Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава третья. 1. Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.






 

1. Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

Так как в те времена много было злых людей, то чтобы Тимофей не смущался этим, апостол прежде сказал ему: в большом доме и так далее, а теперь говорит, что злые люди будут и после. Еще при Моисее были Ианний и Иамврий. Следовательно, это явление не новое и оно продолжится не до тебя только. Поэтому не негодуй. Времена тяжкие, то есть весьма плохие. Не дни нужно понимать (ибо какие плохие дни?), но разумеются совершаемые в эти дни плохие дела и люди. Так и мы имеем обыкновение называть времена плохими и не плохими по свойству дел, какие случаются в эти дни, или по свойству людей. Или последними днями Павел называет дни, которые последуют тотчас по его кончине, а Тимофей останется еще в живых.

 

2. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы.

Тотчас указывает и причину всех зол: это забота не о делах ближнего, а только о своих собственных. Самолюбивый человек любит только себя самого, от чего происходит, что на самом деле он не любит и себя. Ибо как в членах тела вред, наносимый одному, распространяется и на остальные; или что бывает в зданиях, то и в Церкви: кто презирает брата и заботится только о себе, тот вредит себе самому.

Указав корень – самолюбие, – в частности перечисляет и отростки от него, из которых первый и наибольший есть сребролюбие. Ибо как из любви – всякое добро, так от самолюбия, противоположного любви, всякое зло. Любовь широка и повсюду разливается; а самолюбие стесняет широту ее и сосредоточивается на одном только себе.

Гордые над людьми возвеличиваются и высятся.

Надменны, злоречивы. Когда разрастается зло, то доходит и до восстания против Бога. Ибо если кто тщеславится пред людьми, тот будет потом приписывать себе и всякое совершенство, а не благодати Божией; тогда он становится уже богохульником.

 

2 –3. Родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра.

Это справедливо: ибо кто Бога хулит, тот как станет почитать родителей? Кто не почитает родителей, тот будет неблагодарным и к другим людям. Такой человек и неправеден, потому что в сторону отлагает святость и долг, но он и недружелюбен. Ибо кого другого будет любить человек, который отверг своего благодетеля? И непримирительны, не примиряется ни с кем, хотя бы даже с благодетелем своим.

Клеветники, то есть злословящие всех. Человек, не сознающий за собой ничего доброго, клевещет на всех, выдумывая и находя в этом, по‑ видимому, некоторое утешение для себя. Невоздержны и в языке, и в чреве, и во всем другом. Жестоки, видишь, какими делает самолюбие и сребролюбие? Зверями вместо людей. Не любящие добра, то есть враги всякого добра.

 

4. Предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы.

Предатели дружбы. Наглы, то есть нетвердые, непостоянные. Напыщенны, то есть исполненные надменности. Более сластолюбивы, нежели боголюбивы. Иначе и быть не может: ибо где любовь к сластям мирским, там желанию Божественного нет места.

 

5. Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

То есть они принимают только вид благочестия и притворяются, делами же отвергаются его. Заметь же, что сила благочестия и как бы нервы его – в делах. Почему праведно говорится, что оно без дел мертво.

Таковых удаляйся. Если такие люди будут в последние дни (ст. 1), то как говорит: таковых удаляйся! Вероятно, и тогда было несколько таких: хотя не в большей степени, все‑ таки было; поэтому как бы так говорит апостол: «Такие и ныне найдутся, таковых отвращайся, это хорошо будет». Или, что ближе к истине, как судит святой Иоанн Златоуст, чрез Тимофея апостол увещевает всех удаляться от таких людей.

 

6. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями.

Словом вкрадываются указывает на их бесстыдство, несвободность и коварство.

Не сказал: «обманывают», но – обольщают женщин, пользуются ими, как рабынями. Ибо таков обольщаемый. Заметь, что предаваться обольщению свойственно женщинам. Следовательно, и обольщаемый мужчина может быть назван этим именем.

