Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Каин. 7 часть






Братья и сестры, мы продолжаем читение Книги Бытия. В последний раз мы говорили с вами о первом общественном устройстве, которое рисует нам св. Писание. Это было особое общественное устройство, которое мы условно назвали «цивилизация». Цивилизацию строили потомки Каина. Сам Каин, которого земля не кормила, не давала ему силы по проклятию, изреченному Господом, он был изобретателем городской жизни, заложил первый город и назвал его по имени сына своего Енох. У Еноха родился Ирад, у Ирада – Малелеил, у Малелеила – Мафусал. И вот это был очень ответственный момент в развитии каинитянской цивилизации, потому что Мафусал - это был четвертое поколение от Каина и была надежда, что на сыне Мафусала закончится проклятие, которое было от Каина, ибо древние знали, что грехи отцов на детях до третьего и четвертого поколения. И у Мафусала родился сын Ламех, и здесь цивилизация каинитян испытывает просто взрыв, настоящий цивилизационный взрыв. Изобретения многие, те которые мы имеем в современной культуре, они принадлежат каинитянам. То есть каинитяне стали на путь прогресса, и обратный путь к Богу оказался заблокированным. Ну, Ламех он какой вклад внёс в прогресс, он изобрёл многоженство, но не только многоженство. Судя по всему, начиная от Ламеха и от этого поколения родство стало передаваться по материнской линии через кровь матери. Св. Писание сообщает нам имена жен Ламеха и его дочери. От Евы до Сары не называет св. Писание женских имён. Только вот эти три женщины – каинитянки. Родство стало передаваться по матери. Мы говорили с вами, что когда это происходит, это признак глубокого духовного кризиса в народе. И вот мы сейчас с вами продолжим рассмотрение того, что происходило с Ламехом, с его женами, с его детьми.

Ламех – имя имеет 2 истолкования. Либо разрушитель, либо идущий к слабости. Жена его была одна- Ада (её имя означает украшение, привлечение), а другую жену звали Цилла, значит (тень, имеется в виду приятная тень или она такая вот, тёмная). То есть как предназначенный к слабости Ламех подпал под власть своих жен. Так это можно толковать. Как разрушитель, Ламех будет первый агрессор. Он первый использовал орудия убийства, которые были изобретены сыном Циллы. Об этом скажем ниже.

Итак, дети Ламеха: «И родила Ада Иавала. Сей был отец тех, кто селится в шатрах со стадами.». Иавал – сын Ады. Он изобрёл особую форму пастушеской жизни. Вообще, Авель тоже был пастухом, но Авель вёл оседлую жизнь. Иавал – устроитель нового кочевого образа жизни. Кстати оседлая жизнь по Библии древнее кочевой. Имя Иавал означает – тот кто водит стада. «..и имя брату его Иувал. Сей был открывший псалтирь и рог.» Иувал – сын Ады. Изобретатель инструментальной музыки. Само имя Иувал того же корня и созвучно слово Иувэл. Это рог барана как инструмент извлечения звуков. Отсюда происходит наше слово юбилей. То есть то, что сопровождается звуками рога. Сын Ады открыл и струнную музыку и духовую. «. Цилла же родила и она Тувалкаина. Он ковал-затачивал, всё вырезывал из меди и железа.» То есть он был Тувалкаин и кузнец орудий из металла, а также изготовитель орудий, которые требовали заточки (меч например). Также он был резчик по металлу. Это могли быть украшения из металла. В допотопный век знали обработку железа. Сначала упомянуты медь, затем железо.

Что такое были изобретения сынов Ады и Цилы? С нравственной точки зрения эти изобретения были двузначны, амбивалентны. Вот, кочевое скотоводство – хорошо это или плохо? Для потомков Каина это могло быть способом принаравиться к жизни в проклятом состоянии. То есть земля не даёт силы для каинитян в земледении, а даёт для скота, который перегоняют с места на место. Понятно да? То есть Каин не мог питаться от земли. Земля не даёт силы Каину, он проклят от Земли. А скоту даёт. Надо просто гонять скот с места на место.

Инструментальная музыка. Хорошо это или плохо? Ну вспомним, что возникла музыка в эпоху, когда человечество ещё могло помнить райское пение. Всякая музыка имеет огромную силу непосредственного воздействия на человеческую душу. Особенно инструментальная музыка опасна. И более всего духовая. Она может быть крайне опасна для души. Замечательно, что еврейское слово «угав» некий духовой инструмент, мы не знаем какой точно, (может быть свирель, может быть флейта, может быть рог). Оно означает музыкальный инструмент скорее духовой. Имеет тот же корень, что глагол «агав», что значит похотеть, вожделеть. А теперь представим, что если инструментальная музыка использовалась также в религиозном культе каинитян. Что это было? Оцените, братья и сестры, духовный опыт православного богослужения не допускает никакой инструментальной музыки в храме. На богослужении должен звучать только голос. Инструментальная музыка не допускается.

