Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2






Теории старения и старости

Исследование процесса старения, яв­ляющееся предметом изучения различных медико-биологических, психологических и социологических школ, показывает, что в течение жизни наступает определенный мо­мент, в котором процесс развития, то есть обогащения и усложнения функционирова­ния внутренних органов, а также соответст­вующего обеспечения организма, замедляется, а впоследствии переходит в стадию регрес­са, или инволюции, что получило название старения (28).

Понятия о сущности, причинах и меха­низмах старения со временем менялись. Это связывалось не только с развитием научных знаний, но и изменением особенностей ста­рения в обществе. Росла прежде всего сред­няя продолжительность жизни, последнее определялось изменением условий жизни и социального строя, успехами медицины и другими преимуществами прогресса и ци­вилизации (28).

В настоящее время мы располагаем био­логическими теориями старения и психоло­гическими подходами к определению сущ­ности старости и старения.

2.1. Биологические теории старения

По мнению исследователей в области биологии, старение и смерть являются ба­зовыми, сущностными биологическими свой­ствами, отражающими функционирование и эволюцию всех живых организмов, вклю­чая человека. Биологи исследуют организм, пытаясь измерить природу и предел возраст­ных изменений, понять, чем вызваны эти изменения, как их можно контролировать, корректировать, как можно смягчить пос­ледствия процесса старения. В этой связи биологическая наука располагает рядом тео­рий, непосредственно затрагивающих тема­тику процесса старения человека. Наиболее распространены в научном мире за рубе­жом две из них. Это теории «программиро­ванного старения» и «непрограммированного старения» (24).

2.1.1. «Программированное» старение

Представители теории «программирован­ного» старения исходят из того, что функ­ционирование живого организма запрограм­мировано природой лишь на период его ак­тивной жизнедеятельности, включающей в себя развитие, то есть рост организма, и способность к репродукции. Сторонники этой теории аргументируют свой вывод тем, что в природе всегда действовал и продол­жает действовать закон естественного отбо­ра, и поэтому старые особи в естественных

условиях встречаются крайне редко: прежде чем стать старыми, они либо погибают сами, либо их уничтожают свои же сороди­чи. В живой организм генетически заложена биологическая активность, распространяю­щаяся только на период его так называемой биологической «полезности». Некоторые теории старения, как, например, так назы­ваемые теории «часов», исходят из того, что изменения, связанные со старением, под­контрольны своего рода биологическому датчику, основная функция которого состо­ит в том, чтобы следить за «расписанием» развития биологического организма до тех пор, пока он не достигнет половой зрелости и способности размножения. После выпол­нения программы или в отсутствии таковой расстраивается деятельность гипоталамуса и эндокринной системы, что приводит ор­ганизм к снижению его физиологических функций (24).

27.2 «Непрограммированное» старение

Представители теории «программиро­ванного» старения исходят из положения, согласно которому к процессу старения под­ключены генетические механизмы и только благодаря их действию происходит эволю­ция живой природы. Однако в процессе из­менений, связанных со старением, могут действовать и другие механизмы, не вклю­ченные в генетическую программу, которые оказывают «непрограммированное» воздей­ствие на организм. Такое воздействие мо-

жет происходить в результате случайного повреждения клетки, необычного воздейст­вия на молекулы, которые в свою очередь изменяют структуру клетки, ее функцию и сам процесс метаболизма. Эти необычные изменения могут затронуть и молекулу ДНК, несущую в себе генетическую информацию.

В результате нормальных метаболичес­ких процессов в пределах клеток могут об­разовываться ядовитые побочные продукты типа свободных радикалов. Их вредному воздействию противостоят несколько меха­низмов защиты клеток. Однако свободные радикалы могут повредить мембрану клетки и вызвать сбой в передаче генетической ин­формации ДНК (24).

Обе эти биологические теории старения являются очень общими, слишком широко трактующими причины процессов инволю­ции, происходящих в старости. В рамках этих подходов находит место теория осно­воположника отечественной геронтологии А.А. Богомольца, который связывал старе­ние с дисгармонией физиологических про­цессов организма, и теория И.И.Мечнико­ва, рассматривавшего старение как процесс интоксикации (67).

Биологические теории старения являют­ся наиболее обоснованными и верифици­рованными (в плане психологических ис­следований старости мы будем говорить не о теориях, а лишь о подходах к проблеме). Однако биологические теории не учитыва­ют дифференциации двух аспектов старое-

ти — физиологического и психологическо­о—и роль психологического фактора в удлинении человеческой жизни (55).

2.2. Социально-психологические подходы к старению и старости

Исключительно биологическое или ис­ключительно социальное определение ста­рения — это узкий подход к самому процес­су старения. Дж. Биррен, проанализировав литературу по старению, пришел к следую­щему выводу: биологи обеспечивают опре­деление старения (старости) чаще, чем пси­хологи, а социологи никогда его не дают [цит. по (28)]. При этом и психологи, и биологи используют показатель протяжен­ности жизни как зависимую переменную. Однако первые значительно реже использу­ют ее, чем вторые, а чаще интересуются ас­пектами поведения только некоторых ком­понентов, которые могут быть отнесены к протяженности жизни. По этой причине определения старения, которые чаще пред­лагаются биологами, имеют ограничения для работы в психологии. Шрутц и Биррен предложили рассматривать старение как процесс, состоящий из трех компонентов. Процесс биологического старения, кото­рый ведет к возрастанию уязвимости орга­низма и высокой вероятности смерти, они определили как senescing (от senescence — старение). Наравне с ним происходят изме­нения в социальных ролях, что влечет за собой изменение паттернов поведения и

изменение социального статуса. Этот вид старения определен как eldering (от elder — старые люди, старшие). К этим двум про­цессам можно добавить психологическое старение, называемое geronting (от gerontol­ogy — учение о старости, геронтология). Этот процесс соответствует выбору адапта­ции к процессам старения, принятию реше­ний и стратегий справляться с трудностями (28). Однако еще раньше к такому же выво­ду пришел Б.Г. Ананьев (5): необходимо более многосторонне изучать комплексные критерии возрастной периодизации, вычле­нять в них биологические, психологические и социальные составляющие и устанавли­вать их взаимосвязи. По ходу исследования проблем психического старения отчетливо отмечаются проступающие связи последне­го с социальными изменениями, сопутству­ющими этому возрастному периоду. Биосо­циальная сущность человека дает основание рассматривать личностно-психологические изменения позднего возраста как совокуп­ность взаимовлияния биологического и со­циального в их генезисе (28).

В соответствии с этим Дж. Тернер и Д. Хелмс делят старение на три взаимосвя­занных и взаимоперекрывающихся процесса: психологическое старение — как инди­вид представляет себе свой процесс ста­рения (например, молодые люди могут чувствовать себя психологически более старыми); специфическое ощущение пси­хологической старости, которое облада­ет как объективными признаками (сни­жение интеллектуальных способностей,

сужение эмоциональной сферы), так и субъективными проявлениями. Ощуще­ние старости реализуется в специфике отношения индивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей. Здесь можно го­ворить о психологической асимметрии своей и «чужой» старости, когда инди­виду представляется, что он стареет бы­стрее или медленнее, чем все остальные; биологическое старение — биологичес­кие изменения организма с возрастом (инволюция);

социальное старение — как индивид связывает старение с обществом; пове­дение и выполнение социальных ролей пожилыми (28).

