Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творение 2. Испытание веры.






Братья и сестры, мы начали читать Книгу Бытия, первую книгу Библии, и прочли первые три слова «берешит бара Эллохим» - в начале сотворил Бог, и мы обнаружили, что Священное Писание предлагает нам некоторые затруднения, и когда мы решаем затруднения, лучше узнаём себя.

Первая трудность в чтении Св. Писания была связана с именем Бога «Эллохим», это была попытка помыслить Единого Бога Троицу. Вторая трудность, которую нам предлагает Св. Писание связана с глаголом «сотворил». По-еврейски «бара», по- гречески «поеуо», отсюда поэт, поэзия. В начале сотворил Бог.

Глагол «сотворить» отличается от других глаголов со значением «создавать». Создавать можно из чего-то, а сотворить?

Если бы Бог мир из чего-то создал, а не сотворил, Он бы его создал из чего-то? Из чего бы Он мог его создать? Либо из чего-то другого, либо из Себя Самого.

То есть, если бы Бог создал мир из чего-то, то либо из чего-то другого, либо из себя Самого. Обе эти концепции расходятся с христианским вероучением. Но я кратко их изложу, обе эти концепции, ибо за ними стоит практическое, важное для души содержание.

Если мир создан из чего-то другого, из материи, то наряду с Богом изначально существовало ещё нечто. Следовательно, Бог ограничен другим, не всесилен. Такова философская концепция дуализма. Их два начала в мироздании: Бог и то, что не Бог. Откуда возникает такая концепция дуализма? На какой вопрос она отвечает? Этот вопрос: почему мир не хорош. Есть такое сердечное чувство: в мире много зла, не от Бога же оно.

Дуализм отвечает: зло происходит от материи, или от другого духовного существа. Значит, или от материи, от костной материи, или от другого духовного существа, активного какого-то субъекта, который существует изначально, вместе с Богом. То есть, зло происходит от дьявола.

Значит, вот на какой вопрос отвечает концепция дуализма: много зла в мире, не от Бога же оно?

Встреча человека со злом, это испытание веры. Это одно из самых суровых испытаний в жизни верующего человека.

Встреча человека со злом - испытание веры.

Должен ли человек спрашивать, почему в мире есть зло? Должен, потому что это вопрос реальный. Ответ, который даёт концепция дуализма, что зло от материи или от дьявола — ложный. То есть, вопрос — реальный, ответ — ложный. Откуда возникла ложь? Ложная эта концепция возникает из сердечного чувства, что мир в целом не хорош. Дуализм возникает из недоверия к Богу, из неверия в Творца. Человек так видит мир. Не может этот мир быть сотворён: мир создан. А на ряду с Создателем есть и другая сила, она или костная материя или активная — дьявол.

 

Другая концепция состоит в том, что Бог создал мир не из чего-то другого, а из Себя Самого. То есть, весь мир есть истечение божественной природы. То есть, Бог целиком присутствует в мире, Он как бы переливается в этот мир. Такое воззрение называется «пантеизм». Это чаще всего, не всегда, конечно, чаще всего — поэтическое воззрение. В его основе не вопрос, а восклицание: вот как, как мир прекрасен, как мир хорош!

Встреча человека с красотой. Это испытание веры. Второе испытание веры это встреча человека с красотой. Ну разве это не реальное переживание, что мир хорош? Реальное. Однако, обоснование, которое даёт этому переживанию — пантеизм — ложное. Откуда возникла ложь? Из уверенности, что Бог может перелиться в мир и уместиться в нём и в моём сердце и в травинке. Пантеизм рождается из недоразумения, недопонимания, или непонимания просто, что Бог — личность, и не может раствориться в другом существе. Бог не этого хочет. Он хочет личного к Себе отношения. Оно называется любовь.

Итак, дуализм рождается из недоверия к Богу, а пантеизм из неуразумения, что Бог — личность. И дуализм и пантеизм рождаются из неверия в Творца. Бог не создал мир из чего-то, Он сотворил мир.

 

Можно ли так сказать, что Бог сотворил мир из ничего?

Скажите, а разве мы можем помыслить ничто? Можем или нет? Вот в Библии точнее сказано: «Бог сотворил всё не из чего-то существующего». Эта формула содержится во второй книги Макавеев гл 7, 28 стих. Знаменитое место, я его процитирую: «воззрев на землю и всё что в них увидев, познай, что не из существующего сотворил это Бог».