Дальше. Обработка всяких орудий из металла. Это Тувалкаин был мастер. Предполагает изобретение орудий для земледелия, скотоводства, музыки, охоты, войны и просто убийства. Вот. То есть мы видим, что в цивилизации изобретения чаще всего двузначны, эмбивалентны, они могут использованы быть и на добро и на зло. Но есть и однозначно порочные.

Св. Писение говорит ст 22 гл 4 «Сестра же Тувалкаина – Ноэма».

Наама по-еврейски: прекрасная, прелесная, названа по имени. Это очень необычно. От Евы до Сары нет женских имён в св. Писании, только женщины – каинитянки, но жены Ламеха хотя бы упомянуты в связи со своим сужем – Ламехом. А Ноэма упомянута вне связи с Мужем. В связи с чем она упомянута, или в связи с кем? От Ноэмы, как думают, берёт своё начало ритуальная проституция. Вот. На еврейском языке храмовая блудница называлась «кедеша», то есть посвященная в служение. Плату блудница кедеша вносила в сокровищницу храма той богини, которой служила. И осталось это имя Наама у финикийцев. В их культуре упоминается женское божество Наама. Таким образом, через дочь Цилы, Ноэму, женщины-каинитянки приобрели ещё одну особую роль в общественной жизни. На детях Ламеха заканчивается перечень имён каинитян. Писание не ведёт родословие по женской линии. Повествование возвращается к Ламеху. Это загадочная песнь Ламеха.

Перед нами первый памятник поэзии в Библии. Главный художественный приём, можно сказать формальный признак этой поэзии это – аппаралеизм членов в стихе. Этот приём кстати потом перейдёт в симетическую поэзию. Ну вот пример такого паралеизма, чтобы было понятно о чём речь: «Помилуй мя, Боже по велицей милости Твоей..», это первый член стиха, и второй параллельный: «и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.»

Перед нами сейчас будет первый памятник поэзии в Библии. Это вот песнь Ламеха.

Ну вообще, имя Ламеха очень противоречивое. Разрушитель, можно его так толковать, ведущий к слабости. То есть разрушитель, ведущий к слабости, понимаете. Вот так и его песня допускает диаметрально противоположные толкования.

24 ст 4 гл: «Сказал же Ламех своим женам. Ада и Цила, услыште глас мой. Жены Ламеха, вы вонмите словам моим. Ибо я убил мужа в язву мне, и отрока в рану мне, ибо в семеро отмщается от Каина, от Ламеха же в семьдесят раз семеро». Разберёмся в прочитанном.

Отмщается от Каина. Очень правильно понимает Ламех каинову печать. То есть на Каине лежит знамение, что нельзя Каина трогать, иначе в семь раз будешь сам расслаблен. На Каине лежит знамение от Бога и отмщение, если кто Каина ударит или убьёт, происходит от Каина, от нарушения печати. Нельзя переводить «за Каина», потому что кто ж тогда будет мстить. Бог не проклинает никого, не мстит никому. То есть семеро отмщается от Каина, имеется в виду от того, что печать нарушена, печать, которую дал Господь – Каина бить нельзя и убивать нельзя конечно.

В семьдесят раз семеро. Это точное кстати выражение из Евангелия от Матфея о отпущении грехов брату. «До семидесяти крат седмерицею». Семьдесят умноженное на семь. Это символическое возвышение понятия до совершенной полноты. То есть у Христа Спасителя, семьдесят умноженное на семь – это полнота милости. У Ламеха естественно наоборот. Семьдесят умножить на семь это нечто другое. А вот что? Это сейчас увидим.

Какие есть толкования на песнь Ламеха. Каков её общий смысл? Первое – это победная песнь – гимн мечу. Вот есть такое мнение. Ведь я убил, говорит Ламех, в значении «я убью всякого будь-то муж или отрок». И если Бог за смерть Каина обещался воздать в семеро, то я вооруженный сумею в семьдесят раз лучше постоять за себя. Вот это одно толкование – победный гимн мечу. То есть он грозит всем.