По мнению К. Виктор, биологический подход также акцентирует внимание на фи­зиологической стороне старости, психоло­гический — на мыслительных и психичес­ких аспектах старения, социальный изучает старость в социальном контексте по трем направлениям:

индивидуальные переживания пожилого

человека;

место пожилого человека в обществе;

проблемы старости и их разрешение на

уровне социальной политики.

Таким образом, во всех этих подходах можно вычленить общие представления о вопросах, которые являются социально-психологическими: процесс старения личности как члена группы и переживание ста­рости в непосредственном социальном ок­ружении, место пожилой личности в общест­ве, отношение индивида к своему процессу старения, социальная адаптация к процессу старения, изменение социального статуса и социальных ролей, позиция общества по от­ношению к стареющим и старым людям, фактическое место стариков среди дру­гих возрастных групп, их функции в обще­стве (28).

2.3. Психологические подходы к старости

Определение феномена старости можно найти в экзистенциальной психологии в связи с важной для экзистенциализма про­блемой индивидуальной ответственности за свое существование. Экзистенциализм при­знает, что человеческое существование имеет основание — судьбу, но люди свободны со­здавать на этом основании многое, соответ­ственно своему выбору. Так, один из осно­воположников экзистенциализма К.Ясперс считал старость благоприятным и естест­венным периодом жизни. Он писал, что в старости способности угасают, но их заме­няют обширные богатства накопленного опыта; сдержанность, житейская упорядо­ченность, самообладание придают духовному существованию оттенок чего-то приглу­шенного, незыблемого (98). Поэтому ста­рости не нужно боятся, у нее есть свои пре-

имущества, и ослабление страха смерти, мучающего человека на протяжении жиз­ненных фаз, не главное из них. Старость может быть прекрасной. Человек физичес­ки слаб и не может, как прежде, предавать­ся радостям плоти, но он свободен от их диктата, а это поможет избавиться от суеты, в которой проходило его предыдущее суще­ствование. Старик скован телесно, но в то же время сободен от телесности, более ду­ховен. Если человек в старости достиг муд­рости — он добр, терпим и снисходителен к слабостям других, потому что уже ни с кем не соперничает, «насыщен жизнью». К.Яс-перс подчеркивал, что свойственные юнос­ти качества сменяются памятливостью зре­лого возраста и возможным катарсисом ста­рости (98). Понятия катарсиса старости переросло позднее в идею «последнего взгля­да», о котором писал Ясунари Кавабата: на­кануне расставания с миром глаза старого художника обретают духовную ясность, по­зволяющую видеть земную жизнь в печаль­ном, но умиротворенном, по-особенному красивом освещении, которое, вероятно, и является истинным [цит. по (62)].

Среди различных психологических школ и направлений наибольший вклад в рас­крытие понятия старости внес психоанали­тический подход.

Карл Юнг придавал большое значение изучению проблем, как он называл, «вто­рой половины жизни» человека. Для него середина жизни являлась критическим, по­воротным моментом, когда перед индивидом открывались новые возможности для саморазвития. Человеку уже не требовалось устанавливать столько внешних связей, ему не нужна форсированная социализация. В зрелом возрасте человек в основном по­глощен внутренней работой самопознания (самореализации), которую Юнг назвал «индивидуацией». Человек во второй поло­вине жизни может обрести новое полновес­ное развитие своей личности. Человек в этом возрасте способен принять в своем Я как «женское», так и «мужское» начало. Юнг придавал большое значение символическо­му и религиозному опыту в обретении со­стояния гармонии между индивидом и ок­ружающим его миром. По мнению К. Юнга, потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь, обращенность внутрь себя, самосозерцание являются долгом и необхо­димостью в старости. Результатом этой психологической перестройки является по­явление новой жизненной позиции, рацио­нального взгляда на свое существование и вместе с тем созерцательного, устойчивого психического и нравственного равновесия. К. Юнг считал, что закат человеческой жиз­ни должен иметь собственное значение, а не быть жалким придатком к заре жизни. В связи с этим К. Юнг считал непоправи­мой ошибкой «проводить сумерки жизни в соответствии с программой ее зари», нести «в сумерки закон утра». Успешность, адап­тивность старения определяется тем, на­сколько человек оказывается подготовлен­ным к вступлению в новую фазу жизни, к

тем задачам, которые несет с собой позд­ний возраст. Поэтому, рассуждая об учаще­нии нервных срывов при старении, К. Юнг видел их причину в том, что во вторую по­ловину жизни люди вступают неподготов­ленными (100).

Альфред Адлер, изучая роль мотивации в поведении человека, считал, что основ­ной мотивационной силой в жизни челове­ка является чувство его собственной непол­ноценности. Любой индивид в той или иной степени испытывает это чувство. Осо­бенно остро неполноценность ощущается человеком в детском возрасте, ибо тогда властные жизненные позиции являются ис­ключительной привилегией взрослых. Не­которые люди испытывают это чувство бо­лее остро, чем другие, особенно когда речь идет о человеке с физическими недостатка­ми или о тех, с кем в детстве слишком стро­го обращались. Адлер считал, что на протя­жении всей своей жизни индивид стремит­ся в той или иной степени компенсировать это первичное чувство неполноценности. Это стремление может принять как пози­тивную направленность и выразиться в до­стижении больших успехов в жизни инди­вида, в преодолении его физических недо­статков, так и негативную окраску в виде демонстрации чрезмерной властности в от­ношениях с другими людьми. Сам Адлер полагал, что преодоление чувства неполно­ценности возможно через деятельное учас­тие в судьбе людей, через сопереживание,

сопричастность, формирование и развитие «социального интереса» (68).

Теория А. Адлера могла бы стать чрез­вычайно плодотворной для разработки пси­хологической проблемы старости. Ситуа­ция снижения физических и физиологичес­ких возможностей в старости приводит к неспособности вести прежний образ жизни, к необходимости от чего-то отказываться, что-то менять. К данной ситуации приме­ним принцип компенсации, предложенный А. Адлером, его «основной психологичес­кий закон» о диалектическом превращении органической недостаточности через субъ­ективное чувство неполноценности в пси­хическое стремление к компенсации и сверх­компенсации. Используя предложенный А. Адлером принцип (согласно которому препятствие вводит в развитие психики перспективу будущего, которая в свою оче­редь создает стимул для стремления и ком­пенсации), Л.С. Выготский отмечал, что стремление компенсировать дефект порож­дается не внутренними причинами, а внеш­ними факторами — социальной средой. Таким образом, речь идет о социальной компенсации дефекта, о «социальном про­тезе», который должен заменить работу ре­альных физиологических систем (14). Для пожилых и старых людей в качестве такого «социального протеза» может выступить система социальной помощи. Для ее рабо­ты идеи Адлера в решении проблем пожи­лого человека достаточно конструктивны. Он предлагает снимать чувство неполно-

ценности и сопутствующие неврозы, помо­гая индивиду найти смысл жизни в оказа­нии помощи другим людям, добиться тако­го состояния, когда ощущение принадлеж­ности к социальной общности не покидало бы старого человека (24, 37).

Наибольший вклад в развитие геронто-психологии, собственно психологической кон­цепции старости внесла теория Эрика Эрик-сона о восьми стадиях развития личности. Для каждой стадии жизненного цикла ха­рактерна специфическая задача, которая выдвигается обществом, и каждая стадия имеет определенную цель в достижении того или иного социально-ценного качества (65).

