Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






142







•" ж-я Ц деятельности,.приобретающей почти навязчивый, принудительный!

характер. Иногда такая компенсация является заменой, например;

неразделенных чувств, неуверенности в себе и в конечном счете ведет к тому, что человек может обнаружить даже выдающиеся результаты в избранной деятельности. Но поскольку другие сто­роны его личности не получают развития, то, несмотря на об­щественную ценность его результатов, этот человек страдает. Сверхкомпенсация же всегда приводит к дисгармоническому раз­витию.

Уход в некоторых случаях приобретает вид прямого отрица­ния обстоятельств, нам неприятных. Например, мальчик, потер­певший поражение в соревновании, очень быстро перестраивается, начинает вообще отрицать факт поражения и даже рассказывать о своей победе. Такого рода отрицание вызвано стремлением са­мосознания защититься от невыносимого страдания.

Стремление уйти из ситуации часто выражается в направлен­ном забывании, которое принято называть “вытеснением”. Нор­мально работающее самосознание всегда способствует забыванию особо неприятных событий. Поэтому мы часто склонны помнить только хорошее. Однако не у всех это так. Особо чувствительные личности, наоборот, помнят только плохое. Это может приводить их к длительному гнетущему настроению, они долго не могут за­быть свои мучительные потери и переживания. В этих случаях механизмы психологической защиты срабатывают недостаточно.

Каковы силы и условия вытеснения? Изучение патогенных си­туаций позволило дать на это ответ. При любых подобных пере­живаниях дело состоит в том, что возникает какое-либо желание, находящееся в резком противоречии с другими желаниями, кото­рое несовместимо с этическими и эстетическими взглядами лич­ности. Возникает непродолжительный конфликт, окончанием же этой внутренней борьбы является то, что представление, которое возникло в сознании как носитель этого несовместимого желания, подвергается вытеснению и вместе с относящимися к нему вос­поминаниями устраняется из сознания и забывается. Несовмести­мость соответствующего представления с “Я” становится моти­вом вытеснения; при этом именно этические и другие требования человека являются вытесняющими силами. Принятие же несовме­стимого желания или, что то же, продолжение конфликта вызы­вало бы значительное неудовольствие; это неудовольствие и устраняется вытеснением, которое является, таким образом, од­ним из защитных приспособлений личности.

Социальная мимикрия проявляется в том, что школьник- не хочет ничем отличаться от своих товарищей. Стремление “быть как все” удовлетворяет потребность в безопасности. Стыд, чувство неполноценности подростка при отсутствии у него, например, до­рогих джинсов выступают в качестве защиты от страха быть от­вергнутым своей группой. Узость сознания не позволяет ему выявить подлинную причину стыда, и тем самым подросток стано­вится упрямым и беспощадным к родителям. Социальная мими-


крия проявляется и в стремлении быть похожим на людей, от которых мы зависим или которых мы боимся. Такого рода защита была обнаружена, когда установили, что некоторые подростки стараются походить на своих обидчиков/Этот механизм называ­ется “идентификацией с агрессией”. Процессу идентификации научаются стихийно, путем переноса наблюдаемой у другого про­граммы поведения на сходные собственные ситуации.

Если в идентификации мы приписываем себе свойства другого человека, то в механизме проекции мы других уподобляем себе. Если человек вдруг обнаружил себя как ленивого, лживого, без­ударного и ему невыносимо осознавать себя таким, он решает, что другие тоже лживы и ленивы, и перестает страдать.

Когда ученик получает “двойку”, то у него всегда есть при­чины, с помощью которых он объясняет себе и другим свою не­удачу: учитель был пристрастен, попался “плохой” вопрос и т. д. Редко кто скажет, что неудача вызвана хроническим пренебреже­нием своими обязанностями и полной неподготовленностью. Тако­го рода удобные объяснения своих результатов — рационализа­ция — тоже защитный механизм. Причем любая психологическая защита дает лишь временное успокоение чувств страха или вины, но не создает новых конструктивных видов поведения, закрепля­ет имеющиеся недостатки.

