Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаг второй: взаимосвязь между показателями






Завершение первого шага эмпирического анализа периферического уровня теорий личности должно дать вам показатели тех конкретных периферических характеристик, которые на самом деле позволяют проводить надежные измерения. Какие-то из конкретных периферических характеристик, постулированных некоторыми теоретиками, несомненно " вылетят на обочину". Другими словами, они не будут соответствовать эмпирическому критерию надежного показателя. Действительно, вполне возможно, что большинство особо неудачных в отношении периферии личности психологических теорий не " переживут" первого шага эмпирического анализа.

Второй шаг начинается с использования " выживших" конкретных периферических характеристик и касается представлений о типах. Возьмите все надежные показатели, которые вы сумели разработать, и определите связи между ними. Сделаете вы это, использовав данные показатели для измерения людей одной и той же группы, а затем проанализировав полученные результаты имеющимися у вас методами определения корреляций. На самом деле, наилучшим методом для того, что я имею в виду, является факторный анализ. Этот метод не только определяет, насколько взаимосвязаны друг с другом несколько показателей, но и организует те из них, которые связаны наиболее сильно, в кластеры, именуемые факторами. Факторный анализ – это важный метод в эмпирической оценке теоретических положений периферического уровня. Для иллюстрации ценностей результатов факторного анализа возьмем раздел теории Фромма, касающийся периферической стороны личности. Предположим, что все черты, представляющие у него пять ориентации характера, были достаточно надежно измерены и что каждый из показателей был применен к одной и той же группе людей. Тогда единственное, что скажет нам факторный анализ, – группируются ли эти черты так, как то предсказывает данная теория. Должны образоваться кластеры показателей черт (факторы), соответствующие рецептивному, эксплуатирующему, накапливающему, рыночному и продуктивному типам личности. Если не обнаружится ничего подобного, мы можем сказать, что эмпирическое подтверждение для группировки черт в соответствие с периферическим уровнем теории Фромма о типах личности отсутствует. Как бы ни были организованы черты, эта организация не согласуется с теорией. И наоборот, может обнаружиться, что теория Фромма очень хорошо подтверждается эмпирическими фактами либо что она подтверждается в некоторой степени.

Дополнительно по поводу второго шага важно отметить, что все показатели можно применить ко всем испытуемым. Следовательно, становится возможно определить корреляции и факторную структуру конкретных периферических характеристик не только какой-либо одной теории, а всех рассматриваемых теорий вместе. Это идеальная эмпирическая процедура для определения пересечений между теориями. Нам не надо полагаться лишь на наши рассуждения, чтобы определить, например, что то, что Фромм говорит о накапливающем типе, это по сути то же, что имел в виду Фрейд под анальным типом личности.

Итак, второй шаг выявляет эмпирические доказательства относительно организации конкретных периферических характеристик в типы, в то время как первый шаг дает информацию об эмпирическом существовании самих характеристик. Эти два шага составляют основную часть в эмпирическом анализе периферического уровня теорий личности. Особенно плодотворен подход, использующий факторный анализ, для теоретика-новичка, еще не связавшего себя организацией выделенных конкретных периферических характеристик в более крупные единицы. Факторный анализ может подвигнуть его к этому важному теоретическому шагу, указав на эмпирические группировки обозначенных им конкретных периферических характеристик.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.