Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творение 6. Свет Первого дня.






Мы читаем творение мира как откровение о человеке, и Писание подвело нас к великому затруднению. Бог сотворил человека, чтобы тот стал, как говорит ап. Пётр «причастником Его божественной природы». То есть, Бог сотворил человека, чтобы человек стал причастником Его божественной природы. Но как это возможно, если Бог — творец, мы — творение? Мы абсолютно различны по природе.

Ап. Павел пишет: «Бог обитает в неприступном свете, его никто из человеков не видел и видеть не может». При всём том, говорит Максим Исповедник: «Бог силён приобщить Себе иную природу не смешиваясь с ней». И человек может стать причастником божественной природы по благодати, которая есть божественная нетварная энергия, по преимуществу именуемая «свет».

Бог обитает в неприступном свете, но Он же, говорит ап. Павел, это очень важное место: (2 Кор 4: 6) «Бог сказал из тьмы: да воссияет свет, который воссиял в сердцах наших». Человек идёт по некоторому пути, который освещается светом его сердца. Это есть путь уподобления Творцу и Первообразу. Есть у нас, в нашем сердце этот свет, который помогает нам идти по пути. На человеке запечатлена сама природа образа. Образ есть то, что уподобляется образовавшему. Полезно это знать человеку, который есть образ Божий. Образ есть то, что уподобляется образовавшему, потому что образ динамичен и энергичен. Образ динамичен и энергичен. Если образ не уподобляется, то он теряется как образ. Для человека благодать указывает путь уподобления Богу. Когда человек погибал, Бог пришёл во плоти и показал Собой куда идти: «Я есмь свет» -Господь сказал - «Я есмь свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Я есмь путь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня».

Бог Слово есть свет и путь. Нетварная энергия благодать называется «свет» и потому, что она воспринимается как свет и потому, что она указывает человеку путь.

В первый день творения нет человека, но у человека есть способность сердцем воспринимать благодать. И вот свет первого дня творения это не сама благодать: это благодатный свет. Свет до Солнца незаходимый, несоставной, простой, этот свет — первое, о чём сказано, что это хорошо. Свет первого дня творения это отсвет благодати во всём мироздании.

Это пятое и очень трудное значение слова «свет». Свет Первого дня творения — отсвет благодати во всём мироздании.

Человеку дано одновременно и простираться к невидимому и видеть благодатность мироздания, в котором он живёт. И дело конечно не в веществе света, а в том, какими глазами мы смотрим на Божий мир. Мы можем посмотреть на него сердцем.

Свет первого дня это для человека основание всякого истинного художества. Если вы любите искусство, то вы сразу поймёте, о чём я говорю. Свет Первого дня — вот основание всякого истинного художества. До грехопадения человек жил в благодати и в благодатном свете. И после грехопадения свет Первого дня творения остался с человеком. Он и во всём мироздании виден, и он будет изнутри освещать Ковчег Ноя. Это мы с вами увидим, когда будем разбирать устройство Ноева Ковчега. Свет изнутри будет освещать Ковчег Ноя, именно его, вот этот свет Первого дня, умеет хранить внутреннее устройство древнего христианского храма. Если вы представляете, как был устроен древний христианский храм, вы поймёте, что этот свет умела хранить эта постройка замечательная.

Итак, первые способности души суть вера, иконотворчество, благодатеприятие. Вот силы души, которые уясняются из рассказа о первом дне творения. Вера упоминается первой, в символическом действии вера осуществляется, от благодати вера начинается. Таково триединство первых способностей души.

Далее, стих 4й. Уясняется об этом желанном, благодатном свете. И св. Писание предлагает нам что? Новое затруднение, такое, что подступиться к нему возможно только, если иметь в виду, что свет Первого дня имеет особенную природу во всём творении. То есть, свет Первого дня творения показывает на себе важнейшие свойства благодати: как мир через ней, через благодать, связан со своим Творцом.

Смотрите, какой загадочный текст.

