Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава пятая. 1–3. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него






 

1 –3. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его.

И это говорится в подтверждение вышесказанного. Если мы от учителя получили заповедь любить друг друга, то, без сомнения, если веруем, что учитель наш Иисус есть Христос (а Христос Он в том смысле, что Он есть Бог и вместе человек), должны соблюдать и заповеди Его как учителя и как Бога. Веруя же, что Он есть Бог, мы получаем имя детей Его, как и в Евангелии сказано: Тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими(Ин. 1, 12), – то есть те, которые уверовали в Него, и стали детьми Его. Если же мы родились от Него, без сомнения, должны и оказывать должное Родителю, то есть любить Родившего. Если же все мы, уверовавшие, родились от Него, то мы должны любить и друг друга и как братья, и как рожденные от Него. В подтверждение сего апостол и говорит, что любящий Родившего любит и Рожденного от Него. Потом опять говорит, что любовь к братьям или чадам Божиим доказывает любовь к Родившему. Выше он говорил, что любящий Бога любит и брата своего, а теперь говорит, что любящий детей Божиих любит и Бога и любовь к брату поставляет доказательством любви к Богу.

 

3 –4. И заповеди Его нетяжки. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.

Поскольку полным доказательством любви к Богу апостол указал соблюдение заповедей, а некоторым думалось, что заповеди Божий тяжелы, то и говорит: и заповеди Его нетяжки. Ибо что тяжелого в деле любви брата? Что, например, тяжелого в том, чтобы посетить узника в темнице? Ибо повелевается не выпустить из темницы, что было бы трудно, а только посетить. И больного повелевается не освободить от болезни, а только посетить. И голодному не повелевает предложить стол из многих блюд или нагому подать одежду, приготовленную из драгоценной материи, но доставить крайне нужное, чего ищет голодный и наготующий. Сказав это, указывает и другое побуждение к любви. Какое? Победу. Говорит, что, через любовь к брату соделывая себя детьми Божиими, вы имеете уже и воздаяние за это доброе качество, – победу над миром, ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир. Потом объясняет, в чем состоит победа и через что она совершается; тем и другим называет веру, то есть веру в Бога, которая, родившись от Бога, победила и прогнала всякое неверие, и ни иудей, ни эллин, ни еретик не силен против нее. А так как вера побеждает не одна, сама по себе, а вместе с имеющим ее, то прибавляет следующее:

 

5 –9. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.

Словами всякий, рожденный от Бога апостол упомянул об усыновлении Богу и о рождении. А это вместе совершается через святое крещение. Посему говорит: Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию, возрождающий и делающий нас сынами Божиими. Ибо это подразумевается и как следствие в словах всякий, рожденный от Бога, побеждает мир. Как рожден? Водою и кровию. Ибо пришедший Иисус Христос возрождает водою и кровию. И опять прибавляет, повторяя слова: не водою только возрождающий, но водою и кровию, ибо хочет прежде доказать прославление усыновляющего нас Христа, потому что прежде усыновлен Богом человек, сущий во Христе, а потом Христос через Свое сыноположение даровал и нам такое достоинство. А сыновство Его объявлено трижды, то есть три свидетельствуют нам на небе: Отец, Слово и Святый Дух. Один раз при крещении на Иордане, когда Отец свыше свидетельствовал, что крещаемый есть Сын возлюбленный.

Кто же? Тот, Кто входит в воду, то есть человек, воспринятый на Себя Богом Словом, являющийся в сокрываемом, ибо для Него и нужно было свидетельство. Итак, Иисус пришел водою, то есть объявлен Сыном Божиим через свидетельство Отца при крещении в воде. Кровию, когда, идя на крест, говорил: Прославь Меня Ты, Отче! (Ин. 17, 5) – и когда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю, который слышавшие приняли за гром (12, 28–29). В третий раз – Духом, когда, как Бог, воскрес из мертвых, ибо воскрешать Самому Себя свойственно одному только Богу, а словом Дух называется Бог, как можно видеть в изречении: Бог есть Дух (4, 24). Итак, при свидетельстве трех: крещения, креста и воскресения – о сыноположении Иисуса, сыноположение Господа непререкаемо. А через Свое сыноположение, как начаток всего рода человеческого, Он даровал и нам право быть сынами Божиими.

И Сии три суть едино. Сии три в одном Христе, то есть по отношению к свидетельству о Нем. Нужно знать, что некоторые из отцов слово Духом разумели не о воскресении Христа, но об Отце, когда Он воззвал на Иордане: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 17), – так как Бог есть Дух, как мы выше сказали.

 

Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.

И сии три суть воедино, то есть по отношению к свидетельству о Христе показывают, что Он усыновлен Богом Отцом и что Сам получил, то передал и достойным, верующим во имя Его.

