Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заказ № 1417 - 177







одного контура буквы. Научившись проставлять точки в нужных местах, ребенок безошибочно пишет букву. Но для написания другой буквы эти точки не годятся. А систему других точек для следующей буквы ученик сам не может ни выделить, ни проста­вить на бумаге. И учитель должен снова дать ему необходимые ориентиры, а ребенок должен освоить еще одну частную ориен­тировочную основу и т. д.

В этом случае обучение идет гораздо успешнее, чем в первом случае: для правильного написания первой буквы требуется лишь 22 повторения, для второй— 17 и т. д.

Существенно иначе идет обучение на ориентировочной основе третьего типа. Экспериментатор не дает готовой системы ориен­тиров, а объясняет принцип их выделения: опорные точки следует ставить в тех местах буквы, где составляющая ее линия меняет направление. Ребенку показывается это на одной букве, а дальше его учат это делать на нескольких типовых буквах ал­фавита. Учащиеся самостоятельно выделяли систему опорных то­чек применительно к любой букве и быстро научились правильно воспроизводить ее. Для правильного написания первой буквы потребовалось 14 повторений, второй — 8, а начиная с восьмой буквы учащиеся писали любую букву с первой попытки правильно (234, с. 55—89).

Схема ориентировочной основы деятельности может быть да­на учащимся в готовом виде (в виде учебной карты) или же со­ставлена самими учащимися под руководством учителя.

В схеме ориентировочной основы деятельности должны быть представлены, с одной стороны, все знания о предмете, с кото­рым надо действовать, об условиях, которые необходимо соблю­дать; с другой — знания о самой.деятельности, входящих в нее действиях и порядке их выполнения. Форма схемы может быть самой различной (пример учебной карты представлен на рис. 4, 235, с. 16—38).

Поэтапное формирование умственных действий и типы учения. Для того чтобы практическое действие перешло в умственное, оно должно пройти в процессе своего формирования ряд этапов.

Каждое из направлений, по которым меняется предметное дей­ствие, имеет ряд показателей.

Первый из этих показателей есть уровень, на котором факти­чески выполняется действие: уровень прослеживания чужого дей­ствия в поле восприятия; уровень материального действия; уро­вень действия в “громкой речи без предметов”; уровень действия во “внешней речи про себя”; уровень действия во “внутренней ре­чи”. Второй показатель — полнота операций (развертывание и сокращение действия). Третий показатель—обобщение действия по материалу, типам и закономерностям. Последний показатель — мера освоения действия.

Щкала поэтапного формирования намечает последовательные уровни, позволяющие строить действие начиная с его ориентиро­вочной основы, через материальную или материализованную его



форму, затем в громкой речи без предметов, во внешней речи про себя и, наконец, в собственно внутренней речи. В этих по­следовательных этапах предметное действие все более усваива­ется, становится нашим внутренним достоянием и при этом при­обретает желаемые свойства.

Так, разумность действия — его ориентация на существенные свойства и отношения задачи — обеспечивается прежде всего его развертыванием при замедленном выполнении. Развертывание означает выполнение всех, без пропуска, последовательных опера­ций действия, а замедленное исполнение позволяет показать со­отношение каждой операции с начальным состоянием материала и его последовательными изменениями вплоть до состояния, в ко­тором он передается следующей операции, и так до получения конечного результата.

Одновременно производится обобщение действия. Для этого строится какая-либо знаковая или графическая модель объекта действия и самого процесса действия, а также варьируются типы заданий, предлагаемых в ходе освоения действия. Задания могут быть; I) с полным набором только необходимых условий, 2) с не­достатком некоторых из них, 3) с наличием всех необходимых и

12“ 179


с добавлением избыточных, лишних условий и 4) с недостатком некоторых необходимых и с избытком ненужных данных.

Эти задания могут различаться по уровню наглядности, а так­же по уровню проблемности. Все задания предъявляются на каж­дом этапе до тех пор, пока не наступит правильное и быстрое их выполнение.

На качество усвоения предметного действия оказывает влияние и тип ориентировки, даваемый и используемый обучаемым. Наи­большая эффективность деятельности достигается при обобщен­ной ориентировке, строящейся под руководством учителя самим шкрльником, т. е. не заданной ему в готовом виде (57, с. 252— 271).

Поэтапное формирование умственных действий рекомендуется прежде всего для индивидуальной работы с отстающими.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.