Восьмая стадия жизненного пути — ста­рость — характеризуется достижением но­вой, завершенной формы эго-идентичности. Человек, который проявил заботу в отно­шении людей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в родителе детей и создателе вещей и идей обретает высший уровень целостности лич­ности. Э. Эриксон отмечает несколько со­ставляющих такого состояния души: это всё возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмыс­ленности; это любовь человеческой лич­ности как переживание мирового порядка и дгуталтего лмыспз лулпжлтолу лкиаад, «йаг-висимо от того, какой ценой они достига­ются; это принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающе­гося в замене; это новая, отличная от преж­ней, любовь к своим родителям; это прияз-

ненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том ви­де, как они проявлялись в человеческой культуре. Задача человека пожилого возрас­та, по Эриксону, состоит в том, чтобы до­стичь целостности развития своего Я (Ego), уверенности в смысле жизни, а также гар­монии, понимаемой как сущностное каче­ство жизни отдельного индивида и всей Вселенной. Гармония противостоит дисгар­монии, воспринимаемой как нарушение целостности, которое ввергает человека в состояние отчаяния и уныния. Осуществле­ние этой задачи приводит человека к «ощу­щению чувства тождества с самим собой и длительности своего индивидуального су­ществования как некоей ценности, кото­рая, даже в случае необходимости, не долж­на быть подвергнута никаким изменениям». Отчаяние может иметь место лишь в случае осознания жизненной неудачи и отсутствия времени для исправления ошибок. Отчая­ние и недовольство самим собой у пожило­го человека часто проявляются через осуж­дение поступков других, особенно молодых людей. По Э. Эриксону, достижение чувства полноты жизни, исполненного долга, муд­рости возможно в старости лишь в случае позитивного прохождения предшествую­щих стадий, Ecjihl главнейшие задачи пред­шествующих возрастов не были реализова­ны, старость сопровождается разочарова­нием, отчаянием и страхом смерти (65).

Теория Э.Эриксона вызвала огромный интерес у психологов и позднее была рас-

ширена Р. Пеком(120). Р. Пек считал, что для достижения «успешной старости» чело­век должен решить три основные задачи, охватывающие три измерения его личности.

Во-первых, это дифференциация, это трансценденция против поглощенности роля­ми. В ходе профессиональной деятельности человек поглощен ролью, диктуемой про­фессией. Пожилые люди в связи с выходом на пенсию должны определить для себя целый набор значимых видов деятельности так, чтобы их время было целиком заполнено различными видами активности. Если люди определяют себя только в рамках своей ра­боты или семьи, то выход на пенсию, смена работы или уход детей из дома вызовут та­кой прилив отрицательных эмоций, с кото­рыми индивидуум может не справиться.

Во-вторых, это трансценденция тела против поглощенности телом — измерение, имеющее отношение к способности инди­видуума избегать чрезмерного сосредоточе­ния на все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которыми со­провождается старение. По мнению Р. Пека, старые люди должны учиться справляться с ухудшением самочувствия, отвлекаться от болезненных ощущений и наслаждаться жизнью прежде всего через человеческие отношения. Это позволит им «шагнуть» за пределы поглощенности своим телом.

И, наконец, трансценденция эго против поглощенности эго — измерение, имеющее особое важное значение в старости. Старые люди должны понимать, что, хотя смерть

неизбежна и, возможно, не так уж далека, им будет легче, если они будут сознавать того, что они внесли вклад в будущее через воспитание детей, через свои дела и идеи. Люди не должны предаваться мыслям о смерти (или, как это формулирует Р. Пек, не должны погружаться в «ночь эго»). Со­гласно теории Э. Эриксона, люди, которые встречают старость без страха и отчаяния, переступают через близкую перспективу соб­ственной смерти благодаря участию в моло­дом поколении — наследие, которое их пере­живет (120).

Подобно стадиям Э. Эриксона, ни одно из измерений Р. Пека не ограничивается средним возрастом или старостью. Реше­ния, принятые в начале жизни, выступают в качестве строительных блоков, из кото­рых складываются все решения взрослого человека, а люди среднего возраста уже на­чинают разрешать проблемы грядущей ста­рости (29).

ГЛАВА 3

Характеристика личности в старости

Проблема изменения ядра личности в старости является одной из более дискусси­онных в геронтопсихологии. Ранние взгля­ды, основанные на теоретических представ­лениях и наблюдениях за стариками, отста­ивали нарастание негативных личностных характеристик в старости: раздражитель­ности, ригидности, проявления реакцион­ных социальных и политических установок.

Экспериментальные исследования лич­ности в старости стали осуществляться с начала тридцатых годов. В основе этих ис­следований лежал метод возрастных по­перечных срезов. Подробный обзор этих ранних работ приведен в работе Н.Ф.Шах­матова (63). Он описал исследования Э. Крепелина, в которых показано нараста­ние эгоцентризма, упрямства и подозри­тельности в старости как предвестников бу­дущих болезненных изменений в позднем возрасте в форме старческой деменции. Уп­рямство пожилых людей Э.Крепелин объ­яснял затруднением хода мыслей, «упадком энергии». Другие авторы объясняли потерю оригинальности, утрату индивидуальности в старости снижением уровня мышления в

этом возрасте. В работах того времени по­вторяются рассуждения о консерватизме стариков, замкнутости, пессимизме, недо­верчивости, подозрительности, иждивенче­стве и обидчивости (63).

Эти данные относятся к ранним психо­логическим исследованиям личности. Более поздние зарубежные исследования, осно­ванные на лонгитюдном методе, изменений ядра личности в старости не обнаружили (149). Так, в широкомасштабном сиэтлском лонгитюдном исследовании Шайи с соав­торами (133) не обнаружили значимого на­растания ригидности в старости ни в лич­ностной, ни в познавательной сфере.

Другие современные лонгитюдные ис­следования подвергли сомнению факт на­растания осторожности и неуверенности в себе в старости (81). Эти исследования по­казали, что осторожность стариков обуслов­лена не боязливостью или неуверенностью, а их высокими требованиями к точности собственных ответов. Оказалось, что изме­нение инструкции, побуждающее стариков смело и открыто выдвигать различные пред­положения, практически уравнивало про­явление осторожности у молодых и старых испытуемых (79, 117). Ботвиник (81) по­строил ситуацию исследования таким обра­зом, что решение, не предполагающее рис­ка, было вообще недостижимо (т.е. нельзя было не рисковать). В этой ситуации воз­растные различия в проявлении осторож­ности исчезали. В приведенном исследова­нии старых людей просили дать совет моло-

дым людям и сверстникам по поводу при­нятия решения в ситуации риска. Интерес­но, что при этом старые люди рекомендова­ли проявлять осторожность только моло­дым (81).

Новейшие психологические лонгитюд-ные исследования личности, использовав­шие процедуру факторного анализа для ис­следования вероятности сохранности ядра личности в старости, подтвердили гипотезу о стабильности личностных черт (88, 94, 96). Этот вывод был подтвержден генетически­ми исследованиями с использованием близ­нецового метода (146), которые доказали, что на проявление таких черт, как эмоцио­нальность, общительность и активность, значительно большее влияние оказывает ге­нетический фактор, и с возрастом они ока­зываются практически неизменными. Более того, старые люди способны также глубоко и полно переживать и понимать чувства, однако внешне эмоциональная экспрессия может быть меньше выражена (93).

