Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и методы государственного регулирования






 

Государственное регулирование транспортной деятельности в условиях рынка осуществляется в следующих основных формах.

1. Разделение транспортного рынка на сектора со сходными эксплуатационными и коммерческими условиями и отделение коммерческого и технического статуса транспортных предприятий, действующих в различных секторах рынка. Без четкого деления транспортного рынка на сектора невозможны целенаправленный сбор и анализ статистики, а также подготовка конкретных мероприятий по регулированию транспортной деятельности.

Наиболее простым и очевидным признаком деления транспортного рынка на сектора является техническая специфика различных видов транспорта. Кроме того, внутри каждого вида транспорта выделяются сектора по организационно-техническим признакам (пассажирские и грузовые перевозки, местные, междугородные и международные перевозки; перевозки по видам грузов и т.д.).

Наряду с этим транспортный рынок делится еще и по коммерческим условиям транспортного обслуживания. Целесообразно определить и закрепить границу между секторами коммерческих перевозок (работа транспортных предприятий по найму) и некоммерческих (перевозка грузов, по отношению к которым перевозчик является владельцем, нанимателем или арендатором). При этом некоммерческие владельцы Т и ТТМ (ведомственные АТП, перевозящие грузы только своего предприятия; автотранспорт сельхозпредприятий, используемый для собственных нужд; автомобили кооператоров, обслуживающие основной вид деятельности и т.п.) не имеют прав на работу по найму, а нарушение этого правила строго наказывается. Смысл такого жесткого разделения заключается в том, что автотранспортные предприятия, работающие на коммерческой основе, должны быть защищены от конкуренции со стороны автовладельцев, чьи финансовые возможности за счет доходов от основного производства могут быт неизмеримо выше.

Разделение транспортного рынка на сектора закрепляется принятием на государственном уровне нормативных актов, законодательно определяющих права и обязанности предприятия, работающего в тех или иных секторах рынка.

2. Разработка правил допуска новых предприятий к работе в различных секторах рынка. Чаще всего при подаче заявки на получение лицензии существует принципиальная возможность отказа, связанная с двумя основными причинами.

Первой причиной является существование таких секторов транспортного рынка, где предложение и так уже превышает спрос. В этой связи появление там новых конкурирующих предприятий является нецелесообразным и органы государственного регулирования должны ограничивать их в данном секторе рынка.

Второй причиной отказа предприятию и предпринимателю в выдаче лицензии может быть его несоответствие определенным требованиям (платежеспособность, репутация предпринимателя, его профессиональная пригодность, наличие или отсутствие необходимой технической базы и т.д.). Эти требования направлены, в конечном счете, на достижение главной цели государственного регулирования транспортной деятельности – клиентура должна получать достаточное и квалифицированное транспортное обслуживание.

3. Непосредственное осуществление деятельности по допуску новых предприятий на различные сектора транспортного рынка или расширение прав действующих предприятий, т.е. лицензирование транспортной деятельности.

В настоящее время основным содержанием деятельности региональных отделений Госавтодорнадзора является именно непосредственное лицензирование автовладельцев, и большинство практических вопросов, возникающих у сотрудников указанной Федеральной службы, касается техники лицензирования. Выдача лицензий – это лишь один чисто технический аспект деятельности Госавтодорнадзора и «поголовное» лицензирование, и получение максимальных доходов от выдачи лицензий не является основным содержанием работы инспекции или критерием оценки ее деятельности.

4. Контроль выполнения транспортными предприятиями требований, налагаемых на них выданной лицензией, и применение предусмотренных законодательством санкций в случае нарушения этих требований. В данном случае должно проверяться, прежде всего, соответствие деятельности предприятия тем требованиям, которые определены выданной ему лицензией. Контрольная деятельность Госавтодорнадзора должна осуществляться по трем основным направлениям:

 

- контроль на линии. Это проверка наличия на Т и ТТМ лицензионной карточки и соответствие вида лицензии выполняемой в данной момент перевозке. Этот метод контроля невозможен без содействия органов ГИБДД, что и предусмотрено Положением о Госавтодорнадзоре Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;

- контроль на предприятиях. Это могут быть как плановые, так и разовые проверки предприятий различных форм собственности. Цель – уточнить или подтвердить соответствие предприятия требованиям, налагаемым на него выданной лицензией. Данный контроль не должен дублировать функций финансовых, санитарных и других контрольных органов, однако может осуществляться комплексно во взаимодействии с этими органами;

- проверка жалоб клиентуры или конкурирующих предприятий. Этот канал получения информации о нарушениях правил транспортного обслуживания является наиболее эффективным. Несомненно, работа «по жалобам» в будущем в России станет одним из основных видов деятельности Госавтодорнадзора, как только клиентура поймет, что Госавтодорнадзор стоит на страже интересов и в состоянии применить реальные санкции, а предприятия транспорта убедятся в возможности Госавтодорнадзора по недопущению недобросовестной конкуренции и защите законных прав действующих перевозчиков.