Бывает' так, что человек с сильным и мучительным чувством своей неполноценности постоянно гордится и старается доказать, что он уважает самого себя, застенчивый старается выглядеть нахальным, трусливый — смелым, беспощадный — добрым. Это стремление завуалировать какой-то свой недостаток или вину че­рез противоположные, контрастные проявления характера или по­ведения принято называть “формированием реакций”. Формиро­вание реакций по контрасту происходит, когда не срабатывают указанные механизмы защиты и если реальная причина неприем­лема для самого человека, вступает в противоречие с системой его ценностей.(193).

Как было показано в последнее время, психологическая за­щита является нормальным, постоянно применяемым психологи­ческим механизмом. Этот механизм имеет огромное значение в сопротивлении, оказываемом организмом болезни, и предотвра­щает — при его правильном функционировании — дезорганизацию психической деятельности и поведения не только в условиях кон­фликта сознания и бессознательного, но и при становлении вполне осознаваемых, аффективно окрашенных психологических устано­вок. Так, например, если сформировавшуюся эмоционально насы­щенную установку не удается почему-либо реализовать, то ней­трализовать ее неблагоприятное воздействие можно, создав дру­гую, более широкую в'смысловом отношении, в рамках которой противоречие между первоначальным стремлением и препятстви­ем устраняется. Входя в систему этой более широкой установки, первоначальное стремление преобразуется как мотив и поэтому обезвреживается.

Д44


В ряде исследований было показано, что способность к защит­ной психической деятельности выражена у разных людей в раз­ной степени. У одних, хорошо психологически защищенных, пере­работка патогенных старых и возникновение более адекватных новых психологических установок начинается, как только лица этого психологического типа встречают какое-то, пусть даже не­значительное препятствие в своих аффективных устремлениях. уДругие, плохо психологически защищенные, оказываются неспо­собными развить эту защитную активность в гораздо более серь­езных случаях — даже тогда, когда приспособительные измене­ния установок становятся необходимым условием предотвращения-грозной клинической перспективы (26, с. 123—124).

Психологическая защита и невроз. Находясь в конфликте меж­ду требованиями культуры и давлением наших внутренних вытес­нений, некоторые люди склонны считать действительность вообще неудовлетворительной и уходят в мир фантазий, в котором недо­статки реального мира сглаживаются, а желания-— исполняются. В этих фантазиях воплощается много конституциональных свойств личности и вытесненных стремлений. Энергичному и пользующе­муся успехом человеку удается благодаря продуктивной работе воплощать свои фантазии-желания в действительность. Если же это не удается (вследствие препятствий со стороны внешнего ми­ра или вследствие слабости самого человека), то наступает отход от действительности, человек “уходит” в более удовлетворяющий его фантастический мир. В случае заболевания это содержание фантастического мира выражается в симптомах. При благопри­ятных условиях человеку еще удается найти, исходя из своих фантазий, другой путь в реальный мир вместо того, чтобы пси­хологически выпасть из этого реального мира. Если личность обладает художественным дарованием, то она может выражать свои фантазии не в симптомах болезни, а в художественных тво-рениях, избегая этим невроза и возвращаясь таким обходным путем к действительности (механизм сублимации). Там же, где при существующем несогласии с реальным миром нет этого даро­вания или оно недостаточно, открывается путь к неврозу. Невроз заменяет в наше время монастырь, в который обычно удалялись все те, которые разочаровывались в жизни, или которые чувство­вали себя слишком слабыми для нее.

Неврозы не имеют какого-либо им только свойственного со­держания, которого мы не могли бы найти и у здорового. Невро­тики страдают теми же самыми комплексами, с которыми ведем борьбу и мы, здоровые люди. Все зависит от взаимоотношений борющихся сил, от результатов, к которым приводит эта борь­ба: здоровье, невроз или компенсирующее его творчество (248, с. 377—378).

Внутренний конфликт и защитные механизмы у детей. Так как на любой поступок одновременно воздействуют многие по­требности и мотивы, между ними происходит борьба, которая в случае непримиримости равносильных, но разнонаправленных мо

10 Заказ 1417 не


/

тивов отражается в переживании в виде конфликта с самим со­бой. Если в этом конфликте побеждают непосредственно более сильные, но рационально отвергаемые мотивы, у человека возни­кают тяжелые переживания. Если же непосредственные желания побеждают нравственные стремления, то эти переживания выра­жаются в чувстве стыда, раскаяния и пр., которые человек стре­мится смягчить при помощи разного рода защитных механизмов вытеснения или рационализации. К последним относятся приемы самооправдания, которые нейтрализуют внутренний нравствен­ный контроль и позволяют, в частности, подросткам совершать преступления (35, с. 25; 40, с. 264).

