Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






заведующая Осташковским краеведческим музеем.

Музейная просветительская программа

«Сто вопросов – взрослому» (25 февраля 2016 года)

Гость программы – Бодрова Наталья Михайловна –

заведующая Осташковским краеведческим музеем.

 

По сложившейся традиции гость рассказывает немного о себе:

Хочу всех поблагодарить, что пришли на эту встречу. Для меня подобная встреча первая, хотя общаюсь с молодёжью много. Родилась я здесь, в нашем Селижарове, правда, ещё в прошлом веке, в 1961 году. Воспоминаний из детства много. Ещё в младших классах мы ходили в школу по центральной Ленинской улице, по «каменке», тротуары были деревянные. Я жила на Шахтёрской улице, на конце Селижарова - это в сторону Осташкова.

Ходила в первую школу. Как сейчас помню, когда распутица, спасали только резиновые сапоги, иначе не пройдёшь. Перед школой был ручеёк, в котором мы всегда мыли сапоги, прежде, чем зайти в здание. Раньше посёлок выглядел по-другому, сейчас многое изменилось. Есть тротуары, улицы покрыты асфальтом, дома реставрируются, появилась колокольня, новодел в центре посёлка, очень украсив его. Наш посёлок замечательный, здесь три реки, и естественно, всё детство проходило на Волге и Песочне. Эта речка была недалеко от дома, и я очень любила ловить рыбу, за что попадало от матери. Потому что, как уходишь с утра и до вечера, пока родители не придут с работы. Настолько это увлекательное занятие. Не знаю, как сейчас дружат ребята, а раньше мы дружили улицами, кварталами. У нас ровесниц девчонок не было, больше мальчишки. А у них любимые занятия были: рыбалка, поиски разные, раскопки и всё такое прочее.

Школу вспоминаю с большой теплотой, потому что там мы взрослели, получали знания.

Педагоги у нас были замечательные. Учили нас не только знаниям, но учили общаться, разбираться в политике. Были еженедельные политинформации, мы готовили к ним сообщения, просматривая в журналах и газетах странички на разные темы.

В первой школе хорошо была поставлена спортивная работа. Проходило много соревнований не только школьных, но и районных. Часто выезжали на областные соревнования.

Поскольку я училась в «А» классе, то считалось, что «ашки» должны быть всегда первыми. Вот мы и старались быть первыми во всём.

После 8 класса мы проходили практику, это было обязательно. Я попала в районный отдел социального обеспечения, который работал с пенсионерами. Нас, несколько девочек, посадили в небольшую комнатку за столы. И мы должны были расшивать личные дела пенсионеров, раскладывать документы по порядку в новые папки. Для меня это была настолько утомительная работа, что я поняла, работа с бумагами -это не моё. Мне как-то было интереснее общаться с людьми. Мы знали тогда не очень много профессий, в основном, это профессии, которые были вокруг нас: педагог, врач, продавец. И выбирали, естественно, из этих профессий. Сейчас у вас есть Интернет, телевидение, а раньше телевидение было, но там шло так много политических программ. Иногда показывали заседания на партийных съездах целыми сутками. Поэтому у вас есть представление о многих профессиях.

Я решила стать педагогом - знала, что это моё, что хочу общаться с детьми, объяснять им какой-то предмет, поэтому выбрала филологический факультет. И наверное, ещё потому филологический, что на примере литературных героев, литературных текстов можно общаться с ребятами, объяснять им жизненные ситуации и тем самым воспитывать детей. Так что я сознательно выбрала филологический факультет Калининского университета. Сразу же на первом собрании декан факультета сказал: «Мы готовим учителей для сельских школ. Если кто-то, закончив университет, хочет получить другую профессию, пишите заявление об отчислении, мы на ваше место возьмём других ребят, кто не прошёл по баллам, но хочет и будет работать учителем». На 5 курсе нам было уже ясно, кто и куда поедет работать. В Селижаровский район в 1983 году педагоги – филологи в сельские школы не требовались. Я поехала в Осташковский, решив, что это рядом с моей Родиной, с родителями, отработаю 3 года и благополучно вернусь в свой посёлок. Но, приехав в сельскую школу, познакомилась с будущим мужем, вышла замуж, родила ребёнка и навсегда осталась на Осташковской земле. Теперь у меня две Родины: Селижарово и Осташков. Здесь 17 лет прожила, а в Осташкове уже более 30. Сначала работала в восьмилетней школе, в Сиговке. Когда переехали с семьёй в Осташков, мне предложили только группу продлённого дня в одной из городских школ, но я не согласилась. Стала искать работу. В краеведческом музее была вакансия. Пошла работать туда научным сотрудником. Проводила экскурсии, участвовала в различных музейных мероприятиях, ходила по школам и до сих пор хожу. Работа с детьми у меня так и осталась, хотя с 1989 года работаю заведующей Осташковским краеведческим музеем.

