Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава пятнадцатая. 1. Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли






 

1. Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли…

Переходит к учению о воскресении, которое составляет основание нашей веры. Ибо если нет воскресения, то и Христос не воскрес; если же Он не воскрес, то и не воплотился; и таким образом вся наша вера исчезнет. Поскольку такие колебания были у коринфян (ибо внешние мудрецы готовы принять все, только не воскресение), то Павел и подвизается за воскресение. Весьма мудро он напоминает им о том, что ими уже принято на веру. Ничего, говорит, странного я не говорю вам, но даю вам знать, то есть напоминаю о том, что уже было вам сообщено, но позабылось. Назвав яхбратиями, частью смирил их, частью напомнил им то, от чего мы стали братиями, именно от явления Христа во плоти, которому могли перестать верить, и от крещения, которое служит образом погребения и воскресения Господня. Именем благовествования также напомнил о тех бесчисленных благах, которые мы получили через воплощение и воскресение Господа.

Которое вы и приняли. Не сказал «которое вы слышали», но – которое вы приняли, ибо они приняли его не по слову только, но и по делам и чудесам. Сказал так вместе и для того, чтобы убедить их содержать его как давно принятое.

 

1–2. В котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

Хотя они колебались, однако говорит, что устояли в нем: он намеренно представляется незнающим и предупреждает их, чтобы не могли отрицаться, хотя бы и очень пожелали того. Какая же польза от того, что стоите в нем? Та, что вы спасаетесь.

Если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам. Говорит как бы так: о том, что есть воскресение, я ничего не сообщаю вам; ибо в этой истине вы и не усомнились. Но, может быть, вам нужно знать то, каким образом будет воскресение, о котором я благовестил вам. Об этом‑ то, то есть о том, как будет воскресение, я и говорю вам теперь.

Если только не тщетно уверовали. Чтобы словами вы утвердились не сделать их беспечными, говорит: если вы удерживаете, если только не тщетно уверовали, то есть если вы не напрасно называетесь христианами. Ибо сущность христианства заключается в учении о воскресении.

 

3. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию.

Так как учение о воскресении очень важно, то я преподал его первоначально. Ибо оно есть как бы основание всей веры. Принял же его и я, то есть от Христа. Поэтому, как я содержу его, так и вы должны содержать. И как вы приняли в начале, то ныне вы не правы, когда усомнились хотя на время.

То есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию. Эти слова, очевидно, принадлежат Самому Христу, говорившему через Павла. Поскольку манихеи будут впоследствии говорить, что Павел смертью называет грехи, а воскресением – освобождение от них, то Ему угодно было сими словами наперед обличить их. Так, Христос умер. Какою смертью? Без сомнения, телесною, не греховною; ибо Он греха не сотворил. Если же они не постыдятся сказать, что и Он умер смертью греховною, то как сказано, что Он умер за наши грехи? Ибо если и Он был грешник, то как Он умер за наши грехи? Весьма ясно поражает их и сим замечанием: по Писанию. Ибо Писание везде приписывает Христу эту телесную смерть. Так говорится: пронзили руки мои и ноги мои (Пс. 21, 17); еще: воззрят на Того, Которого пронзили (Зах. 12, 10); еще: Он изъязвлен был за грехи наши; за преступления народа моего Он идет на смерть (Ис. 53, 5, 8).

 

4. И что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию.

Погребен был. Итак, Он и тело имел. Ибо погребается тело. Слова же по Писанию не прибавил или потому, что гроб был всем известен, или потому, что слова по Писанию относятся ко всему вообще.

И что воскрес в третий день, по Писанию. Где же Писания, говорят, что Он воскрес в третий день? В прообразе Ионы, и прежде сего в Исааке, который в три дня сохранен живым для матери, а не был заклан, и в весьма многих иных прообразах; также в словах Исайи: Господь хощет очистити его от язвы явити… ему свет (Ис. 53, 10–11); [22]в словах Давида: Не оставишь души моей во аде (Пс. 15, 10).

 

5. И что явился Кифе, потом двенадцати.

В первых поставляет свидетеля, достовернейшего из всех. Хотя Евангелие говорит, что Господь явился прежде Марии (см. Мк. 16, 9), но из мужей первому явился Петру, как лучшему из учеников. Ибо тому, кто первый исповедал Его Христом, следовало первому видеть и воскресение; является ему прежде прочих и по причине отречения его, чтобы показать ему, что он не отвергнут.