Сказав это, подтверждает слова свои доказательством от меньшего. Если мы принимаем свидетельство человеческое о чем‑ либо, не тем ли справедливее должны принять свидетельство большее, от Бога? Ибо это свидетельство о Сыне Божием, то есть Христе, не от Самого ли Бога? Итак, верующий в Сына Божия, что Он есть Бог, как Сын Божий, имеет свидетельство в самом себе, потому что верующий и сам усыновлен через Иисуса, усыновленного Богом. Ане верующий виновен в двух отношениях: в неверии, представляя Бога лжецом, и в том, что лишает себя сыноположения, а чрез это – жизни вечной, которую и Христос имеет в Самом Себе, как сказано в Евангелии: В Нем была жизнь (Ин. 1, 4). Посему имеющий в себе Сына через крещение, тот имеет и жизнь, ибо все мы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27). А не имеющий Сына Божия через крещение, не имеет и жизни, тот мертв. Ибо, принимая нас, мертвых прегрешениями, Он воскрешает через святое крещение. Каким образом? Потому что кто через погружение в крещении спогребся со Христом, тот мертв для мира, то есть для мирских прихотей, и живет уже не для мира, но для Христа.

 

Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него.

Здесь выводится как бы заключение. Я, говорит, написал это вам как наследникам жизни вечной. Ибо для тех, которые не живут в надежде жизни вечной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псам и бросать жемчуг пред свиньями – непохвально (см. Мф. 7, 6). Напоминая сказанное, повторяет, во‑ первых, что должно несомненно веровать во имя Сына Божия, то есть в преданное нам от Него богопочтение, ибо это значит, как мы говорили, имя Сына Божия. Потом говорит, что знаком этой несомненной веры служит не иное что, как дерзновение, которое мы находим пред Ним через непорочную веру, как и выше мы говорили, и что опять знаком такого дерзновения служит то, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. Но так как не все получают все просимое и не все просьбы выслушиваются, то прибавляет по воле Его, то есть кто просит противного воле Учителя, тот не будет и услышан. В этом случае апостол говорит подобно блаженному Иакову: Просите, и не получаете, потому что просите не на добро (Иак. 4, 3). Обращая этот знак в яснейший признак, говорит:

«Если мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни попросили, то знаем и то, что мы получаем от Него все, просимое от Него». Говорит как бы так: «Если мы просим у Бога сообразного с волей Его, то Он слушает нас; если же выслушивает нас в просьбах наших, то мы знаем, что приносим просьбы, согласные с Его волей, и просимое нами имеем сами у себя». Такие предметы суть Царство Божие и правда Его, которых просить Он и Сам заповедал нам в Евангелии (см. Мф. 6, 33).

 

Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.

Сказав, что Бог исполняет прошения наши, согласные с Его волей, апостол теперь ясно высказывает желание свое о том, чего бы мы просили по воле Божией. И так как он много, почти через все послание, говорил о любви к брату и о том, что Бог желает, чтобы мы соблюдали любовь к брату нелицемерно, то теперь одним из желаний Его, и самым лучшим, называет то, что если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть просит, и Бог даст ему жизнь вечную. Вообще апостол разделяет грех так: всякая неправда есть грех, и есть грех к смерти, но есть грех не к смерти. О грехе к смерти говорит: «Пусть не просит», то есть не молится, «ибо не будет услышан, потому что просит не на добро». Разумеет того, кто не показывает никакого обращения, ибо грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда и подвергся вечной смерти. Злопамятные также грешат к смерти; Соломон говорит: На пути правды – жизнь (Притч. 12, 28). Ибо те, кои помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, не обращаются к покаянию, но согрешают непростительно.

 

Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.

Наставив нас тому, какой грех к смерти и какой не к смерти, затем обозначает, кто может грешить к смерти, и говорит, что усыновленный Богом никогда не может болеть грехом ни к смерти, ни не к смерти. Ибо однажды предав самого себя Христу, обитающему в нем через сыноположение, он остается неприкосновенным для греха. Однако же, чтобы кто‑ нибудь не подумал, что природа его претворяется и становится уже неуловимой для греха, прибавляет хранит себя, то есть если не будет хранить и беречь себя от лукавого, то, без сомнения, согрешит. Итак, он не по природе достигает безгрешности, но по великому дару Божию. Бог, усыновив нас, удостоил нас такой благодати, что мы, сохраняя и соблюдая поданный нам от Него дар, можем и не грешить. В противном случае, так как мир (под миром разумеет тех, которые не поставили себя в отношении к Богу в положение сынов через правые дела) лежит во зле, ничто не попрепятствовало бы нам пристать к погибающим, потому что мысль человека от юности его усердно прилепляется ко злому (см. Быт. 8, 21), как Бог показал это при потопе. Но так как Сын Божий пришел и дал нам свет и разум к познанию Его, Бога истинного, и пребыванию в Нем, в истинном Сыне Его Иисусе Христе, то через этот великий дар мы познали, что Он есть истинный Бог и жизнь вечная, и, познавши, пребываем неискушенными от лукавого и соблазнов его.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.