В противовес экспериментальным пси­хологическим исследованиям классические теоретические модели взросления Э.Эрик-сона (65) и К. Юнга (100) основываются на качественном различии ведущих черт лич­ности на разных стадиях старения. Положе­ние Э.Эриксона, что старость характеризу­ется дихотомией черт «интегративность — отчаяние», в большей мере принято, чем лю­бые другие теоретические концепции и от­дельные экспериментальные исследования. Однако психологи понимают, что это упро-

щенная модель, принимая во внимание, что, по Э. Эриксону, поздний возраст очень велик — от 65 до 95 лет (149). Клиницисты вообще отвергают модель Э.Эриксона как основу для изучения успешной адаптации к старению. Мнение клиницистов по поводу изменения личности в старости отличается от мнения психологов, но, несомненно, за­служивает специального рассмотрения.

Выводы клиницистов в целом поддер­живают положение об общей дефицитар-ности старения и старости. Используя в ос­новном метод беседы или интервью (108), клиницисты утверждают, что нарастание ригидности в старости приводит к затруд­нению принятия решений и проблемам вза­имодействия пожилых с другими людьми. При этом отмечается, что нарушения лич­ностных черт очень трудно диагностиро­вать, прежде всего потому, что черты лич­ности связаны между собой в единой струк­туре и мы имеем дело не с изменением отдельных черт, а с изменением личности в целом. При этом если болезни личности (акцентуации) имели место в ранних воз­растах, то в старости они усугубляются. Речь идет об описанных в клинических исследо­ваниях «заострениях» личностных черт в старости. Последние были описаны еще Э.Крепелином: предполагается, что в ста­рости за счет собственно возрастных изме­нений происходит сдвиг в негативную сто­рону присущих ранее человеку черт харак­тера. Такие положительные качества, как бережливость, упорство, осторожность, при-

обретают новую форму в виде скупости, уп­рямства, трусливости. При этом некоторые клиницисты утверждают, что подобные не­гативные черты характера определяют пове­дение каждого пожилого человека, карди­нально меняя его психосоциальный статус, при этом они подчеркивают, что эти прояв­ления могут быть следствием начинающе­гося возрастно-органического процесса (63). Однако клинические исследования не дают однозначного ответа по поводу неизбеж­ности «заострения» личностных черт в ста­рости. В своем фундаментальном обзор­ном исследовании «Психическое старение» Н.Ф.Шахматов делает вывод о том, что в старости не происходит какого-либо изме­нения личностных характеристик — ни нрав­ственные, ни социальные качества личнос­ти не утрачиваются. Если же изменения происходят, то это свидетельствует о нали­чии возрастно-органического процесса, не­благоприятные проявления которого имеют отношение к центральной нервной системе. Различного рода заострения черт характера, так же как и впервые выявляющиеся нега­тивные изменения личности в старости, яв­ляются симптомами собственно возрастных психозов позднего возраста. Подобная симп­томатика выступает в качестве первого, ча­ще всего начального признака этих психо­зов. Однако она также может выявляться и на стадии развернутых проявлений этих форм неблагоприятного психического ста­рения. Вне этого все, что составляет инди­видуальность человека, его личную и соци-

альную ценность и значимость, не претер­певает в старости каких-либо изменений (63). Таким образом, ранние и поздние пси­хологические и клинические исследования, теоретические концепции, наблюдения не дают однозначного ответа по поводу того, происходит ли изменение ядра личности в старости. Большая сложность этой пробле­мы обусловлена тем, что в ряде случаев происходит смешение влияния болезни и собственно возрастного фактора на измене­ние личности. К тому же трудно дифферен­цировать эффекты, накапливаемые в тече­ние жизни, от влияния собственно старос­ти. В связи с этим в ряде исследований была сделана попытка не столько разре­шить проблему изменения — сохранности личности в старости, сколько снять ее. Эти исследования показали, что в старости ядро личности остается неизменным, но некото­рые частные диспозиции и установки могут меняться. К последним, в частности, отно­сятся способы совладания с трудностями, формы психологической защиты (77, 103). В целом анализ зарубежных исследований особенности личности в старости позволяет сделать следующий вывод: в настоящее вре­мя не получено убедительного эксперимен­тального доказательства изменения лич­ностных черт в старости. Все полученные данные подчеркивают большое влияние на изменение личности исторических и куль­турных факторов и сложность выделения собственно возрастного фактора в измене­нии личности. Таким образом, проблема сохранности личности в старости остается открытой.

В отечественной психологии эта пробле­ма рассматривается в контексте отношения людей к своему старению. Так, различные формы поведения пожилых людей в одно­типных ситуациях отражают особенности реагирования на собственное старение. Имен­но эта сторона психической жизни челове­ка определяет его отношение к личным по­терям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего. Иными словами, перед каждым человеком в старости встает вопрос о выработке отно­шения к собственной старости. По данным отечественных геронтологов, ни хорошее здоровье, ни сохранение деятельного обра­за жизни, ни высокое общественное поло­жение, ни наличие супруги и детей не явля­ются залогом и гарантией осознания ста­рости как благоприятного периода жизни. При наличии этих признаков, каждого в от­дельности и вместе взятых, пожилой чело­век может считать себя ущербным и пол­ностью не принимать свое старение. И на­оборот, при плохом физическом здоровье, скромном материальном достатке, одино­честве пожилой человек может находиться в согласии со своим старением и будет в со­стоянии увидеть положительные стороны своего старческого бытия, испытывая ра­дость (63, 67). Как отмечал Н.Ф.Шахматов, отношение к собственному старению — ак­тивный элемент психической жизни в ста­рости. В оформлении этого чувства определяющими являются моменты осознания фак­та физических и психических возрастных изменений, признание естественности ощу­щений физического нездоровья. На после­дующих этапах старения отношение к про­должающим выявляться новым изменени­ям в физическом статусе находится уже под воздействием сформировавшейся новой жиз­ненной позиции, нового уровня самосозна­ния. Эта новая позиция формируется за счет установившихся новых отношений по­жилого человека с его окружением, но в большей степени зависит от него самого. Принятие собственной старости есть ре­зультат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценнос­тей (63). При этом отсутствует депрессив­ная проекция на прошлое, нет ретроспек­тивного «разматывания» пережитых в про­шлом конкретных событий с идеями или намеком на идеи самообвинения. Отсутст­вуют попытки найти виноватого или ви­нить себя в неправильной (с сегодняшней точки зрения) прожитой жизни. Как из­вестно, депрессивные расстройства не вы­ходят из круга повторяющихся и застывших представлений о виновности, собственной бесчувственности и в целом характеризуют­ся пониженной психической энергетикой. У пожилых людей этой группы, напротив, идет активный мыслительный процесс, на­правленный на решение вопросов «позна­ния собственного существования», «позна­ния себя», т.е. вопросов, составляющих содержание жизни человека. Именно при этом варианте психического старения имеется полное согласие с самим собой, согласие с внешним миром, согласие с естественным ходом событий и, наконец, согласие с не­минуемостью завершения собственной жиз­ни. По мнению Н.Ф. Шахматова, такая по­зиция в отношении собственной старости в большей мере способствует сохранности личности в этом возрасте (63).