Потом двенадцати. Матфий сопричислен вместо Иуды после Вознесения Господня. Как же Павел говорит: потом двенадцати? Отвечаем: вероятно, Он явился Матфию после Вознесения, как явился и Павлу, призванному после Вознесения. Поэтому он и не указал времени, но выразился неопределенно. Некоторые же говорят, что здесь ошибка писца; или: Господь, наперед зная и предвидя, что Матфий будет сопричислен к одиннадцати, явился и ему, чтобы он и в сем отношении не был ниже прочих апостолов. Нечто подобное выражает и Иоанн, когда говорит: Фома один из двенадцати (Ин. 20, 24). Ибо всякий скорее скажет, что Он сопричислил к прочим апостолам Матфия по предуведению, чем Иуду после его предательства и удаления.

 

6. Потом более нежели пятистам братии в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили.

После доказательства из Писаний приводит во свидетели апостолов и других верных людей. Слово более некоторые объясняют так: «свыше», с небес; что Он высоко и над головою явился им для того, чтобы удостоить в истине Вознесения. Иные же понимали так: более нежели пятистам.

Из которых большая часть доныне вых, а некоторые и почили. Я, говорит, имею живых свидетелей. Изречением почили предуготовляет начало воскресения. Ибо кто спит, тот и встает.

 

7. Потом Иакову, также всем Апостолам.

Потом Иакову – брату Господа, поставленному от Него первым епископом в Иерусалиме.

Также всем Апостолам. Ибо были и другие апостолы, каковы семьдесят учеников.

 

8. А после всех явился и мне, как некоему извергу.

Это слово смиренномудрия. Смирение же это употребил благоразумно, для того, чтобы, когда скажет о себе высокое: я более всех их потрудился (ст. 10), ему не отказали в вере, как самохвалу. Извергом в собственном смысле называется недоношенное дитя, которое женщина выкидывает. Поскольку называет себя недостойным апостольского звания и человеком отверженным (ст. 9), то назвал извергом как недозрелого по отношению к апостольскому достоинству. Некоторые же под извергом разумели позднее рождение, так как Павел последний из апостолов. Но Павла не уничижает то, что он последний увидел Господа. Ибо и Иаков не ниже прочих пятисот оттого, что увидел Господа позже, чем они.

 

9. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

Сам о себе произносит суд: я, говорит, меньший не только двенадцати, но и всех прочих. Смотри, здесь напоминает о тех грехах, от которых избавился через крещение, для того, чтобы показать, какую благодать получил от Бога. Для чего же, выставляя сам себя свидетелем воскресения Христова, так как Он явился и ему, перечисляет свои недостатки? Для того, чтобы заслужить более доверия. Ибо кто по сущей справедливости изложил собственные недостоинства, тот не будет напрасно говорить в пользу иного.

 

10. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

Недостатки приписывает самому себе, а совершенства относит к благодати Божией.

И благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился. И это сказал со смирением, ибо не сказал – «я сделал достойное благодати», но – благодать Божия, сущая во мне, оказалась не тщетна… Как? Потому что я потрудился более всех апостолов. И не сказал: «я подвергался опасностям», но ограничил похвалу свою скромным именем труда. Говорит это сам о себе для того, чтобы явиться достойным веры. Ибо учитель должен быть достоин веры.

Не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. И то самое, что я потрудился, не мое совершенство, но дело благодати Божией.

 

11. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем и вы так уверовали.

Я ли более потрудился, они ли, но в проповеди, говорит, мы все согласны. И не сказал: «если мне не верите, то им поверьте», ибо уничижил бы сам себя и оказался бы свидетелем истины, не стоящим веры, но говорит, что и он сам по себе достаточный свидетель, и они сами по себе достаточны. Словом проповедуем также подтверждает истину своих слов. Ибо мы говорим не скрытно, но явно, и не когда‑ нибудь, но и ныне. И вы так уверовали. Не сказал: «ныне веруете»; потому что они уже колебались. Но наряду с прочими и их веру называет свидетельницею истины. Вы, говорит, не поверили бы напрасно ложным и обманчивым речам, если бы не были убеждены в истине проповедуемого.

 

12. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?

Прекрасно рассуждает. Сначала доказал, что Христос воскрес и что так проповедуют он и апостолы. А потом Его воскресением подтверждает общее воскресение, так как за головою следуют и прочие части тела. Не на всех простирает обвинение, чтобы не сделать их бесстыднее, но говорит: некоторые говорят..