«И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог между светом и между тьмою»

Я не понимаю: разве это не само естество света отделяться от тьмы? Ведь где свет, там нет тьмы? Зачем Бог отделил свет от тьмы? Зачем отделять то, что само по себе отделяется? А затем, чтобы мы поняли о каком свете идёт речь. Свет первого дня имеет и естественные свойства и нечто сверх естества, что роднит его с благодатью. Естественные свойства света, смотрите, не только отделяться от тьмы, но и порождать тень. Да, это естественные свойства физического света: отделяться от тьмы и порождать тень. Освещенный предмет отбрасывает тень. Сам мир теней даёт видеть светлое и оттенки. А вот свет Первого дня не таков, он не отбрасывает тени, и для него не нужно тьмы. Свет Первого дня обусловлен только своим источником, а источник его Господь — Творец. В отличие от естественного света и темноты, свет и тьма Первого дня отделимы друг от друга. Если мы мыслим свет, этим ещё не полагается тьма.

Попробуйте промыслить это положение до конца. Какое великое значение оно имеет для нашей жизни. Если мы мыслим свет, этим ещё не полагается тьма. Таков Божественный свет. Его нельзя мыслить по аналогии с физическим светом. А если мыслить божественный свет по аналогии с божественным светом, то возникает опять же концепция дуализма, возникают пары взаимо-зависимых начал: свет/тень, добро/зло, Бог/дьявол. То есть, злое начало или тень, тьма, дьявол становятся в этой концепции необходимостью, и даже содействуют осуществлению добра. Вот Мефистофель у Гёте говорит: «я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Это Мефистофель говорит у Гёте, и Булгаков Михаил совершенно справедливо поставил эти слова поставил эпиграфом к роману «Мастер и Маргарита».

Вот Библейское мировоззрение отвергает такую концепцию. Зло для добра не нужно, зла в мире не нужно, опыт зла не делает человека мудрее.

Когда мы говорим о свете Первого дня, мы должны помнить, что тьма, от которой свет отделён, не есть греховная тьма или физическая тень: тьма первого дня это первичная материя, бесформенное вещество, которое в процессе творения получит формы. Когда в последующие дни творения мир физический возникнет, он будет иметь свои законы. Смотрите: если Бог отделил свет от тьмы, то свет первее физических законов. Свет Первого дня действует независимо от физических законов. Но мы-то это называем «чудо», когда нечто действует независимо от физических законов, мы это называем «чудо». Для нас это нечто необыкновенное на фоне привычного.

Так вот, то, что мы называем «чудо», первичнее того, что не чудо. Чудо это сама природа света, который начал быть в Первый день. Свет Первого дня первее естественных законов. То, что мы называем «чудо» есть свойство света, поскольку Бог отделил свет от тьмы.

Если свет Первого дня обусловлен только своим источником, который есть Бог, что это значит для человека? Для нас что это значит «Бог отделил свет от тьмы»? Свет Первого дня указывает на благодать, а благодать безусловна. Человеку задано богоподобие, путь указан, и первое определение свободы человека в том, что на этом пути ему ничто не может помешать! Благодать действует безусловно. Какое укрепление веры, смотрите: ум поработал, прочитал текст и извлёк то знание, которое живёт в человеческой душе. Мы это знаем уже, а теперь мы это сформулировали: благодать действует безусловно. И до и после грехопадения никакая тварь не может отделить нас от любви Божьей. Пишет ап. Павел в послании к римлянам (8 глава): «ничто не может отделить нас от любви Божией». Почему? Да потому что Бог отделил свет от тьмы.

Апостол пишет: «ни смерть ни жизнь ни ангелы ни начала ни силы ни настоящее ни будущее ни высота ни глубина ни другая какая тварь невозможет отделить нас от любви Божией». И это знание записано в 4м стихе 1 главы Книги Бытия, где говорится: и отделил Бог свет от тьмы.

Хорошо для человека быть свободным по благодати. Вот почему свет хорош. Это хорошо для человека быть свободным по благодати. И это ещё не все свойства благодатного света.

Читаем дальше:

«и назвал Бог свет днём, и тьму назвал ночью»

Так. Бог слово сказал, и тот, кто назвал, это тот же Бог-Слово. И вот здесь необходимо сделать разъяснение, которое нам пригодится на будущее чтение. Называет Бог и человек. Вот такая способность есть только у Бога и у человека — давать имена. Только Бог и человек называют.

