Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия: форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия (В.С. Степин).






 

Возможные определения философии

а) особая сфера интеллектуальной практики;

б) форма мировоззрения;

а) знание о мире и человеке и отношении человека к миру;

б) комплекс принципов и всеобщий метод познания.

Этика – практическая философия, наука о морали, особая философская дисциплина.

Исток философии − нерасчленимое единство мифологии, религии и философии в рамках архаического мифологического сознания.

 

Религия: форма общественного сознания и общественной практики, развитые типы которой в большинстве случаев опираются на систему культа (культов) и передачу специфического (религиозного) опыта, основанного на актуализации глубинных переживаний перинатального и трансперсонального уровней.

 

Мифология: форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности, характерный для ранних этапов развития общества и познания мира и ориентированный на преодоление фундаментальных антиномий человеческого существования, на гармонизацию общества, природы и личности.

Мифологическое сознание, «первичный» и «вторичный» (в том числе политический) мифы. Синкретичность первобытного мышления, слитность рационального и эмоционального в мифологическом сознании; соотношение мифа и ритуала.

Соотношение мифологии и религии. Включение религией как тотальности ритуала, так и присущей мифу функции гармонизации психики и коллективного сознания.

Связь философии с мифологией и религией: от гармонии мифологической целостности − к целостности религиозного сознания и идеалу дискурсивно-логической непротиворечивости. Мифология, религия и философия как система «сообщающихся сосудов».

 

Четыре главные интеллектуальные традиции, соответствующие крупнейшим мировым цивилизационным комплексам:

западная,

индийская,

мусульманская

дальневосточная (с китайской в качестве ядра)

Основание для параллелей между китайской философией, западной схоластикой, мусульманской и индийской философскими традициями: наличие канонических текстов в качестве мировоззренческой опоры традиционного философствования и роль экзегезы в философствовании. Канон как воплощение образцов должной мысли, истинного чувства и совершенного действия, источник мудрости и творческого вдохновения для всех эпох. Роль канонических писаний в формировании цивилизационной культурно-мировоззренческой и теоретической специфики.

 

Общие черты политико-правовой идеологии государств Древнего Востока:

1) прикладной характер теоретизирования (описание механизма действия власти);

2) отождествление власти правителя и власти государства, сакрализация гос. власти (ее религ. санкция);

3) этизация политико-правовых концепций.

 

Тема I.2. Основания индийских политических и правовых традиций (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа, самостоятельная работа – 6 часов)

Три этапа: ведическая религия, брахманизм, индуизм.

Ведический этап(до первых столетий 1-го тыс. до н.э.).

 

Период складывания собственно Вед (санскр. веда – «знание», памятников литературы на ведийском языке). Арийское завоевание Индии.

Ригведа («Книга гимнов») – тексты гимнов, посвященных богам, соме и т.п., гимны-заклинания, загадки, диалогические, дидактические и т.п.

Самаведа («Книга песнопений») − гимны в основном из Ригведы, расположенные в соответствии с богослужебными нуждами.

Яджурведа («Книга жертвенных изречений») − изречения и молитвословия, сопровождающие жертвоприношения.

Атхарваведа («Книга заклинаний») − «белая» и «черная» магия, гимны и др. тексты, связанные с домашними обрядами, гимны космогонического и теософского содержания.

 

Веды как шрути («услышанное», «откровение»), несотворенное, вечное и божественное, «увиденное» мудрецами- риши (теми, кто «видит», рши).

Зарождение космологии: космогония (Дьяус-питар [ср. Зеус-патер, Юпитер] – «Небо-отец» в паре с Притхиви-Землей, разделение их единства Индрой; три шага Вишну); космография (двоичность мира – космические зоны Неба и Земли).

Космос как порядок (рита).

Брахманизм (ок. VIII-II вв. до н.э.)

От обозначения бр а хманов (высшей варны) и брахм а нов (в основном описания и толкования ритуала, IX-VIII вв. до н.э.).

Закрепление системы варн [«род, вид, цвет»] – брахманов, кшатриев, вайшья и шудр – упоминаются в гимне Ригведы о жертвоприношении Первочеловека-Пуруши. Возможность повысить варновый статус после перевоплощения.

 

Два подхода к происхождению власти:

А) создание правителя богами; Б) избрание правителя людьми с последующим утверждением богами.

Ритуал из средства поддержания космического единства становится самоцелью, через него реализуется единение с миром богов.

 

Формирование традиции смрити (букв. «память», предание).

Тексты упанишад («сокровенное знание»), «окончание вед» (веда-анта).

