Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позиция Маслоу. Хотя Маслоу, как и другие представители актуализационного подхода, называет множество конкретных периферических характеристик в ходе своих рассуждений о






Хотя Маслоу, как и другие представители актуализационного подхода, называет множество конкретных периферических характеристик в ходе своих рассуждений о личности, он не описывает типы личности с какой бы то ни было систематичностью. Он называет характеристики больше для иллюстрирования, а не для того, чтобы предоставить систему, надежную схему, посредством которой можно было бы определять и понимать различные паттерны жизнедеятельности. Поэтому работы Маслоу особенно легко могут ввести в заблуждение, поскольку они так богаты живыми иллюстративными упоминаниями о смелости, чувстве юмора, спонтанности и т.п.

Единственным типом, который Маслоу описывает в тех конкретных терминах, которые необходимы на периферическом уровне анализа, является тот, что свидетельствует о полной психологической зрелости. Используя терминологию уровня ядра, это люди, которые достигли полной самоактуализации через яркое выражение потенциальных возможностей, стремление к знаниям и заинтересованность в красоте. Маслоу (1955) неформальным путем собрал информацию о такой группе людей, чтобы лучше понять их конкретные периферические характеристики. Среди людей, которых он включил в группу, были Линкольн, Джефферсон, Уолт Уитмен, Торо, Бетховен, Элеонора Рузвельт, Эйнштейн и некоторые его друзья и знакомые! Оказалось, что общими качествами, или личностными чертами, этих людей были: 1) реалистическая ориентация, 2) принятие себя, других и природы, 3) спонтанность, 4) центрированность на проблеме, а не эгоцентрированность, 5) потребность в уединенности, 6) независимость, 7) живость восприятия, 8) духовность, не обязательно являющаяся религиозностью в формальном смысле, 9) чувство единения с человечеством, 10) чувство близости с любимыми, 11) демократические ценности, 12) признание различий между средствами и целями, 13) философский, а не злой юмор, 14) креативность и 15) нонконформизм. Хотя этот список слишком длинный и неоднородный, чтобы на его основе просто можно было составить структурированную картину личности, он абсолютно согласуется с общими взглядами Маслоу и во многих отношениях похож на описание полноценно функционирующей личности, сделанное Роджерсом. Легко можно взять эти 15 характеристик за основу для составления портрета типа зрелой личности в соответствии с актуализационным подходом, хотя некоторые из этих обозначений потребовали бы дальнейшей разработки и конкретизации, чтобы стать по-настоящему полезными при описании людей.

В работах Маслоу мало того, что еще могло бы сойти за описание типа личности, так как он невероятно сильно заинтересован в поощрении развития гуманистической психологии. Однако, если вы вспомните его иерархию потребностей, вы увидите, что в этой теории подразумевается возможность фиксации на некоторых моментах развития без достижения полной самоактуализации. Отсюда вытекает логическая возможность описать различные виды незрелых личностных типов. Хотя сам Маслоу не анализирует эти следствия из своей позиции, я чувствую необходимость хотя бы отметить, что в принципе возможно существование типов личности, ориентированных на удовлетворение 1) физиологических потребностей, 2) потребностей в безопасности, 3) потребностей в принадлежности и 4) потребностей в уважении. Потенциал развития типологии личности на периферическом уровне анализа в теории Маслоу более очевиден, чем в теории Роджерса, хотя сейчас Маслоу тоже нужно покритиковать за предоставление столь незначительной основы для понимания различных образов жизни.

Модель самореализации:
вариант совершенствования






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.