Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.




Смысл этого места таков: если бы жертвы законные имели силу, то их не приносили бы всегда: однажды принесенные и оказавшие пользу, они прекратились бы. Теперь же, так как их приносили каждый год постоянно, то ясно, что они не имели силы усовершить. И потому после первой жертвы приносили вторую, а затем еще третью. Подобно тому, как и между лекарствами действительны те, кои, будучи употреблены однажды, излечивают; те же, которые часто употребляются, тем самым показывают свое бессилие. Но спрашивается: что же? А мы разве не непрестанно приносим бескровные жертвы? Конечно, всегда; но мы совершаем воспоминание о смерти Христовой. И эта жертва – одна, а не много их, так как однажды была принесена. Мы постоянно приносим Одного и Того же Агнца, а лучше: совершаем воспоминание о том приношении как бы ныне совершаемом. Следовательно, жертва – одна. Что же касается того, что жертва приносится во многих местах, то не много ли Христов? – нет, один – везде, и полный там, и здесь полный, одно Тело Его. И как приносимый во многих местах Он есть одно Тело, а не много тел, так и жертва одна. Ибо мы приносим ту жертву, которая тогда была принесена. Там же агнец, принесенный вчера, был другим, сравнительно с сегодняшним. И нынешний агнец приносился не для воспоминания о вчерашнем, но как сам по себе представляющий жертву. Итак, в каком смысле апостол говорит теми же жертвами? Жертвы были теми же, поскольку приносились одни и те же виды жертв, как, например, сегодня агнец и завтра агнец, но они были различны по числу. Некоторые же говорили, что жертвы были теми же по способу приношения, то есть совершались чрез заклания, или всесожжение, по виду же различны, каковы овцы, быки, горлицы, голуби. Закон, говорит, имея тень будущих благ… никогда не может сделать совершенными приходящих. Сообразуясь с грамматической точностью, необходимо Писание сохранять так, чтобы в нем не вышло погрешности. А так как в Писании нет ни одного слова о правилах речи, то мы и будем понимать это место так, как содержат списки, именно: никогда не могут, очевидно, приносящие приступающих сделать совершенными.

 

2. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.

Читай в вопросительной форме. Если бы, говорит, прекратились грехи, то разве не прекратились бы и самые приношения, так как ведь нуждающиеся в их помощи получили бы ее в достаточной степени и не имели бы уже никакого сознания грехов? То есть ничто уже более из осознанного ими не требовало бы врачевания, в силу того, что однажды очищенные являются излеченными.



 

3. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах.

Жертвы, говорит, ничего другого не производят, как только воспоминание грехов, то есть обличение.

Они не доставляют прощения грехов, но тем, что их всегда приносят, показывают, что грехи народа остаются не отпущенными. Ибо если бы грехи были отпущены, то что за нужда была бы в жертвах? Сказав: напоминается, он дал тебе понять, что жертвы совершались не ради последующих грехов, но и ради предшествующих, как, очевидно, не отпущенных. Ибо ежегодно, как говорится, за народ приносилась кровь тельцов. Посему, так как грехи были одни и те же, то и жертва приносилась та же самая. Однако нигде последующие грехи не были одними и теми же с предшествующими. Не ясно ли, что прежние грехи оставались не разрешенными, и потому всегда приносилась одна и та же жертва, подобно тому, как одно и то же лекарство, будучи всегда употребляемо, показывает, что одна и та же болезнь всегда мучит больного.

 

4. Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.

Еще более делает сильной свою речь указанием на ничтожество приносимых жертв и на силу болезни, подобно тому, как если бы кто, опытный во врачебном искусстве, видя, что больному проказой предлагают траву, называемую меркуриальной, сказал: «Невозможно исцелить проказу меркуриальной травой».

 

5. Посему Христос, входя в мир, говорит: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.