К сожалению, последнюю часть фразы переводят не точно, что всё сотворил Бог из ничего. Такое понимание, вероятно, идёт от древнего, очень авторитетного источника, от пастыря Ерма, где о Боге говорится: «...сотворившего всё из несуществующего». И также от св. Иринея Илионского, он написал по латыни, идёт формула, что Бог сотворил мир «де нихило, экс нихило». Вот. То есть, из ничего. Так изменяя библейский текст его часто цитируют. В том числе и Лосский, наш богослов православный.

Вот, но если взять самое авторитетное издание текста, потому что книга Макавеев сохранилась на греческом языке, она была написана на греческом языке, вот самые авторитетные издания библейских текстов не дают разночтения к этому стиху. Нет возможности, опитаясь на библейский текст говорить, что Бог сотворил мир из ничего «экс нихило». Нет. Бог сотворил всё не из чего-то существующего.

Библия изначально отвергает концепцию дуализма. Мир сотворён, поэтому мир в целом хорош.

И так будет сказано, и мы будем это читать в самом конце первой главы Книги Бытия: «увидел Бог всё, что Он сотворил, всё что Он сотворил и вот хорошо весьма».

С другой стороны, в Библии же мы находим: Бог не из чего-от существующего сотворил мир. То есть, между Творцом и творением бытийная пропасть, антологическая пропасть. Есть Творец, и есть творение. Антологически это совершенно разные области. Между ними пропасть. Библия отвергает концепцию пантеизма.

 

Так о вере мы узнаём, что человек в вере проходит испытание злом, и испытание красотой. Испытание злом может породить дуализм. Это очень серьезное испытание. Мы должны видеть, что в мире есть зло не отворачиваясь от него, но и не повреждая своей души, не повреждая сердце. Кстати, вот у древних греков было вот такое искусство, когда они испытывали своих граждан представлением ужасного: один раз в году смотрели трагедию. Искусство трагедии состояло в том, чтобы созерцая ужасное не повредить своё сердце. С тем злом, которое способно повредить сердце, мы встречаемся каждый день, однако в нас есть сила, которая говорит нам: помни, «увидел Бог, всё что Он сотворил, всё хорошо весьма». То есть, весь мир это «хорошо весьма». В нас есть сила, которая даёт нам пройти испытание злом. Это вера.

Другое это испытание красотой. И мир хорош, и в этом хорошем мире есть нечто такое, что человек может впасть в восторг, в экзальтацию, в прелесть. Человек видит мир и признаётся, что красоты сей ум человеческий вместить не может, как сказал Поэт. И при всём этом, в нас есть сила или память или знание, убежденность, что есть нечто совершеннейшее и не чуждое тому, что мы любим. В нас это есть. Об этом Христос сказал: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный».

 

Какое испытание более серьезное? Испытание злом или испытание красотой? Зла не было в замысле мироздания, а красота во всём, что Господь сотворил. Красота это призыв, и красота это путь в бездну. Испытание красотой более сертезное.

Итак, мы говорим о том, что есть вера. Для ума вера даёт покой и направление для его верной работы. Вера даёт человеку силы пройти испытание злом и пройти испытание красотой. А только три слова мы прочли: «в начале сотворил Бог».

Читаем дальше. «В начале сотворил Бог

небо и землю»

Так, что такое небо, что такое земля? Как узнать? А где они ещё упоминаются, вот эти небо и земля, которые сотворил Бог в начале? Небо, которое мы могли бы увидеть, со светилами, было создано в 4й день, а земля, по которой можно ходить (суша) явилась в 3й день. А то, что в начале сотворил Бог небо и земля — они не видимы. Небо, созданное в первый день более во всей истории творения не упоминается вообще. Земля первого дня упоминается далее только один раз, и потому чем была эта земля, мы можем через противопоставление заключить, чем было то первого дня небо.

«Земля же была невидима и не устроена»

Это мы читаем уже с вами второй стих 1й главы Книги Бытия.

Что мы узнаём из этих слов?

Ну, во-первых, мы узнаём из этих слов и последующих, что земля из невидимого состояния станет видимым миром.