Сейчас стало больше административной и хозяйственной работы. Хотя по-прежнему работаем с посетителями - организуем выставки, концерты, встречи.

 

Вопросы:

  1. Чтобы Вы хотели пожелать присутствующей здесь молодёжи?

 

Во –первых, успехов на определённом этапе учёбы: кто-то из вас заканчивает училище, кто-то школу. Ваша задача номер один – это успешно закончить учебное учреждение, получить максимум, что дают педагоги. От вашего отношения к самому процессу учёбы очень многое зависит. И, конечно, выбрать профессию, которая была бы вам близка по характеру, по вашим интересам. Если профессия - это только способ заработать денег, я считаю, трудно работать на такой работе: профессия, кроме материального удовлетворения, должна приносить и моральное. На работе мы проводим очень много времени, поэтому нужно выбрать такую профессию, которая была бы приятна и радовала вас и тех людей, с которыми вам пришлось бы общаться.

 

  1. Какие книги любите читать?

 

Авторов любимых много. Одно дело –это уровень школы, второе – это ВУЗ и третье –это взрослая жизнь. В школе, в Вузе я не любила А.М.Горького. Но потом, когда перечитала его в зрелом возрасте, поняла - очень интересный писатель. Горький открылся с другой стороны, и я для себя поняла те мысли, которые он хотел донести до читателей.

Некоторые вещи очень серьёзны для школьной программы, они непонятны детям, не соответствуют их жизненному уровню в этом возрасте. Но с другой стороны, если мы не прочитаем эти произведения в школьном возрасте, то, как показывает практика, жизнь так закручивает нас, что бывает к некоторым произведениям ты уже не возвращаешься. Поэтому, всё правильно! Школьная программа должна быть обязательной. И, конечно, своих русских писателей мы должны знать.

Люблю Пушкина! И ещё раз открыла его для себя, когда делали выставку к его юбилею. У осташей собрали всё, что в их семьях было связано с Пушкиным, даже нашли книги пушкинского времени, 30-х годов 19 века. На выставке были сувениры, связанные со сказками Пушкина, привезённые с праздников из Берново, материалы, рассказывающие о Пушкинском кольце в Тверской области и, кроме этого, мы рассказывали биографию А.С.Пушкина, в том числе события, связанные с Тверской землёй.

Думаю, что и в вашей жизни отношение к писателям будет меняться, будут открываться новые грани их творчества. Есть писатели, которые вне времени, например, такие, как Пушкин. Он же был философом и поднимал такие вопросы, которые важны любому человеку, в любое время, потому что они – общечеловеческие.

 

  1. Как Вы относитесь к современной литературе?

 

К современной литературе сложное отношение. Не очень её люблю. Писателей много, может быть они кому-то интересны, но моя душа их как-то не принимает. Для меня очень важен язык и стиль писателя, некоторые вещи я не могу читать, идёт отторжение. Очень важна постановка фразы, построение сюжета. Сразу понимаю –это мне близко-буду читать, или –это не моё – не хочу!

 

4. Какой литературный жанр Вам больше по душе?

 

Я читаю произведения в разных жанрах. Люблю романы серьёзные, где интересные герои попадают в различные жизненные ситуации.

Почему мы все: работники культуры, библиотекари, ваши педагоги, в особенности учителя литературы, пропагандируем книгу. Потому что восприятие печатной книги не такое как, если вы читаете книгу по компьютеру.