Обратное полагает блаженный Филарет. По смыслу его толкования Ламех спел покаянную песнь. Он убил не двоих, но одного мужа, находящегося в юношеском возрасте. Ламех избежал наказания признанием в грехе и сам над собою произнесши суд остановил тем суд Божий. Нельзя исключать ни возможности первого толкования, что это гимн победный, ни второго, что это покаянная песня, однако попытаемся включить песнь Ламеха в более широкий контекст. Семь поколений каинитян составили развитую цивилизацию, духовное средоточие которой – дух Каина. Каинова печать. Если в этом контексте, так вот посмотреть на дело, то смысл песни Ламеха это не победный гимн мечу, не раскаяние в предумышленном убийстве, песнь Ламеха это осознание того, что знамение Каина навеки запечатлелось на самом Ламехе и на детях его жен. Ада и Цила, слушайте, и на всёх каинитянах. Ещё раз. Мафусал – 4е поколение от Каина, и могла возникнуть надежа, что при Ламехе печать каинская, каинское проклятие будет снято с его потомков. Ничего этого не произошло. Каинитяне пошли по пути прогресса, по пути цивилизации, по пути изобретений новых форм жизни. Семьдесят раз по семь напечатано знамение Каина на Ламехе. По-этому он и говорит, что убийство, которое он совершил это ему рана и язва. Так ощущается каинова печать в той исторической общности, которая её несёт на себе. Ламех – пятый от Каина и ясно, проклятие не снято, а цивилизация сделала поворот на изобретение, расширение, матриархат, разврат и войну. Вот Ламех во всём поучаствовал и косвенно через жен и детей, и прямо через убийство.

То есть Каин, вспомним, ещё мог мечтать о прогрессе, желать счастья своим потомкам, он назвал город Енох, по имени сына своего. То есть Енох-то уже родился оседлым горожанином. Вот лучшая жизнь для моих потомков - это двигатель прогресса, мечта о цивилизации. Каин ещё мог мечтать о прогрессе. О том, что его сын может быть счастлив. А Ламех уже отведал цивилизации. Его дети кстати все были изобретатели да? Ламех уже отведал цивилизации, он понимает, что ни будет никакой новой жизни. Каинова печать.. с этим надо жить. Конечно хочется узнать с каким чувством была эта песня пропета. Вот переда нами поэзия. Но вот, оказывается поэзия точно как и музыка - есть искусство двузначное, эбивалентное. Песнь Ламеха да? Есть в ней плач, боль, страх, уныние, ужас, вместе с гордой решимостью. Всё решено – жить без Бога.

Помните что такое наглость Каина? Когда он стенающий и трясущийся, и вместе с тем решительный и агрессивный одновременно. В своём стенании Каин был и трясущийся и решительный. Вот Ламех стенающий, смотрите, и его песнь, смертельное уныние и смертная решимость. Вот это один звук, что называется наглость.

Песнью Ламеха заканчивается перечень имён каинитян и повествование о каинитянской цивилизации. Больше о ней сказать нечего кроме одного самого страшного момента. Родословие потомков Адама Сифа даётся в следующей главе Книги Бытия. Потомки Сифа это те, кто назван Сыны Божии. Сыны Божии это те, в ком продолжалась церковная жизнь. Она продолжалась через Сифа и его потомков. То есть человечество разделилось на два полюса. Это: цивилизация каинитян, антицерковное общество с признаками матриархата и культура Сифитов, там где церковная жизнь продолжалась. И по-началу два полюса существовали изолированно. Именно как полюсы, однако вскоре выяснилось, что каинитяне не могут жить без тех, в ком есть жизнь. Каинитяне сами по себе, они жить не могут, они нуждаются в тех, в ком жизнь есть. И тогда произошло самое страшное, я просто немного предворю, и прочитаю вам из шестой главы эти стихи, которые говорят о предпотопном состоянии человечества:

«Увидели же Сыны Божии (т.е. потомки Сифа, в ком жила Церковь) дочерей человеческих (а это вот женщины каинитянки) что они..» Если вы посмотрите русский перевод, наверное так слово «красивы стоит». Ничего подобного. И по-гречески и по-еврейски «.. что они хороши». Только Бог видит что хорошо. Вот один из элементов грехопадения человека было в том, что Ева увидела то, что запретное древо хорошо для пищи. То есть Сыны Божии увидели этих дочерей человеческих, вот этих каинитянок, что они хороши. Взяли себе жен ото всех, которых они избрали. И от этого брака, странного брака, этого смешения Сынов Божиих с каинитянками родилась особая генерация в человечестве. Они называются нифелимы и гебаримы. Это на еврейском языке. Очень трудно перевести на любой другой язык, я сейчас не буду в это углубляться, главное понять, что если Сыны Божии берут каинитянок себе – то нечто рождается такое особенное. Их перевели на греческий язык: «гигантес» исполины. «Исполины же были на земле во дни те и после, когда входили Сыны Божии к дочерям человеческим и рождали себе. То были испалины (гибарим), которые от века человеки именитые». Именитые - то есть изобретатели зол. Последнее деяние каинитянской цивилизации состояло в том, что они передали своих женщин тем, в ком жела Церковь. Произошло смешение и с этого момента решено было, что.. быть потопу. И сказал Господь Бог: «Да не останется Дух Мой в человеках этих потому что они суть плоть». Ещё раз, последнее деяние каинитянской цивилизации – это то, что они сумели своих женщин передать Сынам Божиим. Вот на этом действительно заканчивается рассказ об истории каинитянской цивилизации.

Меня попросили обобщить те знания, которые мы имеем о Каине и каинитянской цивилизации. Я это сделаю в следующий раз.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.