Во-вторых, земля не устроена, из неё будет устроен весь видимый мир.

Небо и земля это всё сотворённое в первом акте творения: то, что не небо — то земля, что не земля — то небо. Однако, у них есть общее: и земля и небо первого акта творения (земля и небо) они невидимы, но небо, противоположное земле, это изначально невидимый устроенный ангельский мир: небеса. Небеса в еврейском языке, слово небо существует только во множественном числе: небеса. То есть, небо, небеса 1го акта творения это изначально невидимый, устроенный ангельский мир. А земля это невидимый мир, который станет видимым миром, материальным миром станет, а пока это невидимый видимый мир.

Небо и земля вместе есть некая совокупность. Каждая обладает своими характеристиками. То, что не земля - то небо; что не небо - то земля в мире, который ещё не получил полного устройства, небо и земля есть и пределы и всё, что в пределах. Об этом пишет св. Василий Великий: «двумя крайностями Моисей обозначил сущность вселенной. Ежели есть что-нибудь среднее между небом и землей, то оно сотворено вместе с сими пределами, почему и не сказано о стихиях: в земле найдёшь и воду и воздух и огонь».

Всё, или совокупность творения в первом акте творения это небеса (евр. «ха шамайм»), и это земля («ха аретс»). Небеса это невидимый мир — ангельский, земля (ха аретс) — то, что станет видимым миром, но пока невидимо.

То есть, небеса это ангельские чины — устроенный мир, а земля это неустроенный мир, пока не устроенный мир.

Итак, в первом акте творения Бог сотворил весь ангельский мир и всю первичную материю, которой предстоит стать видимым космосом, видимым миром. А пока что ничто не видимо. И это серьезная трудность. Её в первом стихе предлагает нам Писание.

Мы трудностей не избегаем, наоборот, мы на них останавливаемся. То, что сотворил Бог вначале — невидимо.

Когда мы пытаемся представить что это было, то должны признать полную невозможность никаких представлений, сравнений с чем-то видимым. Небо и земля первого дня не имеют никаких чувственных качеств.

В первом акте творения всё невидимо, однако какая-то способность души даёт нам принимать невидимое за истину. Какая сила в душе даёт возможность человеку соотноситься с невидимым? Апостол Павел отвечает: «вера есть обличение вещей невидимых». Вот какая сила даёт возможность человеку соотноситься с невидимым.

Вера есть обличение вещей невидимых.

Греческое «эленхос» - обличение, это доказывание с обнаружением улик. То есть, это как бы добыча очевидного, то есть дознание до достижения полной ясности. Вот это есть обличение.

Апостол Павел говорит: вера есть обличение вещей невидимых.

Итак, первая способность человеческого сердца, которая разрешает трудности в постижении первого стиха Библии есть эта способность. Эта способность есть вера.

Назовём ещё раз те трудности, с которыми мы столкнулись, читая первый стих Библии. Этих затруднений три, и они разного рода. Но есть что-то в человеке, что во-первых освобождает ум от безплотных усилий постигнуть тайну Единого Бога Троицу. Мы переходим от тождества к различию и обратно до тех пор, пока не приходит осознание, что в нас есть сила, которая сообщает уму спокойную утверждённость, насыщенный покой, и это будет отправная точка для движения ума.

Во-вторых, эта же способность помогает нам постичь, что Бог сотворил мир, а не создал из чего-то другого. Есть в нас сила, которая не позволяет нам уклониться ни в дуализм ни в пантеизм. Эта сила оберегает наше чувство при столкновении со злом и в переживании красоты.

И в третьих, то, что сотворил Бог в начале — небо и земля — невидимы, а в нас есть сила, которая даёт возможность обращаться с тем, что невидимо. Эта сила души есть вера.

Итак, нечто мы узнали о вере. Вера даёт покой для ума и направление для его верной работы. Вера даёт пройти испытание злом и испытание красотой. Вера даёт возможность обращаться к невидимому.

Это признаки, без которых нет веры.

Однако, вера сама определяется конечно не признаками. Вера определяется тем, в кого веришь. Вера от Бога. Об это всё писание Ветхого и Нового завета.

Мы получили общее направление куда идти, руководствуясь верой. Писание поведёт нас дальше.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.