычка позволять своему стрессу управлять мной, – признает Кристина Хирльмайер Нельсон, писатель и эксперт по вопросам управления стрессами. – Рождение детей дало новый импульс моим приступам гнева. Я испытывала сильную послеродовую депрессию после рождения первого ребенка, меня одолевали ужасные мысли. Я не хотела кричать на малыша, как моя мать, боялась нанести ему физическую или психологическую травму. Вместо того чтобы спрашивать себя, почему мой характер так изменился, я стала использовать замещающие стратегии, которые оказались настолько эффективны, что сейчас я обучаю им других людей. Например, помогают часовые прогулки или посещение кафе в одиночку, чтобы собраться с силами. Или же я целую своих детей, как только у меня начинает ухудшаться настроение (при этом выделяется серотонин – гормон, который положительно влияет на самочувствие и улучшает настроение). Я проявляю сочувствие к детям, если они голодны или устали, а не думаю, будто они так говорят, чтобы досадить мне. Я ложусь спать раньше (как минимум раз в неделю), чтобы встать на час раньше, прежде чем проснутся дети, и провожу это время в расслабляющей обстановке. Также полезно слушать музыку для медитации – она помогает стимулировать альфа‑ волны мозга. Раз в месяц мы с мужем устраиваем свидание и проводим ночь в романтической обстановке – это очень помогает сближению, и я чувствую себя настоящей женщиной. Мои дети редко слышат мой раздражительный тон, я сейчас избавляюсь от привычки «старой крикуньи». Теперь, как только стресс настигает меня, я сразу занимаюсь собой, а не выплескиваю свои отрицательные эмоции на близких.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.