Утопающих во грехах означает и множество, и беспорядочность, и смесь грехов. Обманывают не просто женщин, ибо природа не должна быть осуждаема, но женщин, имеющих множество грехов. Ибо кто не сознает в себе ничего доброго, такой скорее склоняется на ложные догматы, утешая себя тем, что не подвергнется наказанию за свои дела.

Водимых различными похотями, то есть корыстолюбием, славолюбием, страстью к роскоши, к нарядам. Указывает также и на постыдные пожелания. Смотри: водимых, как будто говорит о бессловесных.

 

7. Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

Может быть, они достойны снисхождения? Никак нет, напротив, тем более не заслуживают его. Так как они погрязли в грехах и похотях, то отупел и разум их, так что их неспособность познать истину не есть естественный недостаток, а есть следствие неправого направления их произволения.

 

8. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.

Это были волхвы времен Моисея. Откуда Павел узнал их имена, когда об этом не говорит Писание? Имена их заимствованы из неписаного предания, или, вероятно, Павел узнал о них от Святаго Духа.

Люди, развращенные умом, невежды в вере. Когда кто растлил свой ум страстями, тогда он бывает невеждой в вере. Сказал безумец: нет Бога. Почему? Потому, что развратились они и совершили гнусные преступления (Пс. 52, 2). Посему для принятия веры потребен ум нерастленный. Итак, будем внимательны к себе, чтобы нам не растлиться страстями и чтобы в нас не нашла места порча веры.

 

9. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

Как же в другом месте апостол говорит: они еще более будут преуспевать в нечестии (2 Тим. 2, 16)? Там он утверждает, что еретики, начав вводить новости и заблуждения, не останавливаются, но постоянно изобретают более новые. Здесь же он утверждает, что они не обольстят и не увлекут многих, хотя сначала, казалось бы, и совращают некоторых, но скоро сами будут обличены. Посему прибавляет: ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось. Если не веришь, научись из того, что случилось с теми волхвами. Те были изобличены в том, что делали призрачные чудеса и обманывали, когда Моисей совершил истинное чудо. Поэтому все, что по существу своему нехорошо, на время только кажется хорошим.

 

1 0. Л ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви. [18]

Те, говорит, таковы, но ты хорошо знаешь наши отношения, а они не таковы: ты не просто пристал ко мне, но и последовал, то есть долгое время пребывая и разделяя все со мной, внимал всему моему и навык. Будь же крепок и борись с противниками. В учении, то есть в слове; житии, то есть жизни и нравах; расположении, то есть в ревности и мужественном воодушевлении. Ибо я, говорит, не только учил, но и исполнял. Вере, то есть твердости в истинных догматах, или вере, не дающей в опасностях впадать в отчаяние, но веровать в Бога, что Он избавит. Великодушии, любви по отношению к еретикам. Ибо я не возмущался, но все принимал с кротостью.

 

1 0–11. Терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листpax; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

Я, говорит, не только был гоним, но и страдал. Два обстоятельства особенно смущают учителя – именно, что есть еретики и что приходится страдать. Относительно еретиков было много говорено, когда апостол убеждал Тимофея не смущаться ими. Теперь он говорит о страданиях своих собственных, чтобы ободрить ученика.

Говорит об Антиохии Писидийской, о Листрах, откуда происходил Тимофей. Почему упоминает о них? Так как они были более известны Тимофею или были новейшими сравнительно с другими событиями. Смотри, он не перечисляет их порознь, ибо пишет о них не для прославления, а по нужде, для утешения своего ученика.

Каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. То и другое внушает Тимофею: и я, говорит, имел ревность пострадать, и Бог не оставил меня. Поэтому и ты будь готов и не будешь оставлен.

