Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тенденция актуализации






Я уже показал, что тенденция актуализации – это стремление организма стать тем, что заложено в его врожденных потенциальных возможностях, которые направлены на поддержание и улучшение жизни (хотя четким описанием этих возможностей мы не располагаем). Сейчас пора более пристально посмотреть на природу тенденции актуализации.

Первое, что нужно отметить, заключается в том, что тенденция актуализации – это на самом деле организменная, действительно биологическая, а не психологическая тенденция. Она берет свое начало в физиологических процессах всего тела. Это что-то вроде стремления органической материи развиваться и размножаться. В этом тенденция актуализации больше похожа на фрейдистский инстинкт жизнеобеспечения, чем на его сексуальный инстинкт или инстинкт смерти. Но тенденция актуализации гораздо шире, чем сам по себе инстинкт жизнеобеспечения. Тенденция актуализации, конечно же, включает потребность в пище и воде, но только как частный случай гораздо более общего свойства живой материи развиваться вдоль направлений своей жизнедеятельности. Поэтому, когда плод развивается из оплодотворенной яйцеклетки, когда дифференцируются мышечные и кожные ткани, когда появляются вторичные половые признаки, когда происходит гормональная стимуляция воспалительной реакции в случае повреждения тела, мы видим работу тенденции актуализации так же полно, как и в более очевидном случае сознательного использования функций, таких, как сгибание мышц, поскольку они предназначены для того, чтобы их сгибали, или пение, поскольку голосовой аппарат позволяет себя использовать таким восхитительным образом.

В действительности Роджерс, должно быть, считает проявление тенденции актуализации в непроизвольном росте даже более важным, чем ее сознательное проявление. Я так говорю, потому что он достаточно четко показал, что тенденция актуализации свойственна не только человеку, не только животным, но также и всем прочим живым существам. Довольно поэтично, но вполне четко он проясняет этот момент в начале сделанного недавно доклада (Rogers, 1963, с. 1-2):

" Во время свободных выходных несколько месяцев назад я стоял на холме, возвышающемся над одной из скалистых бухт, усеивающих побережье северной Калифорнии. У входа в бухту было несколько больших скал, которые испытывали на себе всю мощь тихоокеанских волн. Не успевая обрушиться на обрывистый берег, волны, бьющиеся о скалы, разбивались в горы брызг. Когда я наблюдал на расстоянии за этими волнами, разбивающимися о большие скалы, я с удивлением заметил на них то, что мне показалось крошечными пальмами, не больше двух-трех футов высотой, принимающими на себя брызги прибоя. Сквозь бинокль я разглядел, что это были какие-то морские водоросли с изящным " стволом", увенчанным кроной листьев. Когда я рассматривал экземпляр растения в перерыве между волнами, мне казалось очевидным, что это хрупкое, прямое, неустойчивое растение будет полностью сметено и уничтожено следующей волной. Когда волна обрушивалась на него, стебель сгибался так, что становился практически плоским, листья течением воды сбивались в прямую линию, но как только волна проходила, снова появлялось растение – прямое, стойкое, упругое. Казалось невероятным, что оно способно переносить эти непрекращающиеся удары час за часом, день за днем, неделю за неделей, возможно, год за годом, и все это время оно питалось, расширяло свою территорию, размножалось, короче говоря, поддерживало и улучшало себя в процессе, который на нашем жаргоне называется ростом. В этой похожей на пальму водоросли была воля к жизни, стремление к жизни, способность внедриться в невероятно враждебную окружающую среду и не только удержаться, но и адаптироваться, развиваться, стать собой".

Тенденция актуализации – это биологическое давление в направлении реализации генетического проекта, несмотря на все трудности, создаваемые окружающей средой. Эта цитата также показывает, что тенденция актуализации не нацелена на снятие напряжения, как это делают тенденции ядра в теориях приверженцев модели конфликта. Жизнь и развитие водоросли, описанные Роджерсом, просто невозможно понять как стремление к комфорту и покою. Если бы мы вообще захотели описать цель тенденции актуализации в терминах напряжения, она должна была бы включать нарастание напряжения, а не его уменьшение. Конечно, проявления " воли к жизни" и " стремления к жизни" и такого необычайного явления, как " внедрение в невероятно враждебную окружающую среду", привели бы скорее к возросшему, а не уменьшенному организмическому напряжению. Удовлетворение тенденции актуализации следует скорее понимать в терминах реализации величественного замысла, а не легкости и комфорта. Как вы увидите, все модели самореализации включают нарастание напряжения, что находится в резком противоречии с теориями конфликта, каждая из которых подразумевает снижение напряжения в той или иной форме.