Читать книгу – это очень важно! В это время происходит важный процесс в вашей голове: буквенный текст воспринимается глазами, естественно, в уме вы его озвучиваете, произносите про себя. И этот видимый вами и озвученный образ должен перерасти в картинку, то есть, вы представляете то, о чём читаете. Как бы переносите себя в ситуацию, описанную в книге. Иногда радость, а иногда волнение или страх переживаешь. Сейчас совсем ушёл из жизни эпистолярный жанр, люди перестали писать друг другу письма. Раньше не было телефонов, с друзьями, подругами переписывались, отправляя друг другу письма, поздравительные открытки. И было так радостно покупать их, подписывать, ведь подписать можно и нужно было по-разному.

Когда я училась в ВУЗе, нам говорили, что человека отличает от мира животных наличие языка. Хотя у животных тоже есть свой язык. Сейчас утверждают, что человека от животных отличает культура, то есть уровень развития как общества в целом, так и отдельно взятого человека. Важно понимание того, что мир должен восприниматься человеком не только органами чувств, но и в то же время душой, сердцем, сопереживая, сочувствуя. Чувственная составляющая отличает человека от животных. Если человек чувствует, то он чувствует красоту, возникают положительные эмоции, ему что-то нравится. Это нужно в себе воспитывать. Мир сейчас другой, очень жёсткий, идёт очень большой поток информации на каждого из нас, в том числе отрицательное воздействие на детскую, подростковую психику, которая ещё не совсем сформировалась. Иногда мозг блокирует информацию, нет восприятия, запоминания - это так организм реагирует на избыток информации. Приходится делать над собой усилие, чтобы воспринять полезную информацию. Мне иногда по работе нужно выучить новые тексты за минимум времени, а выдать на гора максимум знаний, поэтому приходится делать над собой усилие: даёшь себе команду настроиться на запоминание. При этом нужно понимать то, что будешь запоминать, а потом говорить.

 

  1. Какой период жизни в Селижарово Вам запомнился больше всего?

 

Старшие классы. Когда мы хотели не только учиться, но и общаться. У нас был актив в классе, были отличники, хорошисты, середнячки и двоечники, которых нужно было тянуть. Мы были активными - и мальчики, и девочки, встречались на праздники, ходили на танцы. Были первые влюблённости и даже в нескольких мальчиков одновременно. Это нормально. А вот когда уже делаешь свой выбор, то понимаешь, что это твой человек и это уже серьёзно – на всю жизнь!

 

6. Как Вы считаете, компьютер – это польза или вред для человека?

 

Вопрос провокационный. Это «палка о двух концах». К пользованию компьютером нельзя относиться небрежно: смотреть всё подряд или играть во всё подряд, нужно, чтобы всё было дозированно, иначе это воздействие отрицательно может сказаться на здоровье. Есть даже техника безопасности при работе с компьютером. Ведь та информация, которую мы получаем, она никуда не исчезает. Вы думаете, посмотрел картинку и забыл. Ничего подобного, всё копится в вас. И когда у человека идёт перегрузка, организм реагирует по–разному: у кого-то идёт блокировка на уровне головного мозга с такой примерно формулировкой: «Всё, хватит, я больше ничего не воспринимаю и не понимаю».

Либо начинаются проблемы с психикой, особенно, у детей с компьютерной зависимостью. И когда мама отбирает компьютер или телефон, у ребёнка происходит истерика. Поэтому в работе с компьютером нужна золотая середина.

 

7. Какое животное Вам по душе?

 

Я не кошатница, но у нас 5 кошек, так сложились обстоятельства. Есть собака. В квартире было бы достаточно сложно их содержать, но у нас свой дом, поэтому проще. Люблю ёжиков, общалась, очень забавные!

 

8. Расскажите о своей работе.

 

Я думаю, что у каждого человека есть своё предназначение, которое дано ему свыше. И человек проходит свой путь по-своему: иногда достигает цели окольными путями, иногда движется прямо, в нужном направлении. Искусство любила всегда. В университете был факультет общественных профессий. Я закончила курсы машинописи, потому что мне это было нужно, приходилось много печатать. Закончила курсы искусствоведения. Занятия проходили в областной картинной галерее. Мне очень нравилось ходить туда, сама атмосфера была по душе: иконы, картины, я понимала – это моя среда, это – моё. Хотя один из моих родственников как-то сказал:

«Рисовать не умеешь, а пытаешься научиться разбираться в искусстве». Я считаю, ничего в этом страшного нет, это – нормально! Главное, любить выбранное дело.

