Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава четвертая. 1. Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.






 

1. Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.

Что значит должное! Значит вознаграждать их за труды, доставлять все в изобилии и не допускать чтобы они нуждались в посторонней помощи. Не следует тебе, после того как слышал, что они имеют награду от Бога, лишать их со своей стороны того, что они должны иметь от тебя.

Зная, что и вы имеете Господа на небесах. Как они вас, так и вы имеете Господа. Итак, какою мерою мерите вашим рабам, такою и вам будут мерить от Господа вашего (Мф. 7, 2). Или, знайте, что вместе с ними и вы имеете Господа, так что должны относиться к ним, как к сорабам. Апостол, таким образом, делает здесь рабство общим.

 

2. Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.

Знает диавол, сколь великое есть благо молитва, и всячески покушается сделать, чтобы мы от нее отпадали. Потому говорит Павел: будьте постоянны. Поскольку же постоянный в молитве часто подвергается нападению со стороны лености и расслабления, то прибавил: бодрствуя, то есть трезвясь, всегда напряженными пребывая в деле молитвы. Но и с благодарением творить ее учит. Ибо та молитва и бывает истинной, которая содержит благодарение за все благодеяния, ведомые нам и неведомые, и за то, что приносило нам радость, и за то, что сопровождалось скорбью, – о всех вообще благодеяниях.

 

3 –4. Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.

Смотри, какое смирение – даже сам Павел нуждается в их молитве.

Чтобы Бог отверз, то есть дал мне свободу, но не для того, чтобы я был свободен от уз, а для того, чтобы я сказал тайну Христову, как мне должно сказать, то есть без притворства и уверток. Каким же образом, будучи связан, он умоляет и просит других избавить его от того, что уже имеет? Этим он выражает не только свое смирение, но и показывает силу братской молитвы. И он имел нужду в помощи свыше, каковую в большей мере могла ему доставить молитва братии. Этим же словом хотел он ввести их в труд молитвенный. Ибо если о нем нужна молитва, тем более о них самих.

 

5. Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.

То, что сказал Господь: вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, какголуби(Мф. 10, 16), – это же говорит теперь и Павел: «Будьте осторожны и не подавайте чужим никакого повода против вас, если они не причиняют вам никакого вреда, и не оскорбляйте их безвременно. Ибо таковые вне суть, то есть не свои нам, не одного с нами двора, хотя в том же с нами мире живут, однако же вне суть, как сущие далеко и от Церкви, и от Царствия Божия. Поэтому благоразумно следует обращаться с ними. Что касается своих ближних, то в обращении с ними не требуется такой осторожности». Поощряет их и тем, что эллинов называет чужими.

Пользуясь временем. Это он сказал, не того желая, чтобы мы были переменчивы и лицемерны, но что время не наше, а их. А можете вы сделать его и своим, если будете обходиться с ними благоразумно, не будете заводить неуместных ссор. Напротив, будете воздавать им подобающую честь, когда это не вредит вашей душе. Послушай его слов, сказанных к Агриппе: почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться пред тобою (Деян. 26, 2). Таким образом, мы и чужих сделаем своими, кротостью привлекая их к проповеди.

 

6. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.

Да будет, говорит, слово ваше приятно; однако да не впадает оно в неразборчивость и необузданность, но да будет и сдержанно. Ибо это означает «соль». Да не будет оно сверх меры весело, ни сверх меры сурово. Как пища, если не посолена, бывает неприятна, а если пересолена, то и в рот ее взять нельзя, и в том и другом случае – несъедобна; так и слово. Не видишь ли, как Даниил врачует словом человека нечестивого? Не видишь ли, как и три отрока, показывая такое мужество и дерзновение, не произнесли ни одного слова жестокого и оскорбительного? Ибо дерзость в слове – не признак смелости, а признак тщеславия.

Дабы вы знали, как отвечать каждому, – иначе богатому, иначе бедному. У того душа, как немощная, имеет нужду в большем снисхождении; а у бедного она крепче, потому может снести, если отнесешься к нему несколько суровее. Когда нет никакой необходимости, не зови эллина нечистым и не укоряй его. Если будешь приведен пред начальственное лицо, воздай ему должную честь. Когда же спросят тебя о верованиях эллинских, не боясь говори, что они нечисты и нечестивы. Так Павел в Афинах беседует благосклонно (см. Деян. 16, 22) о язычестве, выставляя, что есть доброго в нем; между тем Елиму прямо укорил, потому что он стоил того (см. Деян. 13, 10).

