Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алгоритм создания и управления междисциплинарной командой специалистов, работающих в области предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми






 

Для эффективной реализации междисциплинарного подхода и создания действенной команды из специалистов различных ведомств, разработан алгоритм создания и управления междисциплинарной командой специалистов, работающих в области предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми.Он включает в себя следующие модули:

 

1. Формулирование цели*. Командная работа возможна лишь в том случае, когда каждый член команды понимает значимость, разделяет и способствует достижению целей команды.

Междисциплинарная команда специалистов помощи детям – это группа профессионалов из различных ведомств, работающих скоординировано с целью более эффективного ответа на проблему насилия и пренебрежения нуждами детей, для развития профилактики и понимания общественностью проблемы, а также для оптимальной работы с конкретными случаями.

 

2. Создание структуры междисциплинарной команды.

Данный модульвключает в себя определение качественного оптимального состава междисциплинарной команды.

Междисциплинарная команда специалистов работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения - это небольшая группа людей с комплиментарными (дополняющими друг друга) навыками, объединённая общей целью, идеологией и методологией, общими задачами, для реализации которых команда поддерживает внутри себя взаимную коллективную ответственность (Б.Ю. Шапиро).

В настоящий момент наиболее оптимальный состав междисциплинарной команды, работающей по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми, представлен следующими специалистами:

  • Педагоги;
  • Психологи;
  • Врачи (педиатры, детские психиатры, невропатологи);
  • Средний медицинский персонал детских больниц и поликлиник;
  • Инспектора по делам несовершеннолетних;
  • Социальные работники, социальные педагоги;
  • Юристы (суд, прокуратура, адвокатура).

 

Работая на своих основных местах работы, эти специалисты объединены в междисциплинарные профессиональные команды.

Цель организации междисциплинарной команды специалистов - не превратить милиционера в психолога, социального работника во врача и т.п., а развить сотрудничество и скоординированную работу профессионалов в интересах ребенка.

Организация профессионального взаимодействия специалистов, объединенных в команду, имеет существенные преимущества по сравнению с организаций параллельного взаимодействия нескольких служб и ведомств.

Междисциплинарное взаимодействие в команде позволяет использовать значительно больше разнообразных подходов к изучению проблемы или ее решению, чем может предложить специалист или группа специалистов любого ведомства, работая в одиночку. Обмен профессиональными представлениями, взглядами, мнениями, оценками стимулирует генерацию значительного количества разнообразных идей, качественных прогнозов.

Члены междисциплинарной команды могут быть высокопрофессиональными специалистами, однако, в ряде случаев ни один из них не имеет достаточно знаний или умений для успешного решения задачи в одиночку. Междисциплинарная команда, аккумулируя и интегрируя интеллектуальный и профессиональный потенциал всех своих членов, в результате обладает более обширными знаниями, умениями и навыками, чем отдельный специалист или группа специалистов определенной отрасли.

3.Создание условий для эффективной коммуникации и установление стандартов взаимодействия в междисциплинарной команде

Несомненно, что основными факторами успешной деятельности междисциплинарной команды являются координация и постоянная связь, четкое планирование и гибкость в совместной работе, постоянные контакты между специалистами, как в организационном, так и в содержательном аспектах. Поэтому членам команды важно договориться о групповых нормах, о процедуре принятия решения в текущих делах и в чрезвычайных обстоятельствах, о способах решения конфликтов.

Междисциплинарная команда характеризуется определенным порядком взаимодействия и построения согласия. Поэтому при создании команды необходимо провести серию мероприятий, чтобы помочь членам команды лучше узнать друг друга, провести обучающие семинары для создания общего информационного поля для дальнейшей совместной работы команды.

Действующая междисциплинарная команда проводит регулярные встречи, которые происходят по плану обычно 1-2 раза в месяц.

При работе с клиентом междисциплинарные команды чаще всего проходят следующие этапы:

1) рассмотрение случая насилия или пренебрежения нуждами ребенка, обмен мнениями;

2) распределение обязанностей между членами, оценка ситуации и планирование вмешательства;

3) вмешательство;

4) анализ проделанной работы;

5) завершение работы.

