Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творение 8. День один.






Мы говорили о том, какого действие Бога-Слова. Бог-Слово присоединяет к Себе иную природу не смешиваясь с ней. Это на языке св. Писания называется «стяжать». Бог Всевышний стяжал Небо и Землю, и началось это в первый день творения, когда начался мир.

Бог сотворил мир и зовёт его через слово. То есть, Бог желает присоединить мир к Себе, Он зовёт человека к Себе, хочет, чтобы человек-творение освоил своего творца. «Будьте совершенны, как совершенен отец ваш небесный», сказал Христос. Это в первый день творения началось.

Первый день творения. Что Господь к себе присоединил? Мой вопрос понятен? Бог-Слово присоединяет к Себе иную природу, не смешиваясь с ней. Это ясно, когда речь идёт о Христе, потому что Он присоединил к Себе человеческую природу. А в первый день творения, что Господь к Себе присоединил? Первое — свет. Свет начал быть по слову «сказал Бог», но «да будет свет» не во времени прозвучало. Об этом ясно пишет Блаженный Августин: «может быть голос говорящего Бога «да будет свет» звучал телесно, равно как телесно звучал голос Бога, говорящего «сей есть Сын Мой возлюбленный»?» Это в Евангелии от Матфея. То есть, телесно прозвучал голос Божий «сей есть Сын Мой возлюбленный». Это был телесный голос.

А как сказал Бог «да будет свет»? Телесно, во времени? Или в вечности слово? Изречение Бога «да будет свет» вечно, потому что слово Божие — Бог. То есть, свет начал быть по слову Слова как Света свет. Свет первого дня довременный приобщен вечности. Бог-Слово сказал и присоединил к Себе свет.

Затем, Бог отделил свет от тьмы: благодатный свет от материального мира и потом назвал свет и тьму день-ночь так, чтобы и тьма была неотделима от света. Бог сказал и присоединил к Себе свет, Бог-Слово назвал и приобщил к свету мир. То есть, мир, отдельный от света стал неотделим от света.

И третье. Наконец, день и ночь названы единым словом «день». То есть, день творения, такое название этапу творения было дано, чтобы и ночь была святая. Благодатность дня, которая не ночь, приобщает себе ночь, которая становится благодатной. Как причастная дню творения ночь стала святая.

Итак, Бог-Слово присоединяет к Себе иную природу, а то, что Он присоединяет, становится в Нём совечно, как свет неотделима, как мир-тьма свята как освященная ночь.

Если так прочитать первый день творения, как Бог присоединяет к Себе иную природу, то это путь к принятию Благой вести. Бог-Слово бысть плоть, Бог-Слово бысть человек во всём, до конца, до смерти Крестной. Бог до конца присоединил к Себе человека. Бог творит мир, чтобы весь мир принял Творца. Бог сотворил мир, чтобы мир сделал Творца своим. Бог хочет от нас, чтобы мы Его освоили. Бог до конца присоединил к Себе человека, из этого следует, что Христос вошёл в свою славу, когда пострадал до смерти. Крест Христов удостоверил, что Бог целиком воспринял человека. И вот как Христос вошёл в славу, Он сам объяснил ученикам на пути в Имаус после воскресения их мертвых: (Лк.24) смотрите, что написано, как объясняет Христос: «не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея и от всех пророков изяснил им, что сказано о нём во всех писаниях». Если Христос изъяснил ученикам сказанное о Нём из всего Писания, то Он начал от Первого дня творения. Крест — слава Богу та же, что слава Первого дня творения. Символ жертвы Христовой — агнец, а Христос — агнец закланный от сложения мира, то есть от первого дня творения. Христос это агнец, закланный от сложения мира (Откр. 13 гл 8 стих), от первого дня творения.

Из Нового Завета мы знаем, что Бог-Слово присоединил к Себе человеческую природу. Из первого дня творения мы знаем, что Бог творит мир, призывая его к Себе через слово, присоединяя сотворённое и показывая путь к Себе через свет. Первый день творения на исходе.

Обобщим, в какой последовательности происходили события описываемые.

В какой последовательности?

