Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика семейной расстановки






Почему действует семейная расстановка, никто точно не знает. На этот счет существуют некоторые гипотезы и прежде всего опыт. На этой базе я и хотела бы построить свое объяснение.

Посредством расстановки возникает своего рода энергетическое поле*, которое, с одной стороны, создают члены группы, а с другой — расставленные заместители. Каждая группа состоит из 20-30 участников, сидящих, как правило, по кругу и таким образом ограничивающих пространство. В этом пространстве клиент расставляет заместителей, каждому из которых отводится определенная роль, то есть кто-то замещает отца, кто-то мать и т. д. Через те позиции, на которые поставил их клиент, а также через направление взглядов они находятся в невербальной коммуникации друг с другом. Выражением этой коммуникации являются физические ощущения, которые заместители воспринимают и высказывают. Если, например, кто-то из заместителей покинет помещение и закроет за собой дверь, коммуникация прервется. Существует предположение, что расставленные лица находятся в «энергетической коммуникации» друг с другом. Эта коммуникация возникает всегда, вне зависимости от того, располагают участники расстановки какими-либо конкретными фактами или нет.

Доказательством того, что, находясь в определенных позициях, люди вступают в невербальный контакт, является упражнение, которое я часто провожу со своими клиентами.

Я прошу членов группы разделиться на пары и молча встать друг за другом. Затем я прошу их описать свои ощущения. Что ощущает стоящий спереди? Стоящий сзади? Кем

* Это поле Руперт Шелдрейк называет «морфическим». Подробнее см. Г. Вебер, «Практика семейной расстановки», с. 71, изд-во ИКСР, 2004 г. - Прим. науч. ред.

они себя чувствуют? Молодыми или старыми? Большими или маленькими? Детьми или родителями? Партнерами или друзьями? Когда по окончании упражнения я расспрашиваю участников, оказывается, что, несмотря на то, что не было произнесено ни слова, благодаря одному только пространственному позиционированию у всех возникали чувства и ассоциации, которые «погружали» их в контакт с партнером по упражнению.

И еще одно упражнение. Я снова прошу членов группы разделиться на пары и встать друг напротив друга, тоже молча, но на этот раз с закрытыми глазами. Даже с закрытыми глазами партнеры по упражнению устанавливают между собой отношения, у них возникают корреспондирующие друг с другом ассоциации. Так, например, кто-то чувствует себя матерью, а кто-то сыном или один мужем, а другая женой. Это упражнение позволяет снова и снова наблюдать, что у одних и тех же лиц благодаря изменению позиции (напротив, рядом или друг за другом) меняются чувства и модель отношений.

Клиент расставляет внутренний образ, отражающий его отношения с другими членами семьи. Заместители чувствуют и действуют в соответствии с этим внутренним образом. Когда образ меняется, например, путем перестановки заместителей, меняются и чувства заместителей. Однако в реальной жизни заместителей не переставишь. Правда, речь и не идет о том, чтобы клиент вмешивался в систему, меняется только его внутренний образ и, соответственно, внутренняя позиция. Как следствие, меняется его поведение, а в конечном итоге по отношению к нему меняется и система.

Это комплексный процесс, который заключается в том, что образ, существующий у одного члена системы, определяет его внутреннюю позицию и вместе с тем его поведение, которое, в свою очередь, влияет на остальных членов системы. Говоря об образах, я пытаюсь изобразить этот процесс. Речь идет не только об индивидууме, но и о его отношениях и взаимодействиях, существующих внутри системы. Эти образы — феномены, которые невозможно «сделать», их мож-

но только «обнаружить». Благодаря «обнаруженным внутренним образам» меняется внутренняя позиция. Важным признаком «обнаруженных образов» является то разрешающее воздействие, которое они оказывают на заместителей и клиента. Работая с «обнаруженными образами», терапевт очень быстро распознает, насколько они аутентичны. Они были значимы в какой-то момент личной истории клиента, следовательно, эти внутренние образы не статичны, со временем они меняются.

Если клиентка всю жизнь живет с таким представлением, что по отношению к ней мать всегда была несправедлива, что она всегда предпочитала ее брата, это порождает чувство неудовлетворенности и претензию, которую никто и ничто не может удовлетворить. Если же клиентка скажет: «Моя мать дала мне все, что могла, и я с этим согласна», то отношение матери к ней, разумеется, тоже изменится. Претензия, а следовательно, и укоризненная позиция по отношению к матери исчезает.

«Счастье — это быть довольным тем, что имеешь». Эта цитата из Хеллингера звучит банально, но по-настоящему достичь этого состояния очень трудно. Секрет заключается в установке: «Я имею достаточно, я с благодарностью принимаю то, что получил». Если же человек лелеет установку: «Я получил слишком мало, не вовремя и не в тех условиях», то у него остается ощущение, что он получил недостаточно, чтобы быть по-настоящему счастливым. Мой опыт свидетельствует о том, что основой для такой удовлетворенности часто становится принятое решение. Помочь прийти к решению о том, что «того, что я получил, достаточно», может семейная расстановка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.