Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГлаВо 4. Факторы puckh u типология няРншЕнип псинологического здоровья петеп 45






изменения в процессе воспитания разнополых детей. Так, со­временные нормы не предполагают жесткое закрепление поло-ролевых функций, соответственно традиционные нормы вос­питания мальчика и девочки постепенно уступают место совре­менным, более гибким.

В итоге наблюдается расширение нормы: внимание к дет­ской индивидуальности, смягчение полоролевых стереотипов и появление новых аспектов социализации мальчиков и девочек.

Таким образом, можно заключить, что норма на данный момент развивается из противоречия между ослаблением тре­бований к ребенку, с одной стороны, и ужесточением — с другой, или, иначе говоря, наблюдается расширение границ нормы и ее сужение.

Кратко коснувшись основных тенденций развития нормы в историческом контексте, разведем норму психического и пси­хологического здоровья.

Норме психического здоровья должно соответствовать от­сутствие патологии, то есть симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма —: > то, наоборот, присутствие определенных личностных харак­теристик, позволяющих человеку не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать развитию общества. Норма, таким образом, — это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Следует также отметить, что альтернатива норме в случае психического здоровья — это болезнь. Альтер­натива норме в случае психологического здоровья — отнюдь Не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жиз­ненной задачи.

Поскольку теоретической основой психологической кор­рекции является психология развития, то и в решении пробле­мы нормы необходимо обратиться к ее положениям.

Вспомним, что развитие является необратимым процессом, янюпочающимся в изменении типа взаимодействия с окружа­ющей средой. Это изменение проходит все уровни развития психики и сознания и заключается в качественно иной способ-



Часть I. Teopetuheckue основы психологической тоты с аетьми

ности интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе

жизнедеятельности.

С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает прежде всего гармонию между умением челове­ка адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соот­ветствии со своими потребностями. Следует особо отметить, что соотношение между приспособляемостью к среде и при­способлением среды не является простым равновесием. Оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека. Если для младенца гармонией можно считать при­способление среды в лице матери к его потребностям, то чем старше он становится, тем более необходимым становится приспособление его самого к условиям среды. Вступление че­ловека во взрослую жизнь характеризуется тем, что начинают преобладать процессы приспособления к среде, происходит освобождение от инфантильного «мир должен соответствовать моим желаниям». И человек, достигший зрелости, в состоянии поддерживать динамический баланс между приспособлением и изменением внешней ситуации.

Основываясь на таком понимании нормы, как динамичес­кая адаптация, можно заключить, что нормальному развитию соответствует отсутствие деструктивного внутриличностного | конфликта. Остановимся на этом подробнее. Общеизвестно, что внутриличностный конфликт характеризуется нарушением нормального механизма адаптации и усилением психологичес­кого стресса. Для разрешения конфликтов используется ог­ромное количество разных способов. Предпочтение того или иного способа определяется полом, возрастом, личностными особенностями, уровнем развития, преобладающими принци­пами наивной семейной психологии индивида. По типу разре­шенное™ и характеру последствий конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Конструктивный конфликт характеризуется максималь­ным развитием конфликтных структур, он является одним из механизмов развития личности ребенка, приобретения новых черт, интериоризации и сознательного принятия моральных







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.