Цель − духовное «освобождение» (мокша – «желать освобождения») от цепи перерождений (сансары).

Учение о тождестве Брахмана (космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе сущего) и Атмана, индивидуального (субъективного) духовного начала.

Карма (санскр. «деяние») – совокупность совершенных поступков и их последствий, определяющая характер перевоплощения. в узком смысле – влияние поступков на настоящее и последующее существование.

Предпочтение «внутреннего» ритуала, настраивающего человеческое существо на «должное почитание» (упасана) божества, «внешнему».

Становление собственно философской рефлексии. Оппозиционность шраманских групп (шрамана – «подвижник») брахманизму.

«Больные» вопросы:

- о том, что или кого олицетворяют боги ведийских гимнов;

- значимы ли гимны вне обрядового действа;

- необходимы ли сами эти действа.

 

Появление к сер. I тыс. до н.э. неортодоксальных религиозно-философских течений (джайнизм, буддизм) как реакция на брахманистский ритуализм и варново-кастовую систему.

 

«Артхашастра» («Наставление о пользе [правления]») Каутильи ( IV-III вв. до н.э.).

Артха – «польза», прикладные знания о политике.

Индуизм (с I тыс. н.э.)

(санскр. индумата, индусамая; хинди – хинду дхарма, санатана дхарма – «вечная дхарма»; дхарма как правило, закон, всеобщий порядок, аналог ведийского рита).

Совокупность «религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, формально чаще всего связанных с культами основных индуистских богов Шивы и Вишну» (М.Ф. Альбедиль) в I тыс. н.э.

Касты (порт. casta, от лат. castus – «чистый»; санскр. джати («принадлежность к группе по рождению») как историческое развитие варн: замкнутые эндогамные группы, обособившиеся вследствие выполнения определенной социальной функции (ок. 3, 5 тыс.). «Неприкасаемые»- чандала (хариджане в совр. Индии).

Тримурти («имеющий три образа») − Брахма, Вишну и Шива как целое, объединяющее функции сотворения, сохранения и разрушения вселенной.

К сер. I тыс. н.э. − традиция передачи и изучения записанных текстов.

Становление даршан – «полных» философских систем в V-IX вв.

«Законы Ману». «Манавадхармашастра» («Наставления Ману о Дхарме»), II в. до н.э. − II в. н.э.

- особая роль брахманов в толковании и защите Дхармы

- государственное принуждение – продолжение карающей силы богов

- наука об управлении – «учение о данде» (наказании), средстве «ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела»

- «семичленное царство»: царь, советник, страна, крепость, казна, войска, союзники.

«Вишну-смрити» − популярное изложение «Законов Ману» и др. подобных текстов.

 

Неортодоксальные религиозные системы индийского происхождения как реакция на социально-ритуальные крайности брахманизма(ок. VI в. до н.э.)

Джайнизм (джайна-дхарма – «учение победителей») – отвергает авторитет Вед, существование бога-творца, значимость жертвоприношений, господство брахманов в религиозной жизни, кастовое деление.

Особое значение придется ненасилию- ахимсе, отшельничеству и монашеству; строгое вегетарианство, соблюдение обетов, запрещение занятий земледелием.

Буддизм. Будда Шакьямуни.

«Четыре благородные истины», «благородный восьмеричный путь».

Трипитака, сутры и шастры. «Настройка» сознания на «правильное» видение реальности. Аккумуляция медитативного и аскетического опыта в теоретических построениях.

Махаяна («великая колесница») и тхеравада («учение старейших») как «пути» к «пробуждению».

Будды и бодхисаттвы. Тексты Праджня-парамиты и распространение буддийской цивилизации.

II-III вв. до н.э. − оформление идеи о существовании Вселенной только в человеческом сознании.

Конфигурация психокосма и психотехническая практика буддизма.

Сангха и ее социальная роль.

Буддизм ваджраяны («алмазной колесницы»). Тантра («непрерывность», «поток»); тантры – базовые тексты ваджраяны (руководства по ритуалам и медитации).

Мантры, дхарани, мандалы, янтры. «Священная связь» (дамтсик) учителя и ученика. Мужские и женские божества – различные аспекты «пробуждения», ритуалы – активный процесс «пробуждения» (ритуальные танцы и совместное чтение мантр обеспечивает осознание «недвойственности» себя и мира, благополучие общины).

 

Тема I.3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая и ее историческая эволюция (лекция – 2 часа, семинар – 4 часа, самостоятельная работа – 4 часа)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.