После работы в школе, начала работать в музее и считаю себя счастливым человеком, потому что моё увлечение совпало с моей профессией.

Кто не знает работу в музее, может сказать: «Что вы там делаете?»

Но работы у нас много, работа разная. Каждый посетитель видит наши выставки, экспозиции, но это только вершина айсберга. Для того, чтобы создать любую выставку, нужно эту тему изучить, скомплектовать, то есть собрать необходимые материалы – вещи, документы.

Кроме того, хранение предметов в музее – это целая наука. Всё, что принимается в музей, фиксируется документально: актами, договорами, записями в инвентарные книги. Конечно, ещё есть работа с посетителями. Здесь присутствует творческая составляющая. Осташковский музей находится в Троицком соборе, его площадь огромная -1000 кв.м. Есть ещё одно помещение, где проходят выставки. Сейчас привезли выставку тверского фотохудожника Геннадия Викторова «Облака». Фотовыставок организовывали много, но фотографии, на которых одни облака, показываем впервые.

 

9. Ваш жизненный принцип?

 

Светить всегда, светить везде….

 

10 Какие качества Вы цените в людях?

 

Целеустремлённость. Чтобы человек не просто плыл по течению, а понимал куда и в каком направлении ему двигаться. Порядочность. Иногда очень трудно быть порядочным, потому что жизнь иногда ставит в такие рамки, что приходится выбирать из двух зол наименьшее. Стараюсь разрешать конфликты. Мир становится жестоким. Иногда дети бывают жестокими по отношению к своим родителям, этого вообще не должно быть!

Ценю человечность, доброту. Мы люди! Прежде всего мы люди!

 

11.Какие человеческие качества Вы исключаете из жизни?

 

Трусость, предательство, слабоволие, когда человек, как флюгер, то с друзьями, то с врагами заодно.

 

12. Как Вы относитесь к Богу?

 

Скажем так, я на пути к Богу. У нас верующей была бабушка. Мы с сестрой близняшки, лет в 5 нас крестили в церкви Верхних Котиц. Долго носили крестики. Когда стали ходить в школу, вступили в октябрята, потом стали пионерами. Старшие ребята нам говорили, что Бога нет, и много людей погибло во имя его во время крестовых походов. Мы пришли к бабушке и стали ей это говорить. Бабушка была неграмотная, не умела ни читать, ни писать, вместо подписи ставила крестик. Она не стала ничего разъяснять, ни переубеждать нас, она просто посмотрела, отвернулась и отошла. Сколько лет уже прошло, но её взгляд помню до сих пор. Время такое было. У нас, в школе были диспуты, что Бога нет.

Наша страна несколько десятилетий боролась с верующими людьми, храмы за это время не только позакрывались, но и разрушились. В наше советское время верующих «прорабатывали» на собраниях, вызывали в райком партии, в райисполком, молодых исключали из комсомола. И к чему мы пришли?

Пришли к пониманию, прежде всего на уровне государства, что без веры никуда! Вера в Бога помогает человеку оставаться человеком. Учит не совершать самые страшные грехи. Вера ничему плохому не учит!

Я пришла к пониманию того, что есть высшие силы. Но убеждена, что Бог помогает только тому, кто что-то пытается делать. Если ты ничего ни в какой ситуации не делаешь, а только ждёшь, что манна небесная на тебя сама упадёт, никакой помощи не будет.

 

13. Какая книга с детства больше всего запомнилась?

Очень люблю Аркадия Гайдара, его «Голубую чашку». (Сейчас его произведения исключили из школьной программы.) Это простой рассказ о обычной жизненной ситуации в семье - ссоре, которая с каждым может случиться, но сколько там глубины, сколько мудрости.

 

 

14. Чего Вы ждёте от жизни?

Подарков от жизни не жду, всё что есть у меня сейчас – это результат моего труда.

Конечно, хочется достичь высокого профессионального уровня, хотя за 30 лет накоплен определённый опыт, но нас профессионально учат до сих пор. На протяжении 3 лет ежегодно проходят курсы повышения квалификации.

Хочется, конечно, достичь какого-то и материального уровня, но я считаю, что это только результат твоего труда.