В то же время в отечественной геронтологической литературе описаны варианты неадекватных установок в отношении соб­ственной старости, вплоть до полного не­приятия ее. В качестве таких вариантов опи­сывают регрессию (возвращение к прошлым формам поведения, проявляющееся в фор­ме «детского» требования помощи, незави­симо от состояния здоровья), добровольную изоляцию от окружающих (пассивность и минимальное участие в общественной жиз­ни), бунт против процессов старения (отча­янные попытки сохранить уходящую зре­лость, выражающиеся в манере одеваться, сексуальном поведении, проведении досу­га) (67). При неадекватном отношении к старости у пожилых людей возникает ощу­щение неудовлетворенности жизнью, оску­дение чувств, что вместе с хроническим не­домоганием и прогрессирующей утратой интереса к окружающему провоцирует не­гативные изменения личности в форме «за­острения» личностных черт (63).

Проблема изменения — сохранности об­щего личностного профиля остается дискуссионной. Другой актуальной и обсуж­даемой проблемой является проблема со­хранности — изменения отдельных диспози­ций личности. Их исследования носят спо­радический, бессистемный характер. 'Так, изучая структуру потребностей пожилых людей, К.Рощак обнаружил, что сам ком­плекс потребностей не претерпевает прин­ципиальных изменений у пожилых по срав­нению с людьми зрелого возраста. Специ­фика изменений заключается в динамике их структуры: потребности пожилых сме­щены в определенном направлении. Такие потребности, как потребность в творчестве, любви, весьма значимые для людей зрелого возраста, имеют в структуре потребностей пожилых незначительный «удельный вес». На первое место в структуре потребностей пожилых выходят: потребность в избегании страданий, потребность в автономии и не­зависимости, потребность в проецировании других своих психических проявлений (по­требности приведены в порядке их значи­мости). Другая особенность потребностной сферы пожилых проявляется в появлении «сдвоенных» потребностей. Так, потреб­ность в избегании страданий выступает как «двойная», соединяя в себе потребность в избегании страданий и беспокойство, кото­рое тоже становится потребностью. Причи­ной появления «двойной» потребности яв­ляется чрезмерное усиление потребности в избегании страдания. Ее непомерное раз­растание приводит к возникновению свое­образного механизма ее реализации в виде потребности в беспокойстве. Общая картина состояния потребностей пожилого человека заключается в том, что возникает определен­ная дисгармония в проявлении потребнос­тей: они как бы расходятся по полюсам, «выпячивая» отдельные потребности, нару­шается «динамика равновесия» потребнос­тей, что затрудняет общий процесс саморе­гуляции. В этих условиях возникают «пери­ферические» механизмы, предназначенные для реализации отдельных потребностей. Так, стремление к шаблонизации выступает как средство осуществления потребности в постоянстве, проявление упрямства — как путь защиты собственной независимости. Таким образом, иерархия потребностей в старости преобразуется таким образом, что происходит как бы «децентрализация» ее отдельных звеньев (49).

К. Рощак обнаружил тендерные разли­чия в характеристике потребностной сферы у пожилых мужчин и женщин. Оказалось, что у женщин значительной силы достигает потребность в охране и заботе о других (преж­де всего родственников); женщины имеют достаточно стабильный, жесткий, с элемен­тами консерватизма взгляд на жизнь, у них больше выражена внутренняя интегриро-ванность. У мужчин выделяется потреб­ность в личной и материальной автономии, независимости; они в большей мере, чем женщины, склонны проецировать свой внут­ренний мир на других людей; у них ярче проявляется тенденция к авторитаризму и эгоцентризму (49).

Интересная модель динамики потреб­ностей была выделена В.В. Болтенко на ос­нове исследования пожилых людей, нахо­дящихся в домах-интернатах. Эта модель ассоциирована с иерархией потребностей Аб­рахама Маслоу, согласно которой нижний базовый уровень иерархии составляют фи­зиологические потребности, выше — по­требности в безопасности и самосохране­нии, третий уровень иерархии — потреб­ности в любви и признании, четвертый — в самоутверждении и высокой оценке и, на­конец, вершину иерархии образует потреб­ность в самоактуализации. Согласно утверж­дению В. В. Болтенко после выхода человека на пенсию происходит постепенное «свер­тывание» пирамиды потребностей, начиная с вершины (10).

Первый этап обусловлен теми обстоя­тельствами, что с момента выхода на пен­сию до поступления в дом-интернат преста­релые сохранили профессиональные уста­новки. В новой ситуации у них оживляется и доминирует потребность в самоутвержде­нии, что достигается благодаря участию в трудовых процессах и общественной дея­тельности. В целом у престарелых на этом этапе общение полноценное, так как в его основе лежит эмоциональное отношение друг к другу. Оно опосредует трудовую дея­тельность, которая является ведущей.

На первом этапе завышенная самооцен­ка социального значения прошлого и на­стоящего в качестве защитного механизма противопоставляется сознанию ослабевшей способности к труду. У стариков новые ценности не формируются, но приобретен­ные обладают побудительной силой. Такое явление представляется как «самоактуали­зация» ценностей.

Второй этап наблюдается у престарелых, не занятых систематическим трудом и не имеющих постоянных обязанностей. Мно­гие из них выполняют эпизодические не­сложные поручения. Преобладающая их ак­тивность выражается в основном в том или ином способе проведения досуга и в обще­нии. Круг интересов сужается, в общении преобладают разговоры на бытовые темы. В личности пожилого трудно распознать прежние профессиональные качества.

Одинаковые условия проживания, как бы уравнивающие разных людей между со­бой и грозящие нивелировке их индивиду­альности, актуализируют потребность в само­утверждении. Оживляется самопознание, обращенное в основном в прошлое. Отсюда частое непонимание других, неприятие но­вого, конфликты.

Таким образом, деятельностью на вто­ром этапе старения является общение, а движущей потребностью — стремление ут­вердить свою индивидуальность.

Своеобразие активности, которое состав­ляет третий этап старения, наблюдается у лиц с ограниченной подвижностью. Их ак­тивность выражается в основном в самооб­служивании. Отказ от полезной деятельности и отдельных несложных поручений объясняется плохим самочувствием или боязнью его ухудшения. Для престарелых характер­ны жалобы на плохое медицинское обслу­живание, неудовлетворительное питание. Они стараются избавлять себя от лишних нагрузок, не смотреть телевизор, не читать, не утомлять себя лишними разговорами. Общение их в целом не избирательное, ог­раничено в основном соседями по палате, выражается в ситуативных контактах (в сто­ловой, при встречах на лестнице) и реали­зуется в формальных эталонах. На этом фоне личностную значимость имеют только лица, оказывающие им помощь в обслужи­вании, и медицинский персонал. У старых людей этой группы актуальна потребность в заботе со стороны окружающих, поэтому принимается лишь тот объект общения, ко­торый может быть полезен, от которого можно ждать помощи. Фиксированные пере­живания, связанные с чувством неблагопо­лучия, упадка сил, тревога, вызванная из­менением состояния здоровья, становятся основным содержанием сознания.

На этом этапе здоровье выступает как единственная ценность, которая мотивиру­ет деятельность по сохранению и поддержа­нию физического состояния. Активность по сохранению себя как «индивидуума» де­терминируется изменившимися физически­ми возможностями при резком обеднении личности — внутренняя позиция эгоцент­ричная, пассивно-избирательная, ориенти­рованная на полезность объекта для себя.

