Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология развода. Виды разводов.






Развод, с юридической точки зрения – это формальное прекращение действительного брака между живыми супругами. Развод – один из радикальных способов разрешения супружеского конфликта. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что и после их прекращения психологические аспекты последствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первый план.

Причины разводов:

· укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины;

· ориентация при создании семьи на личное счастье, прежде всего на взаимную супружескую любовь, повышенные требования к партнеру, выбранному по любви;

· недостаточно развитое чувство долга у одного из партнеров;

· разрушение семьи в случае, когда любовь приносится в жертву случайной связи.

Мотивы разводов:

· отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные разногласия),

· несоответствие (несовместимость) характеров,

· нарушение супружеской верности,

· отсутствие или утрата чувства любви,

· любовь к другому,

· легкомысленное отношение к супружеским обязанностям,

· плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников),

· пьянство (алкоголизм) супруга,

· отсутствие нормальных жилищных условий,

· сексуальная неудовлетворенность.

Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном брачном союзе.

К поддерживающим факторам (то есть, установка на сохранение брака) можно отнести морально-психологическую и отчасти экономическую заинтересованность друг в друге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальные нормы, ценности, санкции.

К факторам, разрушающим брак, - проявления взаимного недовольства и неприязни, антипатию, раздражение, ненависть. Внешние факторы также стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов (неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями, связи адюльтерного характера).

Четыре фактора разводов:

1. Вероятность связи между социальным происхождением человека и его отношением к разводу. Как известно, городское население разводится чаще, чем жители сельской местности.

2. Различные типы социального давления на индивида в связи с разводом. Например, неодобрение брака или развода родственниками или значимыми для него лицами.

3. Способ выбора брачных партнеров.

4. Легкость или трудность супружеского приспособления между людьми различного социального происхождения.

Разводу, как правило, предшествует период напряженных или конфликтных отношений в семье. Исследование, проведенное российско-американским коллективом социологов, показало, что 45% женщин-респондентов и 22 % мужчин думают о разводе. Мысли о разводе, как у мужей, так и у жен, коррелируют с возрастом. Особенно часто они появляются в 30-39 лет, а в 20- 29 лет этим озабочены менее всего.

Не уверена, что это можно отнести к видам разводов.

Американский психолог Маслоу предложил диалектическую модель процесса развода, которая включает в себя 7 стадий и соответствующие им терапевтические методы помощи его участникам.

1) «Эмоциональный развод» - разрушение иллюзий в супружеской жизни, чувство неудовлетворенности, отчуждение супругов, страх и отчаяние, попытки контролировать партнера, споры, стремление избежать проблем. На этой ступени уместна парная терапия супругов или участие в групповой терапии.

2) Время размышлений и отчаяния перед разводом. Этот период сопровождается болью и отчаянием, злостью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса. На когнитивно-поведенческом уровне характерно отрицание существующей ситуации, отступление физическое и эмоциональное. Предпринимаются попытки сделать так, чтобы все было снова хорошо, вернуть любовь, получить помощь от друзей, членов семьи, церкви. На данном этапе терапевт может предложить супружескую терапию для обоих партнеров, терапию в ситуацию развода или какой-либо вариант групповой терапии.

3) Юридический развод - оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием все большего количества лиц в семейных отношениях партнеров. На эмоциональном уровне супруги или один из них могут испытывать депрессию, обособление, а поведение сопровождается спорами, попытками самоубийства, угрозами, стремлением к переговорам. Терапевтическое вмешательство может быть полезно как для всей семьи, так и для каждого индивидуально. Во время развода и периода правовых споров оставленный супруг испытывает жалость к себе, беспомощность, чувство отчаяния и злости. Своевременная консультация адвоката или посредника помогает семье сохранить свои имущественные и социальные права (привилегии). На этом этапе развода в психологической помощи особенно нуждаются дети.

4) Экономический развод может вызвать у кого-либо из супругов смятение, неистовый гнев или печаль («Жизнь разрушена, какое значение имеют деньги»). Терапевтическое сопровождение может носить индивидуальный характер для взрослых и групповой - для детей.

5) Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку. Оставленный супруг переживает одиночество, облегчение, ищет совета у друзей и близких. Домохозяйки вынуждены вернуться на работу, испытывая чувство нового и страх не справиться с проблемами.

