Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности традиционной китайской социальной и политической культуры






- «культура стыда» (в противоположность «культуре греха»)

- в целом незначительная роль наследственной аристократии, доминирование «служилой» бюрократии

 

Периодизация исторического развития в традиционной китайской историографии:

- эпоха «трех императоров и пяти государей-предков» (культурных героев и совершенных правителей Поднебесной – «додинастийный» период; «эвгемеризованная», т.е. включенная в историю, мифология)

- «три династии»: Ся (XXI-XVIII вв. до н.э.), Шан-Инь (XVII-XII вв. до н.э.) и Чжоу (XI-III вв. до н.э.) (существование централизованного государства в «эпоху Ся» признано совр. китайской историографией, но подвергается сомнению российскими и некоторыми западными учеными; Шан-Инь и Чжоу – исторически существовавшие государственные образования)

- централизованные империи в Поднебесной сменяются периодами раздробленности (с конца III в. до н.э.) (соответствует исторической действительности)

Особая роль эпохи Чжоу (XI-III вв. до н.э., включает «осевое время») в формировании оснований китайской культуры:

- складывание представлений о единстве всех хуася (прокитайского этноса)

- складывание представлений о «срединных государствах» (впоследствии – «Срединное государство»), представляющих цивилизацию хуася

- появление представлений о Небе как высшей природно-божественной силе, о правителе Поднебесной как Сыне Неба

- появление концепции «небесного мандата» на правление (санкционирование смены правящей династии)

- складывание исторического сознания

- зарождение философии и общественно-политической мысли

- появление авторского творчества и философских школ, в т.ч. конфуцианства и легизма

 

Конфуцианство − «школа ученых» (жуцзя) или «учение ученых» (жу цзяо) (с VI-V вв. до н.э.) Легизм – «школа закона» (фа цзя)
традиционализм (Конфуций: «Передаю, но не создаю, верю древности и люблю ее») приоритет текущих нужд государства («современности»)
этико-политическая направленность, учение о регулировании общественных отношений посредством этически осмысленного ритуала концепцияуправления на основе письменно зафиксированного закона, исходящего от правителя, посредством строгих наказаний за малейшие проступки и системы наград
преобладание представлений об исходно «доброй» природе человека, концепции идеала личности («совершенномудрые» правители древности) и высокого норматива личности («благородный муж») представление об эгоистичности («злом» характере) человеческой природы
пересение норм жизни родового коллектива на все общество и государство борьба с родственными привязанностями, традициями и обычаями родового коллектива, поощрение доносительства и введение круговой поруки
акцент на ценности образования и культурных традиций концепции о том, что «глупым» народом легче управлять, об искусстве и культурных традициях как «паразитах», о войне и сельском хозяйстве как главных делах государства

 

 

Ведущие мыслители раннего конфуцианства

Конфуций (латинизированное от Кун Фу-цзы – «Великий муж из рода Кун», 552-479 до н.э.); взгляды изложены в трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения») и др. конфуцианских текстах.

Мэн-цзы («Учитель Мэн», Мэн Кэ, 372-289 до н.э.); трактат «Мэн-цзы», учение о «доброй природе» человека.

Особняком – Сюнь-цзы («Учитель Сюнь», Сюнь Куан, 313-238 до н.э.); трактат «Сюнь-цзы», учение о «злой» природе человека, повлиявшее на формирование доктрины легизма.

 

Ведущие мыслители легизма

Шан Ян (390-338 до н.э.); «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»): учение о законе, всевластии государя, зависимости чиновников только от него; приоритет земледелия и войны, ограничение образования, ритуалы и этические добродетели как «паразиты», акцент на строгие наказания, поощрение доносительства.

Хань Фэй (280-233 до н.э.); «Хань Фэй-цзы» («Учитель Хань Фэй»): развитие идей предшественников о законе, концепции «наград и наказаний», о государственном аппарате и отношении с ним государя, о разрушении патронимий и т.п.; подвел философскую базу (учение о миропорядке- дао) под доктрину легизма.

 

Первая централизованная империя Цинь (221-207 до н.э.) – использование доктрины легизма в качестве официальной.

Империя Хань (206 до н.э. – 220 н.э.): формирование имперского конфуцианства на основе синтеза конфуцианства и некоторых идей легизма (признание в человеческой природе в том числе наличия злотворных начал, необходимости использования закона наряду с «ритуалом и музыкой» т.п.). Формирование системы конфуцианских канонов (доконфуцианских текстов, отредактированных конфуцианцами»).

 

«Пять канонов»

«Шу цзин» («Канон документальных писаний». «Книга истории»)

«Ши цзин» («Канон стихов», «Книга песен»)

«Ли цзи» («Записки о ритуале»)

«Чунь цю» («Весны и осени», хроника царства Лу – родины Конфуция за VIII – нач. V в. до н.э.)