На четвертом этапе старения престаре­лые нуждаются в обслуживании со стороны персонала. Для них характерно отсутствие какой бы то ни было целенаправленной де­ятельности, отсутствует эмоциональное от­ношение к чрезвычайным событиям своей жизни. Общение становится незначимым. Отгороженность, замкнутость, пассивное созерцание реальности характерны для этой группы. Вторая особенность состоит в по­ложительной оценке своего настоящего. Ос­нованием для этого служит удовлетворение элементарных базисных потребностей в пи­ще, тепле, чистоте.

Таким образом, на четвертом этапе смыс­лом жизни становится сохранение самой жизни, что обеспечивает выдвижение на первый план потребности в безопасности и самосохранении.

На пятом этапе происходит обнажение потребностей витального уровня (еда, по­кой, сон). Это касается сильно одряхлев­ших престарелых, нуждающихся в постоян­ном уходе. Эмоциональность и общение у них практически отсутствуют, они безучаст­ны и равнодушны к окружающему. Наблю­дается полное отстранение от своего Я, от­сутствие личностного отношения к прошло­му. Однако отдельные фрагменты, образы, в основном из раннего периода жизни, больные рассказывают оживленно, с эмо­циональной окраской, сообщая подробные детали случая. Из более поздних периодов жизни называются отдельные факты в фор­ме ответа на вопрос, что свидетельствует о

сохранности памяти и на более поздние со­бытия. Основное содержание их внутрен­ней жизни составляет багаж памяти, каким бы скудным он ни был. На последней пятой стадии личность разрушена. Активность фрагментивна, нецелесообразна. Сознание лишено ценностно-смысловой оси в ре­зультате угасания эмоций, разрушения сис­темы отношений, отсутствуют характерис­тики шкал самооценки (10).

В своем исследовании В.В.Болтенко по­казал, что описанные типы активности, расположенные по мере ее угасания, можно рассматривать как фазы единого нарастаю­щего процесса старения. Постепенное вы­холащивание предметности из мотивацион-ной сферы как психологический механизм лежит в основе смены этапов старения (10).

Многолетнее исследование, проведен­ное В.В. Болтенко в условиях дома-интер­ната, позволили охарактеризовать динами­ку изменения личности в старости не толь­ко со стороны иерархии мотивов. Автор показал, что в случае стратегии старения по типу «замкнутого контура» (единственно возможной в условиях домов-интернатов) происходит постепенное сужение самосо­знания. Тот факт, что самооценка в геронтогенезе в целом не снижается, объясняется, с одной стороны, нарастающей некритич­ностью вследствие нарастающего органи­ческого процесса, с другой стороны — пси­хологической защитой, не допускающей осознания своей малоценности и проник­новения в сознание признаков, угрожающих самооценке. Наличие психологической защиты, непременно предполагающей со­хранность положительного отношения к самому себе, свидетельствует о личностной реакции на происшедшие в себе измене­ния. Психологическая защита в старости строится на основе сохранных качеств, кото­рым придается большой личностный смысл, что способствует самоутверждению и по­зволяет сохранить высокую самооценку. Доминирующий смысл несет в себе насы­щенную эмоциональную окраску, напря­женное отношение. В процессе старения в условиях дома-интерната сужение системы ценностей происходит за счет актуализа­ции, а затем отмирания приобретенных со­циальных качеств. Первоначально труд це­нен для престарелых как средство реализа­ции своих способностей, затем становится ценной сама способность выполнять труд: трудовые процессы превращаются в демон­страцию и способ подтверждения сохран­ности этой способности. Труд становится нерегулярным, эпизодическим. Состояние здоровья, всегда выступавшее лишь как внутреннее условие для деятельности и не являющееся личностной характеристикой, вдруг становится центром самосознания и основным ориентиром в обедненной систе­ме ценностей. Начиная с этого момента личность утрачивает социальные качества, индивидуальность нивелируется, и человек не умирает, но уже перестает жить. Возврат к социальным ценностям, как правило, не

происходит, так как единственной ценнос­тью остается сама уходящая жизнь (10).

В целом надо отметить, что существует достаточно мало фундаментальных отечест­венных исследований личности пожилого человека. В настоящее время широко дек­ларируются идеи поступательного развития личности в течение всей жизни, продуктив­ного старения, возможности счастливой старости, которые могут быть обеспечены включением защитных, естественно образу­емых (при активном поиске смысла в новой жизни и включении в определенные соци­альные связи и виды деятельности) и спе­циально моделируемых компенсаторных механизмов. Однако последние оказываются в меньшей степени изученными и экспери­ментально исследованными. Здесь в качест­ве примера можно привести исследования К.А. Страшниковой и М.М. Тульчинского, утверждающих, что одним из проявлений процесса реституциализации в старости яв­ляется формирование мотива деятельности с эстетической направленностью. В другом исследовании утверждается, что социальная адаптация пожилых людей осуществляется за счет включения следующих защитных механизмов: проявления высокой степени позитивности личностной и социальной идентичности, приписывания положитель­ных личностных качеств при игнорирова­нии неблагоприятных данных о себе, замы­кания интересов на проблемах узкого соци­ального пространства [цит. по (40)].

Что касается особенностей Я-концепции в позднем возрасте, то имеющиеся ра­боты по данной проблеме содержат весь­ма противоречивые сведения. В одних вы­сказывается мнение о том, что с возрастом Я-концепция становится все более негатив­ной, самооценка снижается, растет число людей, не удовлетворенных своей жизнью, в других отмечаются противоположные фак­ты. Такая разнородность в результатах экс­периментальных исследований, вполне ве­роятно, обусловлена реальным, внутренне противоречивым характером психологичес­кого старения, который находит свое отра­жение, в частности, в Я-концепции челове­ка, обусловливая ее качественное своеобра­зие и разнонаправленные тенденции (40).

О.Н. Молчановой было показано, что с возрастом наряду с общим снижением цен­ности Я и отдельных его аспектов будет проявляться и другая тенденция, названная автором психологическим витауктом, которая представляет собой процессы, стабилизи­рующие деятельность субъекта, компенси­рующие нарастание негативных характерис­тик, уберегающих систему Я от разрушения. Проведенные О.Н. Молчановой исследова­ния показали, что люди старческого возрас­та по сравнению с представителями других возрастов обнаружили наивысшие оценки по шкале «социальные контакты» (методи­ка «Кто Я?»). Выявленный рост самооценок по шкале «удовлетворенность работой» (для работающих пенсионеров) и «участие в труде» (для неработающих) соответствует много­численным данным, устанавливающим факт повышения с возрастом удовлетворенности работой. Ориентация на труд, высокие оцен­ки своей трудовой деятельности не только не исчезают с прекращением работы, но да­же возрастают. Однако у лиц позднего воз­раста оценки, относящиеся к деловой сфе­ре, часто носят ретроспективный характер. Обращение к прошлому трудовому опыту может свидетельствовать не только о силе и устойчивости выработанных за прожитую жизнь стереотипов, но и о затруднениях в адаптации к условиям «незанятости», а так­же о желании сохранить, поддержать свой прежний статус, компетентность (40).