Христос, входя в мир во плоти, говорит устами Давида. Цель у апостола здесь такова: так как он показал, что жертвы бессильны и бесполезны, то, чтобы кто‑нибудь не сказал ему: «Зачем же иудеи еще совершают их? Почему же они не прекратились?» ибо тогда еще стоял у них храм и все законное исполнялось, – то он теперь, раскрывая это, и говорит, что хотя жертвы по воле Божией и прекратились, но иудеи, склонные к честолюбию и всегда противящиеся Духу Святому, еще придерживались их. Показывает и то, что они были отвергнуты Богом пред воплощением Господа. И заметь, апостол на это обращает здесь внимание. Ибо не сказал: «войдя», но: входя в мир, чтобы показать, что и прежде, чем вошел, возненавидел жертвы.



Жертвы и приношения Ты не восхотел (Пс. 39, 6), очевидно, установленные законом. «Приношение» же здесь обозначает нечто отличное от жертвы, и я думаю, что этим именно обозначаются бескровные жертвы.

Но тело уготовал Мне. То есть Ты определил, чтобы Тело Мое сделалось всесовершеннейшей Жертвой.

 

6. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

Ни всесожжении, ни приношений за грехи Тыне восхотел, не счел достойными принятия. Имена же жертв были различны, очевидно, в силу различных причин: одни – за грехи (см. Лев. гл. 4), другие – за погрешности (см. Лев. 6, 1~7), иные – о спасении, другие – о милости (см. Чис. гл. 6), иные – обетов (см. Лев. гл. 27) и еще иные – об очищении (см. Лев. гл. 14). Итак, все жертвы были отменены так как жертвы и приношения Ты не восхотел (Пс.39, 7).

 

7. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (Пс.39, 7–9).

Видишь ли, что жертвы были отвергнуты еще до воплощения? Ибо после того, как Ты отвергнул жертвы, тогда Я сказал – Христос: вот, иду… исполнить волю Твою. Воля же Бога Отца – в том, чтобы Сын был заклан за мир, чтобы люди оправдались, но не чрез жертвы, а чрез смерть Сына Его. Ибо, говорит, Я возвещал правду Твою в собрании великом (Пс. 39, 10). Потом, между прочим, говорит: в начале книги написано о Мне. Так необходимо сочетать эти слова. «Началом книги» называет свиток закона или книгу Ветхого Завета. Итак, в этой книге написано о Моем пришествии и о том, что Я должен быть заклан за мир. Или «началом книги» называет начало книг Ветхого Завета. Ибо в первой книге Моисея, книге Бытия, когда говорит: сотворим человека по образу Нашему (Быт. 1, 26), дает разуметь о Божественности Христа.

 

8–9. Сказав прежде, что ни «жертвы, ни приношения, ни всесожжении, ни жертвы за грех, – которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил», потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.

Сам Павел изъясняет слова Давида. Ты спросишь: «Что же? Разве жертвы по закону не были по воле Божией?» Правда, были по воле Божией, но обозначение воли – двоякое. Желает кто‑нибудь чего‑нибудь предпочтительно пред всем прочим, как Павел: желаю, чтобы все люди были, как и я(1 Кор. 7, 7), то есть безбрачными. Желает кто‑нибудь и по снисхождению, как тот же самый Павел: я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак (1 Тим. 5, 14) – это воля снисходительная. Чтобы не рассвирепели против Христа, – Павел и снизошел. Так и Бог прежде не хотел тука и крови. Когда же увидел, что евреи, принося жертвы идолам, сильно придерживаются этих самых жертв, дозволил им приносить в честь Него жертву. Почему же Павел привел это свидетельство, имея бесчисленное множество других? По причине бесстыдства иудеев, так как они говорили, что древнее устройство разрушилось не вследствие своего несовершенства, но вследствие грехов приносящих жертвы, и выставляли на вид, что еще Исайя порицает грехи их, говоря: ваши руки полны крови (Ис. 1, 15); также и сам Давид, сказав: не приму тельца из дома твоего (Пс. 49, 9), далее присоединяет: грешнику же говорит Бог (Пс. 49, 16). Посему, так как это говорили наиболее честолюбивые из евреев, то Павел приводит свидетельство, в котором ветхозаветное учреждение само по себе считается отверженным от Бога по причине несовершенства его самого, а не за грехи народа. Ибо в 39‑м псалме, из которого взято это свидетельство, пророк не упоминает о грехах народа. А что по этой именно причине он воспользовался указанным свидетельством, послушай его самого: отменяет первое, чтобы постановить второе. Что первое!Жертвы. Что – второе! Воля Отца, то есть принесение в жертву на кресте Тела Христова. Итак, те отменяются, чтобы установлено и утверждено было чрез заклание Христово приношение, какое восхотел Отец. Таким образом, жертвы отвергаются не за грехи приносящих, но по причине собственного их несовершенства.