«И цзин» («Канон перемен»; гадательный текст; в т.ч. содержит изложение концепций общих закономерностей мировых трансформаций − «перемен» − и их использования «совершенномудрыми» и «благородными мужами»)

Каноноведение (цзин сюэ) – наука об изучении и толковании канонических текстов, главная в китайской интеллектуальной традиции.

 

 

Изложение в «Ли цзи» (гл. 9) концепций совершенного древнего общественного порядка («Великого единения» − Да тун) и упорядоченного компромиссного общественного устройства («Малого процветания» − сяо кан).

Использование концепции сяо кан в политической мысли ХХ в.

 

Тема I.4. Политико-правовые учения европейской античности (лекции – 2 часа, семинар – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа)

 

Политико-правовые учения Древней Греции

 

Древнегреческая цивилизация:

- крито-микенский период (XXX-XII вв.)

- полисный период (XI-IV вв.)

- эллинистический период (IV-I вв.)

В I тыс. до н.э. – разные формы общественного устройства с преобладанием полисной демократии. Полноправные граждане; эмигранты (метеки) и вольноотпущенники; рабы.

Софисты (V в.до н.э.). Софос – «мудрость». Обучение искусству спора, выступлениям в суде и в народном собрании. Первые теории права, государства и политики.

Протагор (481-411 до н.э.)

- человек – «мера всех вещей», гражданин полиса (частица целого)

- все, измеряемое человеческой мерой, относительно, в т.ч. знания

- т.к. не может быть единого мнения, право условно и изменчиво

- мерило справедливости – полис (государство); закон всегда справедлив

- равенство граждан по отношению к мудрости и гос. управлению

Идея естественного права

Горгий из Леонтии (483-375 до н.э.): различение справедливости (всеобщего божественного закона) и позитивного права.

Гиппий из Элиды (460-400 до н.э.): противопоставление природы (фюсиса) и естественного права (справедливости) − государственному (искусственному) закону.

Антифонт (ок. 400 до н.э.) и Ликофрон (современник Платона): предписания закона условны и противны природе человека; нарушения природного закона всегда влечет кару; люди, почитая знатных, уподобляются варварам.

Алкидамант: «природа никого не сделала рабом».

Сократ (469-399 до н.э.)

- идеал гос-ва – «власть знающих»

- противоположность царства и тирании, аристократии и олигархии, «правильной» и «неправильной» демократии

- равенство правителей и подданных перед законом

 

Платон (427-347 до н.э.). «Государство», «Политика», «Законы».

 

Идеальное государство (аристократия) Искажение идеала
- власть у «способных» - социальная иерархия – у разных социальных групп разные властные полномочия - принцип справедливости (сословное разделение труда и общественных обязанностей, разное вознаграждение) - равенство потребления в высших классах (условия их сплочения) тимократия (тиме – «честь», власть честолюбцев)
олигархия (господство немногих над большинством, война государства с самим собой)
демократия − власть большинства (противоречие между бедными и богатыми)
тирания – власть одного над всеми

 

Геометрическая гармония иерархии − три сословия как три начала души:

- философы (разумное начало)

- воины (яростное начало)

- производители (вожделеющее начало)

Цель государства – благо всех, единомыслие, отсутствие бедности и чрезмерного богатства.

Диалог «Законы»: 5040 жителей (излишки жителей, как и нарушители законов, направляются в колонии), размеры владения и доходов регулируются гос-вом (четыре уровня), исключается роскошь и ростовщичество, граждане обеспечиваются рабами; дети воспитываются гос-вом; законодатели − 37 мудрейших (50-70 лет), многоступенчатое голосование; избиратели – только те граждане, кто носит оружие или воевали; представительный орган – Верховный совет (460 человек, по 90 от каждой группы); народное собрание – 1-й и 2-й классы. Ночное собрание для защиты добродетели – 10 стражей; воспитание любви к закону.

Аристотель (384-322 до н.э.).«Политика», «Этика», «Никомахова этика» («К Никомаху»), «Афинская политика».

 

«Человек – животное политическое»

Рабство – по зкону (для преступников) и по природе (для варваров)

Частная собственность – естественна (исходит из любви человека к себе)

Государство - «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни»

- развивается естественно, из семьи с непререкаемой отцовской властью и поселения

- представляет собой союз свободных и равных граждан, участвующих в осуществлении законодательной и судебной власти (сочетание качеств аристократии и демократии).

- в идеале − государство «золотой середины» (от числа законов до размера территории)

- опора на средний класс(«средний элемент») (во избежание олигархии или крайней демократии)

- разделение власти между общественными группами

- часть земли и рабов – в общей собственности народа, часть – в частном владении

- излишки отдаются нуждающимся (для предотвращения социальных катаклизмов)

 

Применение математических законов к устроению общества:

- уравнивающая справедливость (арифметическое равенство в гражданско-правовых сделках)

- распределяющая справедливость (геометрическое равенство, распределение прав «по достоинству»)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.