Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И педагогического общения






Педагогическая деятельность, как и любая другая, ха­рактеризуется определенным стилем. В самом широком смысле стиль — это устойчивая система способов и приемов, про­являющаяся в различных условиях существования человека. Он обусловливается спецификой самой деятельности, ин­дивидуально-психологическими особенностями ее субъекта (И.В. Страхов, Н.Д. Левитов, Е.А. Климов и др.).

По Е.А. Климову, индивидуальный стиль деятельности в

узком смысле слова — это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая скла­дывается у человека, стремящегося к наилучшему осуще­ствлению данной деятельности. Это индивидуально-своеоб­разная система психологических средств, к которым созна­тельно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности.

Стиль педагогической деятельности (СПД) — это харак­терные черты педагогического мастерства, традиционно скла­дывающиеся в опыте учителей. Это своеобразный «почерк», определяющий манеру педагогических действий, который присущ каждому учителю. Различают общие и индивиду­альные признаки педагогического стиля. К общим относят характерные черты педагогического мастерства группы учи­телей, к индивидуальным — те, которые характеризуют личное мастерство отдельных педагогов и связаны с их кон­кретными склонностями и способностями.

В современной литературе можно встретить определение индивидуального стиля как характерного для данного учи­теля устойчивого сочетания задач, средств и способов пе­дагогической деятельности и общения, а также более час­тых особенностей, таких, как ритм работы, определяемый психофизиологическими особенностями и прошлым опы­том. При этом утверждается возможность изменения инди­видуального стиля деятельности, поскольку он определя­ется соотношением задач и способов деятельности, а также то, что оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил.

Известно, что в практике работы отдельного педагога может быть самое различное сочетание видов и типов сти­лей педагогической деятельности. Например, творческий стиль больше проявляется в обучающей деятельности, чем в воспитательной. В зависимости от индивидуальных осо­бенностей, мотивации, профессиональных знаний и уме­ний учителя может быстрее складываться тот или иной вид стиля педагогической деятельности. Процесс форми­рования СПД можно считать законченным при условии высокой степени выраженности трех групп качеств — про-фессиОнально-деловых, педагогического общения и лич­ности учителя.

42!

Формирование СПД учителя может проходить спонтан­но и целенаправленно в процессе всей педагогической дея­тельности на базе имеющихся и постоянно меняющихся в процессе формирования профессионально-нравственных ка­честв. Эти качества, в зависимости от их направленности, могут либо содействовать, либо препятствовать становле­нию стиля, особенно если речь идет о формировании соци­ально-типичного СПД.

На уровне теоретического анализа классификация видов и типов стилей педагогической деятельности может быть представлена таким образом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.