 

13. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.

Чтобы не сказали, что хотя Христос воскрес, однако общего воскресения не будет, подтверждает последнее и говорит: если нет воскресения, то и Христос не воскрес. Ибо одно подтверждает другое. Ибо для чего Он воскрес, если не для того, чтобы быть начатком нашим?

 

14. Л если Христос не воскрес, то и проповедь наше тщетна, тщетна и вера ваша.

Ибо если Он, умерши, не смог воскреснуть, то ни грех не истреблен, ни смерть не упразднена; наконец, и мы проповедовали пустое, и вы поверили пустому.

 

15. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть мертвые не воскресают.

Мы, говорит, оказываемся неправыми, потому что ложно показали о Боге, что Он воскресил Того, Кого не воскрешал. Такое вытекает следствие, если мертвые не воскресают. Если же такое следствие нелепо, то нелепо верить и тому, что мертвые не воскресают.

 

16–17. Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.

Опять защищает то же самое положение. Ибо Он для того воскрес, чтобы устроить всеобщее воскресение. Если же нет воскресения, то и Он не воскрес; если это допустить, то вера ваша напрасна: что нелепо.

Вы еще во грехах ваших. Если Он не воскрес, то и не умер, а если не умер, то и греха не истребил: ибо смерть Его – для истребления греха. Ибо сказано: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29). Агнцем назвал Его, без сомнения, по причине заклания. Если же грех не истреблен, то вы, конечно, в нем остаетесь. Как же вы уверовали, что вы избавлены от него?

 

18. Поэтому и умершие во Христе погибли.

То есть те, которые умерли за Христа и свидетельствовали о Нем, погибли, если нет воскресения. И вообще все, которые умерли в вере Христовой и в жизни тесной и скорбной, погибли, потому что лишились мирских удовольствий и после сего не получат никакого блага, если не будет воскресения.

 

19. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

Если, говорит, все наше ограничивается здешнею жизнью и мы, уповающие во Христа, то есть имеющие надежду на Христа, существуем только в ней, а там нет иной жизни, то мы несчастнее всех, так как ни здешними благами не наслаждались, как и выше сказано, ни будущих не получим, потому что и не воскреснем, как некоторые говорят. Быть может, скажет иной: одна душа будет наслаждаться. – Почему же так? Трудилась не одна только она, но и тело. Где же справедливость, если тело, перенесшее большую часть трудностей, обратится в ничто и не получит никакого блага, а увенчана будет одна только душа?

20. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

Показав, сколько рождается нелепостей от неверия в воскресение, повторяет слово и говорит как бы так: вот что следует, если нет общего воскресения, когда и Христос не воскрес. Поныне Христос воскрес. Поэтому будет и общее воскресение, и этих нелепостей не случится. Постоянно прибавляет из мертвых, чтобы заградить уста манихеев. Если Он – начаток умерших, то, без сомнения, и Им должно вокреснуть. Ибо начаток имеет и за ним следующих, например, когда из многих один сделает что‑ нибудь, начав первый, а прочие будут продолжать это.

 

21–22. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.

Присовокупляет причину, которою подтверждается сказанное. Нужно было, говорит, чтобы само побежденное естество победило и чтобы сам низверженный преодолел. Ибо как в Адаме, то есть через падение Адама, все умирают, так во Христе все оживут, то есть потому что Христос оказался безгрешным и неповинным смерти, и хотя умер добровольно, но воскрес, потому что тление не могло удержать Его, Начальника жизни (см. Деян. 2, 24). И это все идет против манихеев.

 

23. Каждый в своем порядке…

Чтобы ты, услышав, что все оживут, не подумал, что и грешники спасутся, прибавил: что касается воскресения, то все оживут; но каждый будет «в своем чину» и в том, чего достоин.

 

23–24. Первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.

Христос стал начатком и путем воскресения. После Него те, которые принадлежат Ему, то есть верные и угодные Ему, воскреснут прежде прочих, когда Он будет сходить с небес (это значит в пришествие Его), ибо праведным справедливо иметь какое‑ либо преимущество и в самом воскресении. Поскольку они будут восхищены на воздухе в сретение Господу (см. 1 Фес. 4, 17), то воскреснут прежде. Между тем грешники, как осужденные, будут внизу ожидать Судию. Потом – конец всего, и самого воскресения, потому что все вообще воскреснут. Ибо ныне воскрес один только Христос, а дела человеческие остались в своем положении. Но тогда будет не так, но все получит конец.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.