5. Контроль ценообразования и применения тарифов. К сожалению, современное состояние рыночных отношений в стране характеризуется относительно слабым контролем за финансовой дисциплиной, отсутствием достаточно четких инструкций по применению тарифов. Результатом являются непредсказуемые скачки ценообразования на транспорте, причем, в ряде случае увеличение цен на транспортные услуги значительно превышает необходимую величину.

6. Налоговое регулирование транспортной деятельности. Налоги, в отличие от тарифов, уровень которых важен и для клиентуры и для транспортных предприятий, являются рычагом «однонаправленного» действия и применяются для стимулирования выполнения определенных видов деятельности или же, напротив, для «ограждения» тех секторов рынка, где уровень конкуренции излишне высок.

Законодательство предоставляет региональным органам власти возможность определенного «маневра» с помощью местных налогов. Это означает, что региональные отделения Госавтодорнадзора получают возможность участия в подготовке решений об изменении местного налогообложения транспортных предприятий с учетом специфики их работы, важности для региона выполняемых перевозок и т.д.

7. Анализ состояния транспортного обслуживания в различных секторах рынка. Эта задача является в настоящее время чрезвычайно важной для всей системы регулирования транспортной деятельности РФ. Дело в том, что отечественная транспортная статистика никогда не была ориентирована на анализ соотношения «спроса и предложения» на транспортном рынке и информировала, в основном, об объемных показателях работы транспорта. Между тем, для подготовки целенаправленных решений в области регулирования транспортной деятельности совершенно необходима достоверная информация о потребностях в транспортных услугах и степени их удовлетворения.

В получении данных о состоянии транспортного обслуживания на местах региональным отделениям Госавтодорнадзора принадлежит ведущая роль. При этом, помимо анализа официальной отчетности и статистики, Госавтодорнадзор должен иметь представление о состоянии транспортного обслуживания в важнейших секторах транспортного рынка своего региона, составляя эту картину на основе общения с транспортниками, клиентурой, представителями власти и т.д.

8. Финансирование отдельных проектов в области транспорта, имеющих общегосударственное значение, а также оказание государственной помощи различным предприятиям в обеспечении такого финансирования.

Региональное отделение Госавтодорнадзора не обладает достаточными ресурсами для финансирования развития транспортных систем. Однако в тех ситуациях, когда при обсуждении местного бюджета решается вопрос о размерах и структуре ассигнований на развитие регионального транспорта, Госавтодорнадзора должен высказать свое обоснованное мнение по поводу того, какие объекты с учетом сложившейся транспортной ситуации должны финансироваться в первую очередь.

9. Покрытие текущих убытков транспортных предприятий, повышение рентабельности которых за счет самоокупаемости является по тем или иным соображениям невозможным (дотации транспортным предприятиям). Чаще всего объектами дотаций являются системы городского пассажирского транспорта, рентабельность которых не может быть обеспечена при разумном уровне цен. Соответствующая дотация предусматривается как на уровне государственного бюджета, так и на уровне местных бюджетов. Величина соответствующих ассигнований согласовывается центральными и региональными властями.

10. Разработка и контроль выполнения экологических стандартов. Данная функция государственного регулирования приобрела особую актуальность в последние годы, когда общепризнанной стала ведущая роль транспорта в загрязнении окружающей среды. Задача региональных отделений Госавтодорнадзора заключается в контроле за экологическим состоянием транспортных предприятий.

11. Разработка и контроль выполнения норм безопасности и охраны труда на транспорте и технических стандартов безопасности. Участие региональных отделений Госавтодорнадзора в реализации данной функции заключается в организации совместно с органами ГИБДД системы контроля за соблюдением установленных норм и стандартов.

12. Направление средств на социальное обеспечение транспортных предприятий. Подобная мера применяется, прежде всего, в тех случаях, когда предприятие оказывается не в состоянии своими силами сохранить квалифицированные кадры. Ухудшение кадрового состава ведет к ухудшению состояния предприятия, что влечет за собой снижение качества обслуживания клиентуры. Прямая социальная поддержка оказывается обычно только наиболее крупным предприятиям, действующим в ключевых секторах рынка.

Возможности Госавтодорнадзора в данном случае заключаются в поддержке требований транспортных предприятий по улучшению социального положения работающих в тех случаях, когда эти требования обоснованы и их невыполнение грозит срывом транспортного обслуживания важных секторов транспортного рынка.

13. Разработка и применение административно-экономических мер по экстренной концентрации транспортных ресурсов в чрезвычайных ситуациях. Государство должно иметь «механизмы» для оперативного привлечения привозных возможностей различных видов транспорта для ликвидации последствии катастроф, стихийных бедствий, обеспечения уборки урожая, завоза грузов на Север, а также для проведения подготовительных мероприятий в «особом периоде».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.