 

7. О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе.

И это свидетельствует о мудрости Павла. Он помещает в своих посланиях не все, но только то, что необходимо и в чем настоятельная нужда. И это потому, во‑ первых, что не хотел слишком распространять их; во‑ вторых, чтобы и отходившему с посланием было что рассказать; в‑ третьих, показывает, как сам он расположен к нему, потому что в противном случае не сделал бы ему такого доверия. Наконец, было что‑ нибудь такое, чего не нужно было объявлять письменно.

Возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе. Если возлюбленный, то он знал все; если он верный, то ни в чем не будет лгать; если сотрудник, то участвовал в искушениях.

 

8. Которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши.

Здесь апостол показывает свою любовь к ним, если и в самом деле для того послал его, чтобы узнать об их делах, а не для того, чтобы известить их о своих; кроме того, и для того, чтобы утешить их.

Он указывает также и на то, что они находятся в искушениях и нуждаются в утешении.

 

9. С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.

Онисим это раб Филимона. Какой чести и какого уважения он достиг, так что братом Павла называется. И Павел не стыдится называть себя братом раба. Далее, в похвалу города их прибавляет: который от вас, чтобы и они считали себе за честь, что представили такого человека.

Они расскажут вам о всем здешнем, то есть об узах моих и о всем прочем, удерживающем меня здесь. Если бы не это было, я прибыл бы к вам сам.

 

1 0. Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы, – о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его.

Это тот Аристарх, который отведен был вместе с ним из Иерусалима. Павел сказал более, чем пророки, потому что они называли себя странниками и пришельцами, а он называет себя даже заключенным. Ибо, действительно, его так же, как заключенного, гнали и влачили, даже хуже. Потому что взявшие в плен заботятся о пленниках, как о своей собственности: его же, как врага и неприятеля, все гнали и преследовали. А для них (то есть его слушателей) это должно было служить утешением, ибо и учитель их находится в подобных же обстоятельствах.

И Марк, племянник Варнавы. И Марка он хвалит за родство, так как Варнава был великий муж.

О котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его. По всей вероятности, относительно Варнавы они получили поручения, чтобы принять его с честью. Но можно после слов получили приказания поставить точку и потом начинать читать: если придет к вам, колоссяне, примите его с честью.

 

1 1. Также Иисус, прозываемый Пустом, оба из обрезанных. Они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.

Может быть, этот Иисус был коринфянин.

Высказав приличное каждому в отдельности одобрение, теперь апостол воздает общую похвалу, ибо тогда великим казалось делом – быть из иудеев. Но, чтобы слушатели не пали духом, так как он напомнил им о плене, то он, наконец, ободряет их, говоря: сотрудники для Царствия Божия. Таким образом, сделавшись участниками плена, они будут участниками и Царства. Блаженный же Иоанн понимал это место так, что Павел порицает иудеев, говоря: оба из обрезанных, они – единственные, то есть сущих от обрезания немного, большая же часть верных – из язычников.

Бывшие мне отрадою. Апостол показывает, что находится в великих искушениях и что те великими были людьми, коль скоро служили Павлу отрадою. И заметь, как тот, кто утешает узника, объявляется вместе с ним участником в Царстве. Поэтому преследуемых за Христа людей должно всячески беречь.

 

12. Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса" Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.

Как в начале послания, так и теперь рекомендует Епафраса, чтобы, как любящего их, они любили его с своей стороны и охотно слушали его, когда он учит чему‑ нибудь. А что учитель человек почтенный, то это полезно и для учеников, так как охотнее будут верить словам его. Великой похвалой для Епафраса служит и то, что он раб Христа. Итак, ваша слава–он, тем более, что вышел из вашей среды. Всегда подвизающийся за вас в молитвах. Не просто сказал: «молясь за вас», но с беспокойством и трепетом, – не в иной только день, по всегда.