И когда называет Бог нечто, в этом деянии прямое отношение к человеку. Вот смотрите, человека ещё нет, отношение к человеку — есть. Человек будет давать имена вещам, которые ему подлежат, которые он может познать. А то, что не подлежит власти человека, не подлежит познанию, то называет Бог. То, что называет Бог — дар Божий.

«Бог назвал свет» означает, что человек не владеет благодатными силами, и за этим тоже стоит практическое знание. Вот это один раз надо очень твёрдо уяснить: человек не владеет благодатными силами, благодать от Бога, Дух дышит где хочет. Вот до грехопадения человек пребывал во свете, жил в благодати, это был дар Божий, а в грехопадении человек захотел присвоить дар Божий: «будете как Боги» да? И был разоблачён от благодати, от благодатного света и познал свою наготу. Если человек до грехопадения не владел благодатью - тем более не владеет после.

Не во власти человека впадать в благодатные состояния и даже видеть благодатный свет. Всякая религиозная практика, которая обещает нам такой результат или требует, чтобы мы довели себя до такого состояния, должна быть отвергнута с порога. Не во власти человека впадать в благодатные состояния. Мы не можем вызывать благодатные состояния в своей душе, что бы мы ни делали.

Если человек хочет райского состояния, но не Бога, то он впадает в безумие. Если он хочет небесного, но не Бога, то обретает срам. Об этом говорится в Апокалипсисе о блуднице Вавилона. Посмотрите откровение 18 гл 5 ст. «что грехи её прилепились до неба». Вот, блудница Вавилона, грехи её прилепились до неба. Если человек хочет небесного, но не Бога, то он обретает срам.

После грехопадения благодать Божья от человека не отнимается, но благодать будет уже для человека и благодать и милость.

«И назвал Бог свет» означает, что милость Божья это дар, а дар это то, что нельзя заработать и то, на что нельзя рассчитывать. Вот нельзя рассчитывать на милость Божью. Милость — то, что нельзя использовать. Как свет первого дня первее естественных законов, и по отношению к ним воспринимается как чудо, так и милость Божья не может быть частью естественного распорядка нашей жизни. Благодать и милость никогда не есть средство. Так и религия и церковь и таинства, которые мы принимаем, это не средство!

То, что связано с нашей религиозной жизнью, может иметь колоссальное положительное влияние на наше здоровье, на семейную, социальную жизнь, историческую судьбу нашу может иметь колоссальное влияние религия, но из этого совершенно не следует, что эти плоды есть цель. Только Господь есть цель.

Теперь о том, как Бог назвал свет.

«И назвал Бог свет днём, и тьму назвал ночью»

Свет Первого дня творения это свет до Солнца, но если нет Солнца, то нет ни дня ни ночи. Как же Бог назвал свет днём, а тьму — ночью? Смотрите: благодатный свет Бог отделил от материального мира, как независящий от мира, но человек-то живёт в этом мире, и быть не может, что Бог Свой свет отделил от мира, так что свет — отдельно, мир — отдельно. Благодатный свет можно мыслить отдельно от тьмы (тьма это материальный мир), а тьму отдельно от света можно мыслить, но день немыслим без ночи, а ночь — без дня. Они и в мысли не отделимы друг от друга. День и ночь по своему понятию неотделимы друг от друга. День и ночь имеют единый источник — Солнце. Но Солнца ещё нет. Поэтому день и ночь это символ того, что благодатный свет неотделим от материального мира.

Итак, в целом, благодатный свет дан в отделённости от нашего мира, уже сказано: «отделил Бог свет от тьмы», и одновременно неотделим от мир, как день не мыслим без ночи. Это хорошо для человека, что благодать пребывает в мире, пока стоит мир. Благодать Божья от мира неотъемлема. Благодать не убывает. Грехи наши прибавляются к грехам. Человечество всё больше грешит. А благодать не убывает. Милость Божья, Сам Бог, всегда с нами. Как Он Сам сказал: «Я с вами во все дни до скончания века».

Апостол сказал: «там, где изобилует грех, там преизобилует благодать».

Эта истина, что благодать Божья не убывает в мире, что Бог с нами, записана в 4м стихе 1 главы Книги Бытия: «и назвал Бог свет днём и тьму назвал ночью».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.