Хотя тенденция актуализации характерна для всей живой материи, не так уж удивительно, что некоторые из ее человеческих проявлений, с точки зрения Роджерса, вряд ли можно встретить у других организмов. Как и все живые организмы, человек проявляет тенденцию актуализации в базовой организменной или биологической форме, цель которой в том, чтобы выразить врожденные потенциальные возможности. Но человек демонстрирует также и другие, достаточно отличные психологические формы тенденции актуализации. Наиболее важной из них является тенденция к самоактуализации (Rogers, 1959, с. 196). Ее отличие от тенденции актуализации состоит в том, что здесь задействована самость. Самость (Rogers, 1959, с. 200) – это "...организованный, устойчивый понятийный гештальт, состоящий из восприятия свойств " Я" или " меня" и восприятия взаимоотношений " Я" или " меня" с другими людьми и различными сторонами жизни в совокупности с ценностями, связанными с этим восприятием. Это гештальт, который доступен осознанию, хотя это осознание необязательно ".

Таким образом, тенденция самоактуализации – это стремление вести себя и развиваться (получать уникальный опыт) в соответствии с тем, как человек сознательно себя воспринимает. Как вы увидите дальше, " самость" Роджерса похожа на " самодинамизм" Салливана, " волю" Ранка и " символическое Я" Ангьяла.

Я-концепция – это, по-видимому, непосредственно человеческое проявление, и, чтобы понять, как оно возникает, мы должны рассмотреть два дополнительных ответвления тенденции актуализации. Это потребность в позитивном внимании и потребность в позитивном внимании к себе (Rogers, 1959, с. 108-109). Обе эти потребности считаются вторичными или приобретенными, обычно они развиваются в раннем младенчестве и представляют собой особые проявления всеобщей тенденции актуализации. Потребность в позитивном внимании относится к удовлетворению, которое испытывает человек, получая одобрение со стороны других людей, и к фрустрации, возникающей в случае неодобрения. Потребность в позитивном внимании к себе – более интериоризированный вариант первой потребности. Другими словами, под потребностью в позитивном внимании к себе понимается удовлетворение человека при одобрении и неудовлетворение при неодобрении самого себя. Обладая потребностью в позитивном внимании, человек чувствителен к отношениям к нему со стороны значимых в его жизни людей, эти отношения могут воздействовать на него. В процессе получения одобрения и неодобрения от значимых других у него разовьется сознательное ощущение того, что он собой представляет, называемое самостью или Я-концепцией. Наряду с этим у него разовьется потребность в позитивном внимании к себе, которая обеспечивает то, что тенденция самоактуализации примет форму предпочтения поведения и развития, соответствующих Я-концепции. Вряд ли человек будет настойчиво действовать в противоречии со своей Я-концепцией, поскольку это фрустрировало бы его потребность в позитивном внимании к себе.

Давайте подведем итог всему вышесказанному в рамках терминологии, используемой в этой книге. Роджерс рассматривает в качестве тенденций ядра личности 1) врожденное стремление организма актуализовать или развить все свои способности так, чтобы они служили поддержанию и улучшению жизни, 2) стремление актуализовать Я-концепцию, что является психологическим проявлением 1). Потребности в позитивном внимании и позитивном внимании к себе – это вторичные, или приобретенные, модификации этих тенденций, объясняющие мотивационный механизм, посредством которого осуществляется актуализация Я-концепции. Характеристиками ядра личности являются 1) врожденные потенциальные возможности, определяющие пути, по которым будет реализовываться тенденция актуализации, и 2) Я-концепция, определяющая пути, по которым будет выражаться тенденция самоактуализации. Эти тенденции и характеристики располагаются на уровне ядра личности, поскольку они общие у всех людей и оказывают всепроникающее влияние на жизнедеятельность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.