Чтобы вы пребыли совершенны. Слегка упрекает их за несовершенство. Ибо они все еще нетверды и колеблются в учении об Ангелах. Ведь возможно быть и совершенным, и не стоять, подобно тому, как если бы кто‑ нибудь узнал все, но ни в чем твердо не установился. Поэтому он говорит: чтобы вы пребыли совершенны, подразумевается, в учении и жизни. И исполнены всем, что угодно Богу. То есть чтобы вы не исполняли никакой другой воли, кроме воли Божией, ибо это значит быть исполненным и совершенным. Этим показывает и то, что нечто отчасти они сохраняют из проповеданного, а нечто отчасти уже и утратили.

 

13. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.

Слово «Иисуса» в тексте блж. Феофилакта опущено.

Ревность и великую – оба слова поставлены вместе для усиления. Хвалит Епафраса еще лаодикийцам и иераполитянам, ибо они, без сомнения, прочитав послание, могли слышать о нем.

 

1 4. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.

Лука – это евангелист, для которого немаловажная похвала – быть возлюбленным Павла. Говорит же о нем после Епафраса – не потому, чтобы унижал его, но потому, что желал возвысить Епафраса пред его согражданами. Несомненно, этим именем назывались еще и другие. Димас, как видно, еще не оставлял учителя.

 

1 5. Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.

Посмотри, как он их сближает, как привязывает их друг к другу.

Нимфан был знаменитый муж, у которого все в доме были верные, почему и назывался его дом церковью. Поэтому Павел и показывает к нему свое расположение, особо приветствуя его. Делает это он также и для того, чтобы побудить других к такому же усердию, чтобы и другие подражали Нимфану, если желают быть также почтены.

 

1 6. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.

Мне кажется, что здесь было написано что‑ нибудь такое, что нужно было слышать и лаодикиицам; а им, в свою очередь, необходимо было узнать, что написано в том послании. Гораздо больше пользы, когда из обличения, направленного против других, они узнают свои собственные недостатки.

Какое же это было послание из Лаодикии? Первое послание к Тимофею: оно написано из Лаодикии. Некоторые, впрочем, говорят, что это было послание, которое лаодикийцы посылали к Павлу. Но я не знаю, что из него можно было заимствовать им для своего исправления.

 

1 7. Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.

Зачем он не пишет к нему? Вероятно, что он не нуждался в длинном послании; для него достаточно было одного краткого напоминания: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе. Это всюду есть голос устрашающего, как, например: смотрите, чтобы кто не увлек вас пустым обольщением (Кол. 2, 8). Или еще: берегитесь, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном (1 Кор. 8, 9). Так и здесь: смотри исполни как следует дело, принятое тобой в Господе, то есть чрез Господа, ибо Он дал тебе, а не я. Какое же это дело? Смотреть за колоссянами и заботиться о них. Два внушения делает апостол одним словом – в Господе: его делает более заботливым о том, чтобы совершать свое служение как дело Господне, и их склоняет охотнее подчиняться ему, показывая, что они от Бога даны ему в руки. Конечно, апостол того ради пишет им: скажите Архиппу, чтобы когда он станет укорять их, они не могли обвинять его, как человека, исполняющего их горечью, раздражением, зная, что такова дана ему заповедь от Павла и что их собственные уста передали Архиппу то, что ранее объявил ему Павел. Итак, чтобы заградить их уста, Павел очень премудро сделал это, так как во всяком случае неуместно ученикам разговаривать о делах учителя.

 

1 8. Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми [12] вами. Аминь.

Говорит помни те мои узы вместо: помните обо мне, находящемся в узах и осужденном. Самое же лучшее утешение для них, – это во всякой скорби помнить о Павле узнике.

Благодать со всеми вами. Аминь. Когда присуща будет вам благодать, то скорби ли будете иметь, или узы терпеть, ничто такое не преодолеет вас, так как и быть связанным есть дело благодати. Ибо Лука говорит: они возвратились из темницы, радуясь, что удостоились принять бесчестие за имя Христово (см. Деян. 5, 41). Видишь ли, что быть обесчещенным значит быть удостоенным? И действительно, это великое достоинство. Итак, да сподобимся и мы, недостойные, удостоиться Божественной благодати в скорбях, чтобы, при подкреплении ею нашей немощи, эти скорби послужили нам в пользу, рассеивая мглу наших согрешений, во славу Отца, Сына и Святаго Духа. Ему слава во веки веков. Аминь.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.