 

10. По сей‑то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

По этой воле Отца, говорит, мы были освящены принесением телаХристова, бывшим единократно, ибо это должно быть подразумеваемо. Ибо мы, которые уверовали, что освящены принесением Единородного, освящены по воле Отца. Отсюда, не законные постановления составляют волю Божию, но приношение по Христу и освящение чрез это приношение.

 

11. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.

Итак, стоять есть отличие служащего; сидеть же, как Христос, есть отличие того, кому служат.

 

12. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда.

Сам же Христос одну, говорит, принес жертву, – собственное Свое Тело, – за наши грехи, навсегда достаточную нам, чтобы не было нужды во второй.

 

12–13. Воссел одесную Бога,[28]ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.

Следовательно, Христос не только Первосвященник, но и Бог. После исполнения дела, ради коего Он по домостроительству и получил наименование Первосвященника, – Он, наконец, воссел как Бог, ожидая, пока враги Его будут положены в подножие ног Его (см. Пс. 109, 1). Враги же Его – это неверующие и демоны, которые и сами покорятся: то есть злоба их останется бессильной, так как они будут преданы огню неугасимому. А теперь пока Павел врагами называет преимущественно неверующих евреев, утешая верующих из иудеев, потерпевших бесчисленное множество мучений от них. Не унывайте, говорит, ибо восстающие ныне на вас будут покорены, или, лучше, будут попраны. И это, очевидно, потому, что Христос сидит одесную Отца. Так как это произошло, то и исполнится, по реченному в псалмах. Почему же они не тотчас были положены в подножие ног Его, то есть не были удалены из мира? Ради верующих, кои будут рождаться от них.

 

14. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.

Совершенно, говорит, освободил от грехов освящаемых и помазуемых Кровию Его, чрез крещение в смерть. Так как все крещаемые соединяются подобием смерти Его, то ясно, что они освящаются Кровию Его.

 

15. О сем свидетельствует нам и Дух Святый.

Что свидетельствует? – то, что Он совершенно избавил нас от грехов одним приношением, так что мы не имеем нужды во втором.

 

15–17. Ибо сказано: «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Иер. 31, 33–34).

Видишь ли, Сам Бог свидетельствует, что Он даровал очищение грехов? Даровал же в то время, когда давал Новый Завет. Новый же Завет Он даровал и утвердил смертью Сына Своего, как было раньше показано (см. Евр. гл. 8).

 

18. Л где прощение грехов, там не нужно приношение за них.

Если за одну жертву было даровано отпущение грехов, то какая еще нужда после этого во второй жертве? Поэтому указывается, что мы, получив прощение грехов, были приведены в совершенство одним приношением (ст. 14) Христа и уж более не нуждаемся в другой жертве. Итак, иудейские жертвы не нужны и, будучи совершаемы по упорству, давно уже признаны бесполезными теми, кто ныне совершает их.

 

19. Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа.

После того, как показал превосходство Первосвященника нашего пред ветхозаветными и приношения Христова пред жертвами по закону и что чрез это приношение мы освободились от грехов, прерывает догматическое учение, давая отдых слушателю, и вполне благовременно переходит к нравственному учению. И только что упомянув об отпущении грехов, наконец, убеждает, чтобы они более не впадали в них: имея, говорит, дерзновение, по причине отпущения грехов. Как грех причиняет стыд и неуверенность, так отпущение грехов дает смелость.

Так как нам отпущены были грехи, то мы и имеем дерзновение входить во святилище, то есть в небо.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал