Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном.






Сказав: со Христом умерли (Кол. 2, 20), именно чрез крещение, и дав понять об умалчиваемом, то есть, что и воскресли с Ним (ибо крещение как смерть изображает чрез погружение в воду, так – и воскресение чрез поднятие из воды), теперь он убеждает и в том, что если вы воскресли со Христом, то после этого должны находиться на высоте, там, где и Он, где нет соблюдения стихий, должны помышлять о небесном. Ибо эти соблюдения относительно пищи и дней – земные и телесные и не имеют ничего возвышенного и духовного, так как они суть заповеди земных людей. И не удовольствовался тем, что сказал: горнего и где Христос, но прибавил: сидит одесную Бога, для того, чтобы еще больше отклонить наш ум от земного.

 

3. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.

С той и другой стороны побуждает их не искать здешнего, – и из смерти, и из жизни. Умерли, говорит, вы тому, что есть долу; почему и не должно искать этого. Опять жизнь ваша, говорит, горе'есть, и так горнее и мудрствуйте. Апостол стремится показать, что они пребывают горе' и живут иной жизнью, которая в Боге и невидима для очей телесных. Не является Христос, значит, и жизнь ваша еще не наступила на небе. Посему, к чему искать видимого? Этим он подготовляет их, чтобы перейти тотчас к нравственному учению. Таков обычай у него, научив одному, переходит к другому. Так он делает, например, в Послании к Коринфянам: говоря о тех, которые предваряли трапезу, он вдруг перешел к преданию тайн.

 

4. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

Во второе пришествие явится всем Христос как Бог, грядущий во славе, со Ангелами. Ныне Он настолько сокровен, что даже имя Его осуждают. Тогда и вы явитесь, и не просто, но во славе. Посему того дня ищите, а не этого: стремитесь к той жизни. Ибо тогда наступит для вас истинная жизнь. Нынешняя же жизнь есть смерть, так как и состоит из тления, из течения вперед и обратно. Поэтому не ищите здесь почестей и славы, ибо там ваша слава. Жемчужина сокрыта, пока она в раковине, а когда разобьют раковину, блестит на славу. Так и мы, пока находимся в этом тленном теле, должны жить сокровенно, чуждаясь славы. Когда же сие тленное будет разрушено, тогда наступит и наша слава, если мы окажемся достойными ее по своим делам.

 

5. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение.

Не сказал: «отбросьте», но – умертвите, так чтобы они уже не воскресли. Земными членами, вероятно, называет телесные наши члены: если они не содействуют приобретению небесного, то земные, а если совершается чрез них небесное, то они уже не земные, подобно тому, как и мы являемся как бы неземными, если не видим и не слышим ничего дурного. Может быть, под земными членами разумеются совершаемые телесными нашими членами грехи, которые остаются на земле и тут же погибают, тогда как члены тела, хотя и от земли, однако не останутся навсегда на земле и не истлеют, но по воскресении получат нетление. Но почему, сказав выше: вы спогребены со Христом и совлеклись тела греховного плоти (см. Кол. 2, 12), теперь опять говорит: умертвите" } Потому, что первое умерщвление было даром крещения, отъявшим сущий в нас первородный грех; а теперь предлагаемое умерщвление есть дело и произволения нашего, состоящее в том, чтобы заглаждать грехи, бывающие после крещения, более же в том, чтобы даже не позволять им оживать в нас, подсекая зарождение их посредством умерщвления плотского мудрования. Это подобно тому, как если бы кто‑ нибудь, поновив загрязненную медную статую и придав ей снова блеск, просил владельца этой статуи тщательнее очищать ее от ржавчины, – не от той, которую он уже счистил, но от той, которая покажется после.

Вот он объясняет, какие это члены. И прежде всего упоминает блуд, потому что эта страсть имеет самую большую силу. Оставляет в отдельности говорить о том, о чем неприлично сказать; и словами нечистоту и страсть дает видеть все виды постыдных смешений. Ибо, действительно, страсть есть неистовство тела, подобно горячке, или ране, или другой болезни. Злую похоть, – вот опять он сказал вообще обо всем, ибо все – похоть, или желание, – злые. Но есть желание и хорошее, которое выражает стремление к Богу и к делам Божественным, по которому и Даниил был муж желаний (Дан. 9, 23).

И любостяжание, которое есть идолослужение. Первенец злой похоти есть любостяжание. Его назвал идолопоклонством, поскольку оно есть служение серебру и золоту. У язычников идолы серебро и золото (Пс. 113, 12).

 

6. За которые гнев Божий грядет на сынов противления.

Гнев будущий и в настоящем веке часто наказывает таких. Сынами противления называет их, лишая всякого снисхождения и показывая, что они пребывают в страстях не по неведению, но по упорству, которому так предались, что будто усыновили себя ему, от него прияв отличительные и характеристические себе черты.

 

7. В которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

Это слово не без похвалы, потому что ныне они уже не живут в похотях; но было время, когда жили, ибо были язычниками.

 

8. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших.

Как же это? Только что сказал: некогда обращались, показав тем, что уже не живут так, и вдруг опять говорит: отложите все? Как им отложить то, чего уже не имеют? На это можно ответить, что сказанное – некогда обращались – служит к уразумению того, что теперь говорится. Ибо этим внушается, что некогда, то есть прежде крещения, властвовал в вас грех, обладал всею вашей жизнью и тиранствовал над вами, и свобода от страстей для вас была невозможна. Ныне же, когда чрез крещение грех в вас умерщвлен, для вас стало удобным отлагать страсти, как одежду. И нельзя вам выставлять в предлог, что живете под властью греха и страстей, ибо вы умерли для них.

Гнев, ярость, злобу, Злобой называет злопамятство, которое некоторые называли огорчением, когда кто держит в себе злобу на другого, как бы отомстить. Злоречие, это о бранчивых речах говорит апостол. Сквернословие уст ваших. Выразительно сказал: уст ваших, то есть уста ваши освящены приобщением Тела Господня, потому крайне неуместно вам осквернять злоречием и сквернословием сии уста, приемлющие Христа Господа.

 

9. Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его.

Вы облеклись во Христа, сказавшего: Я есмъ… истина (Ин. 14, 6). Как же теперь облачать вам себя другой формой одежды, формою лжи? Тогда явно будет, что вы скидываете ту форму (как бы форменную одежду), которая характеризует вас чертою истины.

Совлекшись ветхого человека с делами его. Почему он, назвав члены, тело и человека растленной жизнью, опять то же самое называет добродетельным? Чтобы показать, что свобода в человеке важнее сущности, что мы называемся скорее по ней, а не по сущности. Ибо Писание называет лошадьми, собаками и лисицами тех, которые по своей воле уподобились этого рода животным. И в геенну или Царствие Божие вводит нас свобода, а не сущность. Итак, ветхим человеком называет развращенное произволение. Посему и добавил: с делами, разумея свободу и ее дела. Назвал ветхим, желая показать его гнусность, безобразие и слабость. Смотри, как он составил члены ветхого человека: мысль его состоит из лжи, сердце – из ярости, уста – из лжи и злословия, глаза и прикрытые члены из блуда, печень из худого пожелания, руки – из любостяжания.

 

1 0. И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его.

Новый человек есть произволение по Богу, не стареет, но все больше и больше расцветает и разрастается познанием Бога и вещей Божественных, всегда и всегда являясь юнеющим и, однако же, тем более крепнущим, чем полнейшее стяжает ведение и чем большего сподобляется.

По образу Создавшего его, то есть Христа. Христос не приходил в старость, но всегда был так прекрасен, что и сказать нельзя, прекраснее сынов человеческих (Пс. 44, 3). Ибо не сотворил греха который старит и растлевает. И мы, созданные Им по образу Его, должны отсекать от себя всякое греховное растление и старение. Создание разумеет апостол и то, которое бывает в крещении, и то, которое бывает от прекрасного образа жизни.

 

1 1. Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Вот и еще похвальное отличие нового во Христе человека, что в нем не берется во внимание ничто внешнее: ни род, ни достоинство, ни предки, но что Христос есть черта отличия его, характер его. Во всех, по духу истинно добродетельной жизни образовавшихся, все есть Христос, то есть и род, и достоинство. Или иначе можно сказать: все вы – один Христос, будучи телом Его.

 

1 2. Итак, облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.

Словом облекитесь показывает легкость добродетели; ибо как легко надеваем одежду, так удобно можем восприять и добродетель, но добродетель должно иметь непрестанно и пользоваться ею, как величайшим украшением: не имеющий ее срамен и безобразен. Увещание соединено с похвалой, и чрезмерной. Ибо были, говорит, святые, но не избранные и не возлюбленные, а вы все это имеете.

Не сказал: облекитесь в сострадание, но в милосердие. Это для того, чтобы не унизить тех, которые достойны сожаления, а вместе с тем и показать, что снисходить к ним нужно по внутреннему расположению, не так, как братья к братьям, а как отцы к детям. Для того, чтобы ты не сказал, что брат согрешил, апостол и говорит: «Требую от тебя вседушного милосердия».

Кто облекся, говорит он, в милосердие, у того сами собой являются и все прочие добродетели. Ибо какой отец не добросердечен к сыну и не смиренномудрствует, без споров доставляя ему все? И заметь, какой прекрасный во всем этом порядок! Благость, порожденная милосердием, рождает смиренномудрие, ибо кто добросердечен, тот и смиренномудр. От смиренномудрия – кротость, ибо гордый и гневлив. От кротости – долготерпение, которое есть великодушие.

 

1 3. Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.

Снисходя друг другу – то же, что терпя, вынося друг друга, – ты его, а он тебя. Не судите со строгостью о недостатках и падениях друг друга, но, считая их малостями, пропускайте их без внимания. И смотри, как сам он показал ничтожность их, назвав жалобой.

Как Христос простил вас, так и вы. Как и всегда, Павел увещевает их примером Христа. Выше он показал, что нужно считать взаимные недостатки ничтожными, назвав их жалобой; но когда привел в пример Христа, убеждает все прощать одинаково, даже и важные прегрешения, хотя бы мы были благодетелями оскорбляющих нас, хотя бы мы были людьми великими, а они незначительными. И не это только, но и умереть и после смерти благодетельствовать, подобно тому, как и Христос благодетельствует нам и после смерти. Союз как требует именно такого понимания.

 

1 4. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

Так как можно угождать друг другу не из чистой любви, а только по виду и лицемерно, то он показывает путь, каким мы можем достигнуть истинного благоугождения. Иной бывает и кроток, и смиренномудр, и однако же не с любовью. Поэтому и говорит: более же всего облекитесь в любовь.

Которая есть совокупность совершенства. Все выше перечисленные добродетели любовь скрепляет своим присутствием. Когда же любви нет, все исчезает и в действительности ничего более не оказывается, как лицемерие. Ибо как в доме, если бы не было перекладин, обыкновенно называемых связями, или если бы в теле не было связок, – то все остальное было бы бесполезно; так точно и любовь соединяет все, способствующее к совершенству, и без нее нет совершенства; хотя по видимому кто‑ либо имеет его, но это вовсе не совершенство.

 

1 5. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны.

Часто мы бываем обижены кем‑ нибудь, и в нас тогда борются два помысла, из которых один побуждает к отмщению, а другой к долготерпению. Если в тебе мир Божий стоит раздаятелем наград, то есть судьей и мздовоздаятелем, то он дает награду тому помыслу, который повелевает перенести, а другой заставит смолкнуть. Итак, мир Божий да будет в вас раздайтелем наград, а не гнев, ни любопрение, ни человеческий мир, ибо человеческий мир происходит из отмщения и возмездия. Но мир Божий, постоянный и ненарушимый, заключается не ради какого‑ нибудь мирского блага, подобно тому, как и в отношении к нам мир Божий заключен не ради каких‑ нибудь заслуг, а просто по милосердию и любви Он уничтожил существовавшую против нас вражду. Зачем же, напомнив о любви, он опять начинает рассуждать о мире? Казалось бы, это лишнее увещание, так как в любви заключается уже и мир. Для того, может быть, это сказано, что часто и друг обвиняет своего друга, и от излишней любви нередко возникают споры, обиды и столкновения. Не этого, говорит, я хочу, но с любовью имейте л «мр Божий, который все устрояет и все решает.

К которому вы и призваны в одном теле, то есть Христос, призывая нас к миру, соделал нас единым телом, Сам став Главой. Ибо для чего другого мы – одно тело, как не для того, чтобы, будучи друг другу членами одного тела, хранили мир между собой и не разделялись? Или потому, что вы призваны к миру, то есть удостоены чрез мир бесчисленных благ. Ибо если бы мы не примирились с Богом, то не были бы и призваны к тому, чтобы быть Его рабами и участниками Его благ.

И будьте дружелюбны. Дружелюбным бывает тот, кто таким же образом поступает в отношении к сорабам, как Бог – в отношении к нему. Исповедующий благодать Божию и Бога благодарящий за то, что отпущены ему грехи, не станет отмщать тому, кто не оправдывал его самого, и, наоборот, отмщающий, очевидно, не помнит, какое сам великое получил благодеяние в отпущении грехов, подобно получившему отпущение десяти тысяч талантов и не хотевшему отпустить ста динариев (см. Мф. 18, 24–30). Итак, будем благодарны за все, что бы и от кого бы мы ни потерпели, – и получим венец мученичества.

 

1 6. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

Показывает путь, каким мы можем быть благодарны. Ибо если вселится в вас слово Христово, то есть Его учение, догматы, убеждения, которыми Он учил нас презирать настоящую жизнь и здешние блага, то мы не уступим никаким затруднениям. Напротив, мужественно перенося все, будем благодарны за все, чтобы ни случилось с нами. Не просто сказал: «да будет в вас», но – да вселятся и обильно. Если мы будем богаты в познании Писаний, то равнодушно перенесем все несчастья, подобно тому как и богач может перенести потерю в деньгах.

Со всякою премудростью, то есть во всякой добродетели. Мудростью называет добродетель, подобно как грех Давид называет безумием: сказал безумец в сердце своем (Пс. 13, 1), и: смердят, гноятся раны мои от безумия моего (Пс. 37, 6).

Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями. Так как чтение требует труда и скоро утомляет, то в руководство он указал им не на повествования а на псалмы, для того, чтобы вместе с пением увеселять душу и не замечать трудов. Вслед за псалмами, он поставил песни, как нечто более совершенное. Петь псалмы – дело человеческое, петь же песни – ангельское.

Во благодати воспевая сказал вместо выражения: с радостью и наслаждением духовным. Ибо, как человеческие песни имеют целью доставить наслаждение, хотя и не духовное, так Божественные – доставить наслаждение духовное. Или: чтобы от духовного дара получить то, что они поют.

В сердцах ваших Господу. Не просто устами, но в сердцах, то есть со вниманием. Ибо это значит петь Богу, тогда как то – петь на воздух. Иначе: в сердцах – не напоказ. Будь ты хоть на торговой площади, можешь петь про себя, не будучи никем слышим.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.