В целом О.Н. Молчанова выявила, что к позднему возрасту наряду с общим сниже­нием уровневых характеристик самооценки нарастают факторы компенсации, способ­ствующие длительному поддерживанию ста­бильности Я-концепции, которые можно назвать психологическим витауктом: а) на­личие у испытуемых позднего возраста вы­соких позиций реальной самооценки по ря­ду параметров; б) фиксация на позитивных чертах своего характера; в) снижение идеаль­ных и достижимых самооценок, а также их сближение с реальной самооценкой; г) от­носительно высокий уровень самоотноше­ния; д) признание своей позиции удовле­творительной (даже если она крайне низ­ка); е) ориентация на жизнь детей и внуков; ж) ретроспективный характер самооценки. И наконец, в позднем возрасте обнаружи­ваются резко выраженные индивидуальные вариации особенностей Я-концепции (40).

Последнее представляется нам особенно важным. Вероятно, недостаток надежных исследований в области изменений личнос­ти объясняется широким диапазоном инди­видуальных различий в проявлениях при­знаков старения, различными индивидуаль­ными стратегиями адаптации к старости.

В соответствии с высказанной нами вы­ше точкой зрения существует две стратегии адаптации к старости: сохранение себя как индивида и сохранение себя как личности. Они определяют факт и характер личност­ных изменений в старости.

В соответствии с первой стратегией адап­тации (сокращение социальных связей с миром) картина эмоциональных пережива­ний приобретает специфическую, старчес­кую окраску, характерную для сенсорной депривации. Постепенная утрата значимых глубоких социальных связей проявляется в двух важнейших особенностях психической жизни: снижении поведенческого контроля и «истощении» чувствительности. Созна­тельная регуляция поведения необходима лишь для социального бытия и осмыслена с точки зрения общения с другими. Ослабле­ние поведенческого контроля определяет нарастание эгоцентричности в старости, убеж­денности стариков в неоспоримой справед­ливости их позиции и, как следствие, амби­циозности, обидчивости и нетерпимости к возражениям, ригидности, догматизма, мни­тельности. Недооценка пожилыми людьми значимости сознательной регуляции своего поведения в отношении с окружающими

ведет к снижению эмоционального контро­ля и произвольности поведения и, как след­ствие, к постепенной утрате этих навыков. Снижение функций детерминации и само­регуляции закономерно приводит к «заост­рению» личностных черт: постепенному перерастанию осторожности в подозритель­ность, бережливости в скупость, а также появлению консерватизма стариков, их бе­зучастного отношения к настоящему и бу­дущему. Типичным для данной стратегии старения является стирание тендерного про­филя личности (129).

Однако «заострение» личностных черт является лишь постепенно проявляющимся следствием выбора стратегии адаптации по принципу «замкнутого контура». Централь­ным моментом психологической адаптации является направленное изменение семанти­ки информации, что проявляется в оценке самочувствия и настроения, а также фильт­рация информации на всех этапах ее движе­ния (включая ее подавление на сенсорном уровне и гамму мнестических процессов, где главную роль играет механизм забыва­ния). Эта система информационной защи­ты участвует в формировании концептуаль­ной модели реальной действительности, по которой и строится адаптационный про­цесс. Стратегия адаптации по «замкнутому контуру» предполагает несколько индиви­дуальных вариантов: согласно их концепту­альным моделям мир видится пожилым лю­дям как неясный, непредсказуемый, иногда угрожающий, гибельный. В любом из этих вариантов концептуальной модели (даже в наиболее позитивном из них) пожилой че­ловек не «владеет» этим миром, социально не причастен ему, перспектива его собст­венной жизни не зависит от него самого, а стратегия его поведения наиболее полно описывается житейским понятием «дожи­вать свой век». В этом смысле суть иска­ний и притязаний пожилого человека в данной стратегии адаптации расценивается как стремление приспособиться к жизни, которую он не принимает, и одновременно желание по возможности отдалить конец своего существования. Характерный для стариков отлет сознания в прошлое имеет особое значение — в данном варианте ста­рения люди просто живут в прошлом, где все было ясно, потому что они сами стро­или свою жизнь и влияли на жизнь других. Пребывание в воспоминаниях помогает от­влечься от неясного настоящего и не думать о будущем, в котором они не видят ничего, кроме умножения физических страданий-, грядущей немощи, неизбежной смерти. За­метим, что в этой стратегии адаптации, на­правленной на сохранение себя как инди­вида, разрыв временной связи между про­шлым, настоящим и будущим выступает как защитный элемент стратегии, существен­ный компонент концептуальной модели ре­альной действительности. Эмоциональные переживания как субъективная сторона этой своеобразной концептуальной модели дей­ствительности направлены на защиту по­жилого человека от неуправляемой реальной жизни и на стабилизацию его психи­ческих состояний и функций. По мнению Г.С.Абрамовой, эгоистическая стагнация в старости характерна для тех стариков, кото­рые отказались от собственной экзистен­ции, от собственных проявлений духа и по­грузились не в глубины собственного Я, а замкнулись на плоскости прошлого и пре­рвали связь с настоящим (1).

У людей, избравших в старости цель со­хранения себя как личности, сохранения системы социальных связей, считающих не­обходимым для себя и важным для других передачу своего жизненного опыта, лич­ность в старости не претерпевает сущест­венных изменений. Принятие ими состоя­ния старости, открытие в нем нового смысла во многом обусловливает особую структуру эмоциональных переживаний этих пожи­лых людей, поскольку смысл жизни именно переживается как «причастность жизни и эти переживания относительно независимы от внешних и внутренних обстоятельств жизни» (56).

Сравнение эмоциональных переживаний пожилых людей, характеризующихся аль­тернативными стратегиями адаптации к ста­рости, показывает, что стратегия сохране­ния себя как индивида сопряжена со сбере­жением эмоциональных ресурсов, в то время как стратегия сохранения себя как личности предполагает относительно большие возмож­ности траты эмоциональных ресурсов. Как отмечает Р.М.Грановская, если порыв к продолжению социальной активности си лен, то он провоцирует отрыв от реальности даже в область возможности тратить эмоци­ональную энергию, и те, кто долго наслаж­дается жизнью в старости, — это активные личности, а не скупцы, малотратящие свои чувства и силы на действие (18).

Н.Ф.Шахматов, описывая подобную стра­тегию старения, отмечал, что сознание по­жилых людей в этом случае отличается ори­ентировкой на настоящее и отсутствием депрессивной проекции на прошедшее. Для личности этих пожилых людей характерна тенденция к пересмотру прошлых активных целевых установок, правил и убеждений. Подобное отношение к самому себе и окру­жающему представляет для пожилого чело­века новую ценностную жизненную уста­новку. Такая стратегия старения определяет качественную сохранность личности и со­гласованность отношений к прошлому, на­стоящему и будущему (63).

Обзор изменения личностных проявле­ний в старости делает чрезвычайно актуаль­ной для геронтопсихологии проблему типо­логии старения. Попыток описания типов старения было сделано очень много. Здесь будут приведены наиболее известные из них. В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости: 1) старик-негативист, отрицающий у себя какие-либо при­знаки старости; 2) старик-экстравертированный, признающий наступление старости через внешние влияния и наблюдение за изменениями (выросла молодежь, расхож­дение с нею во взглядах, смерть близких, изменение своего положения в семье, измене­ния-новшества в области техники, социаль­ной жизни и т.д.); 3) интровертированный тип, для которого характерно острое пере­живание процесса старения. Человек не про­являет интереса к новому, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен, стремится к покою и т.п. [цит. по (17)].