Такой вопрос: а в какой последовательности дней стоит день первый? В каком смысле он был день первый? А он не был день первый. Прочтём, что написано: «И назвал Бог свет днём и тьму назвал ночью, и был вечер и было утро день один». День один это не порядковое числительное. По-еврейски это не «ём решон», это «ём эхад», день один, по-гречески «гемера миа» день — один. То есть, первый день творения правильно должен называться «день один». А почему не первый день? А потому, что для того, чтобы начать отсчёт (первый, второй, третий), нужна единица. Чтобы был счёт, нужна единица. И философы античности и христианские богословы одинаково понимали, что это очень трудная проблема, потому что время текуче и непрерывано. Время текуче, непрерывано, а его нужно делить на единицы, то есть вложить во время число. Об этом писал св. Василий Великий: «не таково ли время, что в нём прошедшее именовалось, будущее ещё не наступило, настоящее же ускользяет от чувства прежде, нежели познано». И вот для текучего потока времени полагается мера и число. Единица — день один.

Созидание числа дискретного для непрерывности, для времени, есть отдельный акт божественного творчества. Об этом пишет св. Василий Великий, - великий знаток античной философии, он воспользовался её достижениями, кстати. Василий пишет: «день един произведён особенно и не включён в один разряд с другими днями».

То есть, День один имеет преимущественное отличие от других дней творения. В Библии упоминается 6 дней творения, и 7й день это 7 дней — седмица. Но в седмице каждый день — День один.

Василий Великий пишет: «Бог, измеряя время седмицею, повелевает, чтобы седмицу наполнял День один».

Слава Первого дня, мы говорили, это Бог во плоти. Иисус Христос вчера и днесь тот же и вовеки.

7 дней это сакральный счёт времени. «Седмица дней возвращается на себя», - пишет Василий. Если в недельном счёте дней 7й день называется «шаббат» (суббота, покой), то как должен называться день первый? У иудеев он называется «ём решен» - «день первый», у англоязычных он называется «день Солнца» (солнечный день), у современных греков он называется «Господень день», а у нас он называется «Воскресенье». В сакральном счёте дней, день один он и первый и возвращается на себя и тогда он день восьмой, и отсюда особое значение числа 8 в христианской символике: 8 это число вечности. День один возвращается на себя по истечению седмицы он становится «день восьмой». Воскресение Христа было в «день один», он же «день восьмой», по-нашему — Воскресенье.

Наименование дня творения «день один» говорит нам о его исключительной славе. Там, где речь о начале, там и о последнем смысле, а последний смысл мироздания после грехопадения это Бог на Кресте. Христос Воскрес означает, что Бог-начало был на Кресте. Вначале сотворил Бог небо и землю, а слава Первого дня это то, что Господь присоединяет к Себе до конца человеческую природу, до конца значит до смерти, до смерти Крестной. Христос Воскрес означает, что Бог-начало был на Кресте. Но начало не может умереть. Об этом пишет ап. Павел 1-е к Коринфянам 15 гл: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна». И речь идёт не о факте было/не было, это речь идёт о Боге, в которого мы верим, скажем так, в отличие от иудеев или мусульман. Бог иудеев или мусульман не может воплотиться, а мы мыслим, что Бог не мог не воплотиться, воспринять человеческую природу до конца. Он не воскреснуть не мог, и имя Его — начало. Имя Божье — начало.

Его спросили, как имя Твоё, Он ответил: «Начало».

Точное название Первого дня творения — День один. Это название нечто говорит нам об устроении нашего сердца. Мы спрашивали, в какой последовательности и что было сотворено в День один. Можно спросить: в какой последовательности открываются способности нашей души, но нужно понимать, что ни времени, ни временной последовательности не было в День один. Мир имел начало во времени, но, это Василий Великий обосновал блистательно, но начало времени не принадлежит времени. Первый день творения это не первый день творения, а День один, и он не включён в один разряд с другими днями. А теперь применительно к человеку: какие три способности человеческого сердца мы открыли, когда читали о том, что есть День один? Это вера, символическое мышление, способность воспринимать благодать. И оказывается, что это три способности: вера, иконотворчество, благодатеприятие, они не одни за другим открываются в нас. Не одно за другим, не в последовательности: они вместе, друг через друга, они друг-друга держат.

Без благодати нет веры, без веры образ невидим, в образах вера осуществляется. Мы ощущаем от образа благодатный свет. Вера даёт уяснение благодати и так далее. Они друг в друге содержатся, но главное мы знаем, в Кого верим от первых слов Писания. Христос сказал: «испытайте Писания, они свидетельствуют о Мне».

Вот мы испытали первые слова Писания, и обнаружили, что мы верим в Бога, который первообразен Своему творению и присоединяет к Себе иную природу по благодати и милости. Предел милости — боговочеловечение, Крест, Воскресение Христово - Слава Первого дня.

Начальный день творения завершился. Это было целостное по смыслу высказывание св. Писания: День один.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.