У нас сейчас говорят, что общество стало потребительским, что многие хотят всё сразу и сейчас. Так не бывает. Трудиться, трудиться и ещё раз трудиться - и тогда будет толк. Если вам говорят, что всё может с неба свалиться – не верьте, всего можно добиться только трудом. Как говорила наш педагог в университете: «Гений – это 99% труда и 1% Божьего дара». Божий дар есть в каждом человеке, а вот как он им распорядиться, как будет раскрываться – это зависит от каждого человека. В 1982-1983 годах я проводила тестирование старшеклассников в одной из Калининских школ. У меня была задача – посмотреть, насколько активны ребята в общественной работе.

Выяснилось, что работала группа, актив, остальные были пассивны.

Вывод после анализа анкет был таков – большинство не любят и не занимаются общественной работой. А ведь очень важно для юного человека участие в общественной работе - жизни класса. Этот опыт пригодится в дальнейшей жизни. Браться нужно за дело, которое сможешь сделать. Если вы по каким-то причинам не хотите или боитесь общественной работы, вам в дальнейшем будет очень трудно и в работе, и в учёбе.

Мы все живём в социуме, человек – существо общественное, и исключить себя из этого социума мы не можем. В школах сейчас поднимают эту тему, появился термин «социализация» обучающихся. Наверняка вы знаете ребят, которые держатся особнячком, им трудно с вами, а вам трудно с ними – и это проблема. Умение входить в школьное общество, участвовать в жизни класса, школы, предлагать что-то своё, пусть маленькое, но своё, например, рассказать о Селижаровском монастыре младшим ребятам, это шаги на пути взросления.

 

Научиться задавать вопросы, понимать, что вам ответили, спросить, как бы себя взрослый человек повёл в той или иной ситуации – это возможности нашей встречи. У вас есть какая-то проблема, а вам иногда сложно с нею подойти к родителям, даже сложнее, чем к чужому человеку, есть какой-то внутренний стопор. В такой ситуации можно получить ответ, как правильно поступить, из общения с другими взрослыми людьми.

 

15. Что вам больше нравится посёлок или город?

 

Я люблю всё, но не представляю себя живущей в Москве, в Санкт – Петербурге, в Твери. Нравится маленький городок, как Селижарово, как Осташков, с тихими улочками, со своим ритмом жизни, тихим, неспешным. Приезжаешь в большие города и видишь – все куда-то бегут, куда-то торопятся и никуда не успевают.

Деревню очень люблю! Всё моё детство прошло у бабушки с дедушкой в деревне Боброво в Ранцевском сельсовете. Долго едешь по «каменке», трясёшься в автобусе, зато до сих пор помню, когда автобус останавливался и мы выходили, сразу видели куст шиповника, ну просто огромный и всегда такое благоухание от этих цветов. Конечно, в деревне чистый воздух, запах трав, сейчас этого в городах нет. Мы ходили за грибами, за ягодами – всё рядом! До сих пор люблю лес, хотя современные дети (мои, кстати, тоже) лес не любят, наверное потому, что выросли в городе.

 

16. Какое любите время года?

 

Осень, золотую осень! Всегда, в детстве, идя в школу, прощаешься с летом, шуршишь листьями. Золотая осень очень красива, эта любовь у меня с детства.

 

17. Вы с сестрой близнецы, вы разные по характеру?

 

Да, мы разные по характеру, по образованию. Сестра – экономист, и не представляет, как она может выйти перед аудиторией и что-то сказать. Сестра спокойная, а я более взрывная, эмоциональная.

В школе нас часто путали, и только наш классный руководитель Трепелова Валентина Артемьевна всегда нас различала. В школе мы никогда не пользовались сходством, а в ВУЗе было. Иногда, по субботам, сестра уезжала домой, а я одевала её одежду и вместо неё ходила на лекции.

 

18. Как Вы считаете, существует ли в жизни точка отсчёта?

 

Думаю, что для каждого человека рождение – это уже точка отсчёта. Иногда случаются в жизни человека ситуации, которые разворачивают его жизнь на 360 градусов. У меня таких кардинальных перемен не было, я понимала, куда шла и чего хотела.

 

19. Что значит для Вас Селижаровский район?

 

Это моя Родина!

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Бодхидхарма: О ПРЕОДОЛЕНИИ УМА




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.