Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренинг эффективности учителя






В целях обучения может быть использован тренинг Т. Гордона по развитию эффективности учителя. Его целью является переключение учителя на активное слушание (про­блема ученика) и «Я-высказывание» (проблема учителя). Тренинг последовательно прорабатывает конфликтные си­туации.

Задачи тренинга:

— работа с окном приятия, развитие эмпатического от­ношения к учащимся;

— развитие навыков активного (эмпатического) слушания;

— развитие навыков определения зон проблем;

— работа с «Я-высказываниями»;

— расширение зоны беспроблемности, того оптимального пространства, в котором происходит действительное обучение.

, 432

В тренинге используется шестишаговая модель разреше­ния проблемных ситуаций:

1. Определение принадлежности проблемы.

2. Порождение возможных решений.

3. Оценка решений в форме «Я-высказываний».

4. Определение наилучшего решения.

5. Определение средств выполнения решения.

6. Оценка того, насколько хорошо данное решение реша­ет проблему.

Психологические критерии эффективности тренинга.

1. Если решение хорошее, то не возникает негативных переживаний. Негативно оцениваются решения, а не уча­щиеся.

2. Нет чувства вины и раздражительности.

3. Усиливается мотивация.

4. Нет взаимных антипатий.

5. Не надо использовать силу (давление).

6. Вскрываются не мнимые, а действительные проблемы. По окончании тренинга учителям рекомендуется:

1. Стать эффективным консультантом в области обще­ния.

2. Моделировать в поведении собственные ценности.

3. Вести внутреннюю работу над собой:

— изучать дополнительную литературу,

— выработать способность учиться у учеников,

— посещать группы личностного роста. Система упражнений включает два цикла:

I. Упражнения, направленные на овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.

II. Упражнения по овладению всей системой общения в заданной педагогической ситуации.

I цикл

1. Выработка умения действовать органично и последова­тельно в публичной обстановке (проигрывание любого эта­па, элемента урока в разном темпе с разными вводными заданиями: опоздавший ученик, невыполненное задание, конфликт с учеником и др.).

2. Формирование мышечной свободы в процессе педаго­гической деятельности (упражнения на освобождение и за­жатие мускулатуры, задержание и снятие напряжения в про­цессе покоя, ходьбы и выполнения педагогической дея­тельности).

3. Достижение эмоционального благополучия учителя в классе (пробы на выбор оптимального темпа, ритма, позы, движения).

4., Развитие навыков произвольного внимания, наблюда­тельности, сосредоточенности (выбор и расширение кругов внимания — малый, средний, большой).

5. Развитие простейших навыков общения (обращение и демонстрация внимания к собеседнику, привлечение вни­мания окружающих средствами мимики и пантомимики, невербальное выражение требований, передача эмоциональ­ных состояний).

6. Овладение техникой интонирования, мимикой, пан­томимикой: а) сказать с разными интонациями в голосе слова: «Здравствуй», «Приступим к работе», «До свидания» — громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, ут­вердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно, нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответ­ственного работника; разочарованно, торжествующе и т.п.; б) войти как неопытный учитель в незнакомый класс; уве­ренный в себе учитель-мастер; глубокий старик; артист ба­лета; Гамлет; солдат; в) улыбнуться как победитель; побеж­денный; подхалим; подчиненный своему начальству; началь­ник своему подчиненному; мать младенцу; г) нахмуриться, как хмурится ученик, которому незаслуженно поставили двойку; учитель, требующий совета ученика; рассерженные учитель, отец (мать), друг и т.п.

7. Преодоление внушаемых характеристик по предъявля­емым фотографиям (выбор и характеристика людей, изоб­раженных на фотографиях, из которых только один поло­жительный человек, веселый, ласковый, умный, злой и т.п.).

8. Изучение эмоциональных реакций детей по фотогра­фиям и эмоциональная идентификация себя с ними.

9. Словесное педагогическое воздействие (логика, выра­зительность, эмоциональность речи, образная передача ин­формации в педагогическом монологе) и прогнозирование его эффективности.

II цикл

1. Выявление эмоционально-психологического состояния учителя на уроке и способности к саморегуляции (самоана­лиз уроков коллег на основе наблюдения, рефлексия соб­ственного состояния на различных этапах урока на основе самонаблюдения и изучения видеозаписи).

2. Выявление и решение педагогической задачи (умение выделять в ходе урока моменты, требующие вмешательства учителя, оценивать свои действия, соотносить их способы с конкретными задачами, прогнозировать действия в предпо­лагаемых обстоятельствах и с вводимыми требованиями — доверие, одобрение, совет, игра, намек, условие, недове­рие, осуждение).

3. Развитие педагогического воображения, интуиции, навыков импровизации в общении (анализ педагогической ситуации — прогнозирование межличностных отношений, разработка педагогических инвариантов решения одной и той же задачи).

В обобщенном виде методы самосовершенствования учи­теля можно представить в виде таблицы, выделив в ней основные проблемы учителей и предназначенные для их ре­шения педагогические и психологические методы.

Второе направление в работе психолога с педагогами — обучение способам разрешения возникающих педагогических конфликтов. Речь идет о таких известных в конфликтологии и социальной психологии способах, как картография конфлик­та, выработка альтернатив, посредничество и переговоры.