 

1 2. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

И в этом весьма великое утешение. Что я говорю, продолжает апостол, о себе одном? Всe, желающие жить благочестиво и по Евангелию, будут гонимы. Гонениями апостол называет здесь не только преследование со стороны неверных, но и просто скорби и печали, которым подвергаются идущие путем добродетели. Ибо жизнь человеческая есть испытание, как говорит Иов, и кто идет тесным путем, тот по необходимости скорбит.

 

13. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

Нисколько не смущайся, если они благоденствуют, а тебя постигают искушения: таков порядок вещей. Раздевшись для борьбы, тебе необходимо употребить усилие. Неразумно в борьбе искать отдыха. Если они и преуспевают, казалось бы, то на деле это прельщение, а не преуспеяние. Ибо апостол, определяя, что есть зло, сказал: вводя в заблуждение и заблуждаясь.

 

14. Л ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено.

Будь, говорит, неизменен и не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие (Пс. 36, 1). Ты не просто научился, но и удостоверился, то есть ты принял учение с убеждением. Следовательно, хотя бы ты и увидел противное тому, в чем удостоверился, не смущайся: ибо и Авраам, слышав, что в Исааке наречется тебе семя (Быт. 21, 12), не смутился, когда получил повеление заклать его.

 

14–15. Зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

Два побуждения представляет апостол Павел к тому, чтобы Тимофей пребыл непоколебим. Первое – то, что ты, говорит, научился не случайно от кого‑ нибудь, а от Павла, а это то же, что и от Христа. Второе – то, что ты научился не вчера и не третьего дня, а с детства, и имеешь глубоко укорененным в себе Божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего‑ либо неразумного, что бывает у большинства людей. Ибо кто знает Писание как следует, тот никогда не будет совращен. Священными Писаниями апостол называет Божественное Писание. Это направлено против Симона и Манеса и всех, кто дурно отзывался о Ветхом Завете.

Которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Внешнее ведение умудряет человека прельщать других разными софизмами; отсюда пагуба души. Но Божественное ведение не таково: оно умудряет во спасение. Какое? Спасение не чрез дела, не чрез слова, но чрез веру в Иисуса Христа. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа, Который соделывает для него спасение.

 

1 6. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления для наставления в праведности.

Указав много способов утешения Тимофею, теперь апостол предлагает и самое большее – в чтении Священного Писания. Ибо он намерен сообщить ему нечто прискорбное, именно, что он оканчивает свое земное поприще. Итак, чтобы не падал духом, как лишающийся общения с Павлом, он говорит: «Вместо меня ты имеешь Писания, которые могут тебе быть полезны». Некоторые задают вопрос: «Как апостол сказал: все Писание богодухновенно. Ужели и эллинские писания богодухновенны?» И затрудняясь решением его, переводят не «богодухновенно», а «богодухновенное», чтобы была мысль: всякое писание, которое есть богодухновенное, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что, сказав выше: ты знаешь священные писания, апостол говорит теперь: все Писание. Какое? О котором он говорил выше и о котором сказал, что оно священно. Итак, оно и есть все Писание, богодухновенное и полезное на все, что он перечисляет далее.

Для научения полезно, говорит, тем, что научает нас тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Божественного Писания.

Для обличения, если нужно изобличить ложь, и это можно почерпнуть отсюда.

Для исправления, для наставления в праведности, если нужно, говорит, исправиться и получить наставление, то есть вразумиться к справедливости, чтобы поступать справедливо, то и это доставляет тебе Священное Писание.

 

1 7. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

Исправление, говорит, бывает чрез Писание, чтобы у человека, по Богу живущего, ни в чем добром не было недостатка. Так что если и ты желаешь сделаться таким же складным, то есть совершенным, здравым и всегда во всем ровным, не унывающим в печальных обстоятельствах и не гордящимся в благоприятных ибо это свойственно неровному душевному настроению, – то имей Писание советником вместо меня. Если Тимофею, который был исполнен Святаго Духа, апостол писал о чтении, то не тем ли более нам? Заметь, что без Писания нельзя быть совершенным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.