И.С. Кон выделяет следующие социаль­но-психологические виды старости. Пер­вый тип — активная творческая старость, когда ветераны, уходя на заслуженный от­дых, продолжают участвовать в обществен­ной жизни, воспитании молодежи и т.д., живут полнокровной жизнью, не испыты­вая какой-либо ущербности. Второй тип старости характеризуется тем, что пенсио­неры занимаются делами, на которые рань­ше у них просто не было времени: самооб­разованием, отдыхом, развлечениями и т.п. То есть для этого типа стариков характерны тоже хорошая социальная и психологичес­кая приспособляемость, гибкость, адаптация, но энергия направлена главным образом на себя. Третий тип (это преимущественно женщины) находит главное приложение своих сил в семье. А поскольку домашняя работа неисчерпаема, то женщинам, зани­мающимся ею, просто некогда хандрить, скучать. Однако, отмечают психологи, удов­летворенность жизнью у этой группы лю­дей ниже, чем у первых двух. Четвертый тип — это люди, смыслом жизни которых становится забота о собственном здоровье. С этим связаны и разнообразные формы

активности, и моральное удовлетворение. Вместе с тем обнаруживается склонность (чаще у мужчин) к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повы­шенная тревожность [цит. по (17)].

Наряду с выделенными благополучны­ми типами старости И.С. Кон обращает внимание и на отрицательные типы разви­тия: а) агрессивные старые ворчуны, недо­вольные состоянием окружающего мира, кри­тикующие все, кроме самих себя, всех по­учающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями; б) разочаро­ванные в себе и собственной жизни, одино­кие и грустные неудачники, постоянно об­виняющие себя за действительные и мни­мые упущенные возможности, делая себя тем самым глубоко несчастными.

Довольно широко в мировой психологи­ческой литературе поддерживается класси­фикация, которую предложила Д.Б. Бром-лей. Она выделяет пять видов приспособле­ния личности к старости [цит. по (17)]:

1) Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешенны, имеют хо­рошее настроение, удовлетворены эмоцио­нальными контактами с окружающими людь­ми. Они в меру критичны по отношению к себе и вместе с тем весьма терпимо отно­сятся к другим, к их возможным недостат­кам. Не драматизируют окончание профес­сиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни, а возможность смерти трактуют как естественное событие, не вы-

зывающее печали и страха. Не пережив в прошлом слишком много травм и потрясе­ний, они не проявляют ни агрессии, ни по­давленности, имеют живые интересы и по­стоянные планы на будущее. Благодаря своему положительному жизненному ба­лансу они с уверенностью рассчитывают на помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых и старых людей довольно высока.

2) Отношение зависимости.Зависимая личность — это человек, подчиненный кому-либо, зависимый от супружеского партнера или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.

3) Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Люди данного типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими проблемами, сомнениями. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, они их не выражают. Защитным механизмом, который они используют против страха смер­ти и обездоленности, является их актив­ность «через силу», постоянная подпитка внешними действиями. Люди с оборони­тельным отношением к наступающей ста­рости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу.

4) Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, т.к. используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.

5) Отношение враждебности человека к

самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посы­лает им судьба. Невозможность удовлетво­рить потребность в любви является причи­ной депрессий, претензий к себе и печали. С этими состояниями соединяются чувства одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалис­тично: завершение жизни, смерть трактует­ся этими людьми как избавление от страда­ний [цит. по (17)].

К. Рощак (49) представил типологию старения, основываясь на эксперименталь­ном изучении потребностной сферы пожи­лых людей методом ГАТ и дополнительных исследованиях (анкеты, интервью, анализ биографических данных, экспертной оцен­ки, наблюдений) в домах-интернатах. Он выделил следующие типы старения.

Конструктивный тип

Этот тип характеризуется достаточно эффективной (конструктивной) стратегией приспособления пожилого человека к перио­ду старости. Для него характерны внутрен­няя интегрированность (нет показателей нервозных состояний и состояний страха, тревоги), сохраняется способность радо­ваться жизни, отношения с другими людь­ми преимущественно хорошие и характери­зуются теплыми чувствами. По нашим данным, это человек с чувством юмора, реа­листически оценивающий себя, свои дости­жения и ошибки, а также собственное буду­щее. Детство было хорошее, в течение своей зрелой жизни стрессовых ситуаций было немного, его отношение к работе характе­ризовала стабильность, в основном свобо­ден от материальных забот, супружество было благополучным, хотя может быть же­нат (замужем) не первый раз. История его жизни характеризуется постоянством и бес­прерывным развитием, нет в ней многих крутых поворотов и периодов застоя (стаг­нации). Его в принципе удовлетворяют соб­ственные достижения, уверен в себе, спосо­бен правильно выражать свои чувства, обычно не проявляет агрессии, затормо­женности, несдержанности. Толерантен по отношению к ошибкам, совершаемым дру­гими людьми. Внутренне согласился со своей ролью (пожилого человека), спокой­но и трезво относится к необходимости пре­кращения работы и ухода на пенсию, даже вероятность смерти воспринимает спокой­но, без особой тревоги. Имеет конструктив­ную, направленную на будущее жизненную установку. Продолжает планировать буду­щее, причем эти планы направлены как на осуществление собственных потребностей, так и потребностей близких. Справляется со своими проблемами без помощи других в рамках определенного состояния здоро­вья и условий, в которых живет. Умеет по­ступать согласно своим принципам и на их основе формулировать оценки и суждения. Проявляет ответственность за свои дейст-

вия и поступки, стремится осуществлять долговременные, перспективные цели, ради которых готов жертвовать мелкими удо­вольствиями, и спокойно относится к вре­менным трудностям и недостаткам. Спосо­бен радоваться вкусной еде, напиткам и развлечениям; может еще проявлять сексу­альную активность, по крайней мере спосо­бен радоваться присутствию представите­лей противоположного пола. На протяжении многих лет имеет увлечения. Интересуется политикой и общественной жизнью, а его политические взгляды довольно прогрес­сивны, хотя иногда присутствуют и элемен­ты консерватизма. Имеет много друзей, не испытывает ненависти и враждебности к людям, от которых ему пришлось страдать в своей жизни. Имеет довольно высокую само­оценку, что настраивает его оптимистично. Не потерял способности радоваться тому, что его еще ожидает в жизни, в будущем.

Защитный тип

Этот способ приспособления к старости является менее эффективным, некоторые особенности поведения похожи на легкое проявление невроза, встречающегося также у лиц более молодого возраста. Вместе с тем представители этого типа приспособляются к условиям жизни, хотя это требует боль­ших усилий как самого пожилого человека, так и его окружения. Хотя данная группа не является однородной, ее членов можно оха­рактеризовать как людей весьма сдержанных и чрезмерно скованных общеприняты­ми стандартами поведения, причем одно­временно они могут проявлять чрезмерную активность, что не приносит хороших ре­зультатов. В прошлом были хорошо при­способлены к выполнению профессиональ­ных обязанностей, занимались общественной работой. Накопили материальные средства на старость, и это, по нашим данным, был более значимый мотив их трудовой деятель­ност






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.