Процесс картографии конфликта состоит из трех этапов: определения проблемы заявлением общего характера, обо­значения главных участников конфликта, выяснения опа­сений и потребностей каждого из них. Этот прием позволя­ет ограничить дискуссию определенными формальными рам­ками (составление карты конфликта), что помогает избежать чрезмерного проявления эмоций. В результате создается си­туация, способствующая совместному обсуждению пробле­мы; представляется возможность высказаться; становится возможным увидеть точку зрения других; возникают новые варианты решения проблемы.

Выработка альтернатив поведения является следующим логическим шагом после рассмотрения конфликта в общем плане. Выработка альтернатив конфликтному поведению включает их обсуждение, выбор-анализ и претворение в жизнь. При выборе обычно пользуются критериями осуще­ствимости, достаточности и справедливости. Для претворе­ния альтернатив нужно определить суть мер, их реализато­ров и сроки выполнения. Обычно, разрабатывая альтерна­тивы, проблему разбивают на части.

Переговоры. В конфликте всегда скрыта возможность до­говориться, поэтому переговоры являются одной из форм

его разрешения. Педагог может вести переговоры сам, с по­мощью психолога или другого авторитетного лица, а также выступать в качестве посредника (арбитра). Переговоры вклю­чают несколько этапов: подготовку (сбор фактов, изучение нужд и потребностей оппонентов, постановка целей урегу­лирования конфликта), процесс переговоров и их заверше­ние. В ходе переговоров необходимо прислушиваться к мне­нию другой стороны; использовать стратегию выиграть/вы­играть; выяснять с помощью вопросов позиции сторон; отделять личность от проблемы; учитывать возражения; быть гибким; снижать свои притязания, если они не реальны; использовать обратную связь. При завершении переговоров нужны четкие договоренности, которые предотвращали бы будущие конфликты.

Посредничество. Это способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны — объективной и не вовлечен­ной в конфликт. Правила посредничества предполагают три основные функции посредника: приведение сторон к со­гласию (решение проблемы без обвинений, оправданий, лжи, нарушений этики); выслушивание участников (рассказ каж­дого, повторение каждым того, что уже было сказано, вы­ражение каждым оппонентом своего отношения к конф­ликту) и разрешение конфликта (объяснение каждой сто­роной условий для достижения согласия). Посредник помогает обеим сторонам достичь того, к чему они стремят­ся.

Кроме перечисленных выше прямых методов разрешения конфликтных ситуаций психолог может использовать не­прямые способы угашения конфликтов. К их фонду относят­ся психомышечная релаксация, драматизация конфликта, обмен ролями, эмоциональное отреагирование через верба­лизацию собственных чувств и др. Профилактикой конф­ликтного поведения является развитие рефлексивности по­ведения; эмпатии; и творческих подходов, которые служат средством преодоления упрямства, ригидности; обучение умению сотрудничать с другими и т.п.

Если рассматривать конфликты, связанные с личност­ной и профессиональной некомпетентностью педагога, то их профилактика и коррекция связаны либо с работой над личностью, либо с повышением профессионализма, т.е. с использованием неспецифических для педагогической кон­фликтологии методов и средств.

Таким образом, работая в образовательном учреждении, психолог имеет дело с коллективными и индивидуальными

субъектами, нуждающимися в психологической поддержке. Он должен отдавать себе отчет в том, что его успех в работе с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом не только способствует профессиональной удовлет­воренности и психоэмоциональному благополучию каждо­го сотрудника, но и создает хорошую основу для гуманиза­ции педагогического процесса в целом, повышению его эффективности. Тем самым психолог вносит весомый вклад в развитие каждой личности в школьном коллективе.

Контрольные вопросы

1. Что такое индивидуальный стиль педагогической деятель­ности? Какие виды стилей он может включать?

2. Можно ли формировать стиль педагогической деятельнос­ти? Какими способами и методами?

3. Какие методы может использовать психолог при профилак­тике и разрешении педагогических конфликтов?

Темы для семинарских занятий

1. Стиль педагогической деятельности, его диагностика и фор­мирование.

2. Педагогические конфликты: предупреждение и разрешение.

3. Тренинг эффективности учителя Т. Гордона.

Задания для самостоятельной работы

1. Опишите индивидуальный стиль деятельности любимого учителя (преподавателя).

2. Составьте банк конфликтных ситуаций для практикума (вос­питатель детского сада — ребенок).

3. Попробуйте использовать «Я-высказывания» в конфликт­ной ситуации, проанализируйте их эффекты.

Литература

Васильева Е.Ю. Стиль педагогической деятельности. Архан­гельск, 1997.

Журавлев В.И. Педагогическая конфликтология. М., 1995.

Зимняя НА. Педагогическая психология. Ростов н/Д., 1997.

Кан-Калик В.Л. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.

Крупенин Л.Л., Крохина ИМ. Эффективный учитель. Практи­ческая психология для педагогов. Ростов н/Д., 1995.

Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности педагога. М., 1989.

Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

 

 


[1] см.: Укке Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессии японских школьников //Вопросы психологии 1990. №5. С. 150-157

[2] Абрамова Г.С, 1997






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.