Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три типичные роли






 

Не может быть жертвы без преследователя. Если мы хотим пожалеть себя, нам нужен хулиган или задира, которого мы будем винить в нашей несчастной беспомощности, а если мы не можем распознать его, нам следует его выдумать. После того как мы нашли своего преследователя, нам нужно придумать возможность для спасения. Нам нужен бог из машины или «случайное лицо, благоприятно влияющее на исход событий», который неожиданно появился бы в нашей жизни и решил бы все наши проблемы. Мы хотим, чтобы папочка, прекрасный принц или ангел сострадания спасли нас.

Шаманы, Хранители Земли считают, что в историях, которые мы создаем, описывая события нашей жизни, неизменно фигурируют три персонажа: конкистадор, индеец и священник. Конкистадор – это злодей, преследующий несчастного индейца, единственной надеждой на спасение которого является великодушный священник. Эти типичные персонажи действуют предсказуемо и строят козни по одним и тем же старым схемам. Пока мы от них не избавимся, мы будем постоянно впутываться в эти интриги.

В наших жизненных историях и волшебных сказках мы используем похожие архетипы Преследователя, Жертвы и Спасителя. В истории о царе Мидасе преследователь – это Дионис, жертва – это царь, а спасительница – это молодая дочь царя, которая просила его молить прощения у Диониса. В истории Короля Льва Преследователем выступает злой дядя, Жертвой оказался львенок, а Спасителем – его возлюбленная. В сказке о Золушке Преследователями были сводные сестры и мачеха, жертвой служила сама Золушка, а Спасателем был великодушный принц. Заметьте, что все эти истории написаны от лица Жертвы. Таким же образом мы неосознанно стремимся писать сценарии наших кошмаров, где мы оказываемся жертвой какого-нибудь жестокого человека или ужасного события. Проблема в том, что всякий раз, изображая себя в этой роли, мы расписываем истории о беспомощности и апатии. Жертва внутри нас объясняет причины, по которым мы не можем иметь то, что хотим.

Но иногда история может быть написана от лица Преследователя, чаще всего – от лица мужчины, которому нравится думать о себе как о сильном, благородном воине, чья жестокость и мстительность оправданы. Когда мы начинаем хвастаться большим делом, которое только что провернули, рассказываем, как мы победили нашего противника или болезнь, мы идентифицируем себя с конкистадором. Затем мы можем выбрать роль Спасителя и создать историю с этой позиции, потому что мы хотим гордиться собой, тем, как мы спасаем наших близких от них самих или благородно жертвуем своей жизнью и независимостью ради наших детей.

В реальности все три персонажа взаимозаменяемы, и мы часто переходим из одного амплуа в другое, из роли Жертвы в благородного Спасителя других Жертв, или из Спасителя в злобного и самоуверенного Преследователя. Например, после атаки террористов 11 сентября на Всемирный торговый центр и здание Пентагона в Америке вся планета выражала соболезнования Соединенным Штатам. Мы, американцы, простерли свою большую политическую доброжелательность по всему миру и наряду с большинством других стран считали себя жертвами этого трагического события.

Правда, всего за несколько месяцев мы растратили свою доброжелательность и благосклонность. Теперь многие люди по всему миру воспринимают США как преследователя и преступника, который ведет себя неоправданно агрессивно и причиняет вред неповинным гражданам, стараясь в одиночку избавить мир от плохих парней и сделать его безопасным для демократии. В то же время многие американцы оправдывают искажение и нарушение гражданских прав, потому что они видят себя праведными и благочестивыми воинами в борьбе с терроризмом. Ни одна из историй об американцах как жертвах, спасателях или преследователях, кажется, так не помогает миру задуматься о лучшем будущем, нежели бесконечный круг страданий и мести.

Когда вы выполните упражнения, приведенные ниже, вы увидите себя в трех ролях-архетипах и начнете понимать, насколько нецелесообразными и тупиковыми являются эти истории, которые пробуждают в вас царя Мидаса, Золушку и Короля Льва.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.