Аффект неадекватности. Под аффектом неадекватности пони­мается чрезмерная защитная реакция на неуспех, порожденная столкновением завышенной самооценки и реальных возможно­стей. Завышенные притязания в каком-либо важном для ребенка виде деятельности и потребность сохранить их при неуспехе за­ставляют его либо игнорировать свой неуспех, либо искать при­чины неуспеха вовне.

Дети, у которых аффект неадекватности устойчив, называют­ся “аффективными”. Аффективные дети обычно находятся в по­стоянном конфликте со сверстниками и учителем. Поэтому аффек­тивные дети самыми разными путями стремятся компенсировать свое плохое положение, привлечь к себе симпатию и внима­ние и тем самым удовлетворить свои притязания на хорошее по­ложение, оправдать свою самооценку. Это ставит таких детей в особую зависимость от мнения, одобрения, оценки группы. Эта зависимость выражается в двух крайних формах: в максималь­ной податливости влиянию группы и в негативистическом сопро­тивлении ее влиянию (271, с. 38—42).

Запоминание детьми успехов и неудач. Какие результаты дей­ствия преимущественно запоминаются детьми с разной самооцен­кой — сопряженные с переживанием успеха или неуспеха? Наибо­лее значимым представляется сходство в запоминании успешных и неуспешных действий детьми с полярными самооценками — по­вышенной и пониженной. У обеих категорий детей вытесненным из памяти оказалось именно содержание нерешенных задач, т. е. неуспешная деятельность.

При повышенной неадекватной самооценке субъект стремится удержаться на ее уровне. А поскольку неуспех ставит самооцен­ку под угрозу, то это сказывается и на характере мнемических процессов.

Во втором случае наблюдается несколько иная картина. Не­способность выполнить задание снижает и без того низкий уро­вень оценки субъектом своих возможностей,.создавая тем самым предпосылки для переживания еще.большей ущербности. Как бы защищая себя от этого, ученик запоминает лишь те задания, в выполнении котбрых ему удалось достичь позитивных результа­тов и тем- самым утвердить себя (153, с. 85—86).


Д.

'Психологическая устойчивость. Психологическая устэйч! вость — это целостная характеристика личности, обеспечиваю­щая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздей­ствию трудных ситуаций.

Поведение психологически устойчивой личности осуществля­ется в целом по следующей схеме: задача — актуализируемый ею мотив — осуществление действий, ведущих к его реализации, — осознание трудности — негативная эмоциональная реакция — по­иск способа преодоления трудности — понижение силы отрица­тельных эмоций — улучшение функционирования (и сопутствую­щая ему оптимизация уровня возбуждения).

Схема поведения у психологически неустойчивой личности:

задача-мотив — осуществление действий, ведущих к его реали­зации, — осознание трудности — негативная эмоциональная реак­ция — хаотические поиски выхода — усугубление осознаваемых, трудностей — возрастание негативных эмоций — ухудшение функ­ционирования—понижение мотивации или оборонительная ре­акция.

Главные причины дезорганизации поведения неустойчивых де­тей состоят в отсутствии эффективных способов преодоления трудностей и в переживании угрозы для личности. У неустойчи­вых личностей иногда наблюдается явление самоиндукции отри­цательного эмоционального..напряжения: дезорганизованное по­ведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что приводит в конечном счете к тому,, что неустойчивая личность чувствует полную беспомощность — как по отношению к трудным заданиям, так и по отношению к своему поведению в трудной ситуации.

Трудные ситуации нельзя исключить ни из процессов социа­лизации и воспитания, ни из жизни вообще. Целью воспитания должно быть формирование у школьников психологической устой­чивости к трудностям, возникающим в различных видах- деятель­ности. Однако при постановке перед ребенком задач следует об­ращать его внимание на то, чтобы они соответствовали его воз­можностям, находились в зоне его ближайшего развития (239, с. 27—33).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.