Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование скважин






 

Введение

 

Более половины всех прихватов в той или иной степени обусловлено ошибками проектирования скважин. Данная глава призвана способствовать вовлечению в процесс проектирования скважин буровых руководителей-производственников. Лучше обезопасить себя на стадии проектирования, чем заниматься ликвидацией аварий при бурении. Если буровые руководители- производственники не имеют возможности участвовать в проектировании, они могут все же предотвращать " плановые прихваты", выявляя слабые места в проекте скважины.

 

Одним из таких слабых мест может быть слишком извилистая траектория скважины. Выбирая объекты для разбуривания и планируя траекторию скважины, мы можем испытать искушение " откусить больше чем можем проглотить". Еще одним слабым местом может быть конструкция скважины. Стоимость крепления составляет большую часть затрат на строительство скважины. Поэтому мы стараемся свести к минимуму количество обсадных колонн, иногда оставляя незащищенными проблемные участки ствола. В некоторых случаях появление условий для прихвата связано с ошибочным выбором долот или КНБК. Наиболее же слабым местом является неэффективный обмен информацией на стадии проектирования. Недостаточный объем исследований, плохо организованная работа с документацией (включая неточные, искаженные или неполные записи), а также неучастие производственного персонала лишают нас возможности избежать аварий с колоннами, которых вполне можно было избежать.

 

Чтобы лучше понять связь между проектированием и осложнениями при бурении скважины, мы сделаем краткий обзор основных принципов проектирования скважин и посмотрим, как знание этих принципов помогает избежать прихватов. Более подробный анализ влияния этих факторов на ситуации с прихватами будет дан в следующих главах.

 

Вопросы обмена информацией

Эффективный обмен информацией необходим для успеха любых действий. Первым шагом в процессе проектирования скважины является формирование группы проектировщиков и постановка перед ними целей и задач. Инженерам-проектировщикам требуется как можно больше полезной информации, чтобы они могли прогнозировать потенциальные осложнения и разработать оптимальную программу бурения.

Информация по соседним скважинам поможет выявить ожидаемые осложнения в проектируемой скважине и оценить возможную скорость проходки. Используя ее, можно разработать предварительную конструкцию скважины, которая будет уточняться в ходе дальнейших работ. Следует, однако, учитывать, что информация по соседним скважинам может быть неполной или неточной. Иногда в суточных рапортах не упоминают или искажают важную информацию, чтобы скрыть ошибки буровой бригады. Сейчас предпринимаются большие усилия в рамках курсов " TRUE" и " Technical Limit", чтобы приучить людей учиться на ошибках, а не скрывать их. Чем подробнее и точнее информация по соседним скважинам, тем эффективнее смогут инженеры-проектировщики предотвратить осложнения при бурении.

 

На стадии проектирования нужно выявить и спрогнозировать все потенциальные опасности. Буровики всегда стараются пробурить скважину в минимальный срок и с минимальными затратами. Однако при этом никогда нельзя упускать из виду потенциальные опасности. Если ожидаются осложнения, то эта информация должна быть доведена до всей буровой бригады. Значительной части прихватов можно было бы избежать, если бы бурильщик знал о потенциальной опасности и был готов к ней. За то, чтобы такая информация была доведена до буровой бригады, отвечает буровой менеджер.

 

Одним из мест, где можно обсудить возможные осложнения при бурении, является совещание перед началом бурения. Главной целью совещания перед началом бурения является четкое определение конструкции скважины и объектов для разбуривания. Кроме того, нужно решить, кто будет отвечать за выполнение различных заданий и работ, предусмотренных планом.

 

Многие операторы помимо или вместо совещания перед началом бурения проводят курс " Обучение методам предотвращения незапланированных событий" (" Training to Reduce Unscheduled Events"). В ходе обучения представляется конструкция скважины и рассматриваются возможные осложнения в скважине в процессе бурения. Слушатели составляют план действий, направленных на предотвращение и ликвидацию ожидаемых осложнений. Большинство операторов, проводящих такое обучение, с большим успехом добиваются снижения числа осложнений при бурении.

 

Еще один популярный курс - " Эффективное использование технических возможностей" (" Technical Limit"). Он также проводится в дополнение к, или вместо совещания перед началом бурения. Часто этот курс используется вместе с курсом обучения методам предотвращения незапланированных событий.

 

Курс " Безаварийное бурение" (" Trouble-Free Drilling"), построенный на основе настоящего руководства, в значительной степени заменяет курс " Обучение методам предотвращения незапланированных событий". Он также преподается вместе с курсом " Эффективное использование технических возможностей".

 

Слушатели курса " Эффективное использование технических возможностей" активно участвуют в корректировке конструкции скважины с учетом условий на их буровой. Они должны научиться работать более интеллектуально, с большим объемом предварительного планирования, уменьшая до минимума непроизводительное время. Курс " Эффективное использование технических возможностей" создан как непрерывный процесс обучения с анализом проделанной работы. Как упоминалось выше, анализ проделанной работы является наиболее важным элементом процесса обучения - он дает нам возможность учиться как на наших успехах, так и на наших неудачах.

Было бы полезно проводить специальные совещания для анализа проделанной работы, но это происходит редко. Я рекомендую собирать ту же группу людей, которая присутствовала на совещании перед началом бурения, и проводить анализ конструкции скважины после окончания бурения. Это будет полезно как инженерам-проектировщикам, так и членам буровой бригады.

 

Как было сказано выше, наиболее важным элементом процесса обмена информацией является передача информации " снизу". Члены буровой бригады, непосредственно осуществляющие бурение, должны сообщать о своих наблюдениях, возражениях, опасениях и возникших вопросах по командной цепочке тем, кто принимает окончательные решения. Информация, собранная нашими опытными производственниками, поможет усовершенствовать конструкции скважин и выполнять принятые решения - но только если мы будет стимулировать их участие.

 

Важнейшими участниками успешного процесса обмена информацией являются бурильщик, буровой мастер и их непосредственные руководители. Организация и создание условий для эффективного обмена информацией, от стадии проектирования до анализа проделанной работы, является одной из их основных обязанностей. Можно убедиться в том, что успешность строительства любой скважины определяется их способностью обмениваться информацией и собирать информацию снизу.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.