6) Время самоисследования и возврат к равновесию после развода. Основная проблема этого периода - одиночество и противоречивые чувства, сопровождающие его: нерешительность, оптимизм, сожаление, печаль, любопытство, возбуждение. Поведение приобретает новую направленность: начинается поиск новых друзей, появляется активность, стабилизируются новый стиль жизни и распорядок дня для детей, формируются новые обязанности для всех членов семьи. В это время возможна индивидуальная терапия для взрослых членов семьи и для детей, групповая - для одиноких.

7) Психологический развод - на эмоциональном уровне - это готовность к действиям, доверие к себе, энергичность, самоценность, независимость и автономия. На когнитивно-поведенческом - синтез новой идентичности и окончание психологического развода; поиск новых объектов для любви и готовность к длительным отношениям. Терапевтическая помощь возможна в виде детско-родительской, семейной, групповой терапии для детей и взрослых.

Наиболее болезненным развод является не для взрослых, а для детей, для которых развод является трагичным происшествием, сродни утрате близкого человека. В краткосрочной перспективе стресс от развода родителей проявляется у ребёнка в виде чувства беззащитности и утраты целостности семьи, а также гнева из-за невозможности повлиять на ситуацию. В долгосрочной перспективе, разрыв отношений между родителями может серьёзно повлиять на способность ребёнка в будущем сформировать свою семью, так как наблюдавший развод ребёнок зачастую боится повторения подобного сценария в собственной жизни.

Исключением могут являться те случаи, когда дети в семье страдали от постоянных конфликтов и ссор родителей, и т. п. В случае развода, если дети дошкольного или школьного возраста, не следует в корне менять их привычный образ жизни, то есть менять детский сад или школу, так как именно сохранив привычный уклад жизни у ребёнка, можно облегчить переживания и стресс.

31. Конфликты во взаимодействии родителей и детей: психологические факторы, возрастные кризисы детей, личностные факторы Типы отношения детей и родителей, конструктивное поведение родителей как фактор разрешения конфликтов с детьми.

Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

1.Тип внутрисемейных отношений.В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия. Дисгармония семьи —Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания. черты деструктивных типов воспитания: -разногласия членов семьи по вопросам воспитания; -противоречивость, непоследовательность, неадекватность; -опека и запреты во многих сферах жизни детей; -повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

Типы неправильного воспитания: кумир семьи, гиперопека, гипоопека, безнадзорность, тип «золушка» (уборка, оплата счетов, поход в продуктовые магазины и.т.п. на ребёнке всё), «ежовые рукавицы» (ни шагу без спроса), повышенная моральная ответственность.

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями.

кризисы детей:

-кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

-кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

-кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

-кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12—14 лет);

-подростковый кризис 15-17 лет.

4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п.

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей: -оптимальный тип отношений родителей и детей – это когда родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

-скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

-скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

-поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

-поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

-родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение). Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста.

Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);

конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Зачастую большую роль в конфликтах детей и родителей играют неблагоприятные черты личности родителей:

сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;

аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, чаще в сторону его снижения;

тревожность - склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний или противоречивость личности в целом, обусловленная сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик;

доминантность - стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;

эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений; гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.

Причинами неэффективного родительского отношения являются:

педагогическая и психологическая неграмотность родителей; ригидные стереотипы воспитания;

личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;

влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком;

эмоциональное непринятие (отвержение) ребенка родителями.

Важно, чтобы родители вели себя конструктивно – это позволит либо недопустить конфликт, либо уладить уже имеющийся.

Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

По мнению психологов конструктивному поведению родителей в конфликтах с детьми может способствовать следующее:

- всегда помнить об индивидуальности ребенка;

- учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

- стараться понять требования маленького ребенка;

-помнить, что для перемен нужно время;

-противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

- проявлять постоянство по отношению к ребенку;

- чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

- одобрять разные варианты конструктивного поведения;

- совместно искать выход путем перемены в ситуации;

- ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;

- дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;

- логически разъяснять возможности негативных последствий; расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

Стили взаимоотношения родителей к детям:

1. Инфантицидная модель: присутствовала до 4 в.н.э. Когда детей убивали.

2. Бросающий стиль. Когда ребенка отдают кормилице, в другую семью, в монастырь и.т.п. с 4 по 17 век.

3. Амбивалентный. 14-17 век. Дети не считаются полноправным членом семьи. Если ты не соответсвтуешь образу и подобию родителя – будешь наказан.

4. Навязчивый. Поведение ребёнка строго регламентруется и он жестко контролируется.

5. Социализирующий. Ребёнок как объект воспитания.

6. Помогающий. Акцент на развитие способностей ребёнка, на его индивидуализацию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.