Некоторые команды придерживаются одной стратегии работы с клиентами; другие – разрабатывают разные – для определенных групп клиентов. Но вместе с тем, существуют общие типы стратеги работы с клиентами (Б.Ю. Шапиро):

· Стратегия параллельных действий. Каждый член команды имеет собственную стратегию, деятельность профессионалов координируется с помощью встреч членов команды.

· Стратегия «почтового ящика». Члены команды собираются для совместной работы, получая приглашение от лидера команды, который, в свою очередь, получил запрос от клиента. Далее случай может вести один из профессионалов, не обращаясь за помощью к группе.

· Стратегия приема и распределения. Команда вырабатывает решение, основываясь на первичном анализе ситуации, и переадресовывает решение проблемы одному из членов команды.

· Стратегия приема, обследования и распределения. Перед тем как решить, необходимо ли вмешательство в ситуацию клиента, и если необходимо, то какое, группа проводит полное обследование случая. Далее на уровне группы решается вопрос о том, кто из членов команды будет вести данный случай.

· Стратегия приема, обследования, распределения и анализа. При использовании данной стратегии после этапа вмешательства включается этап анализа. Анализ проблемы заключается в отчете члена группы, ответственного за данный случай, о ситуации в семье, о результатах взаимодействия с семьей, потребностях ребенка и других членах его семьи, и рекомендациях на будущее. Получив подобную информацию, междисциплинарная команда решает, стоит ли продолжить работу по данной проблеме.

· Смешанная параллельная модель. Взаимодействие междисциплинарной команды и независимых профессионалов, которые могут включаться в общую деятельность на различных этапах.

Таким образом, встречи специалистов представляют собой главным образом обсуждение случаев. На собрания для получения более подробной и точной информации могут приглашаться члены семьи, которым необходима помощь по специфике деятельности команды. Это не является обязательным условием, поэтому клиенты могут встречаться либо со всей командой, либо с отдельными ее представителями в зависимости от ситуации и сложности случая. Но выделяются случаи, когда встреча команды или ее отдельных специалистов с семьей и ребенком имеет особое значение.

Ключевым компонентом сбора информации о ситуации насилия над ребенком является проведение интервью с ним. От того, насколько грамотно и конфиденциально оно будет проведено, зависит благополучие и психологическое здоровье ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Каждый специалист не зависимо от того, является ли он членом междисциплинарной команды, или работает в ведомстве или организации принимающей заявления о насилии над детьми, должен ответить себе на несколько вопросов:

  • Что происходит с ребенком, если он должен повторять свою историю снова и снова при проведении параллельного расследования?
  • Что происходит с самой историей?
  • Кому от этого лучше?

Параллельное расследование в нескольких учреждениях и несколькими специалистами может привести ко вторичной травматизации уже травматизированного ребенка.

 

Эффективные коммуникации, согласованные действия членов междисциплинарной команды между собой и со специалистами, работающими в различных ведомственных организациях, особенно важны в экстренной ситуации, когда от специалистов требуется немедленное реагирование и помощь ребенку, столкнувшемуся с насилием и жестоким обращением.

Специалист (педагог, воспитатель, врач, школьный психолог и др.), сталкиваясь со случаем насилия, совершенным в отношении ребенка сообщает о сложившейся ситуации в междисциплинарную команду (центр, службу).

 
 

 

 


Сообщение может поступать в междисциплинарную команду по телефону или при очном обращении, где принимающим сообщение является любой из специалистов, входящих в междисциплинарную команду. Данные специалисты проходят специальную подготовку по определению индикаторов насильственного поведения по отношению к ребенку, приему и ведению случая насилия и жестокого обращения с детьми, проведению интервью с ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

После поступления сообщения о случае и сбора первичной информации специалистом команды о ситуации насилия и жестокого обращения проводится собрание междисциплинарной команды. На совещании междисциплинарной команды принимается решение о ведении случая: назначается менеджер случая (как правило – это социальный работник хорошо знающий ситуацию в семье и имеющий доступ в нее), рассматриваются варианты дальнейшего пребывания ребенка в семье, разрабатываются шаги медицинской, юридической, психологической, социальной помощи ребенку, в зависимости от сложившейся ситуации и т.п.

 

 


 

 

 

 

Наличие разнообразных специалистов позволяет производить максимально точную экспертную оценку ситуации клиента, предлагать больший выбор услуг и успешно преодолевать возникающие межведомственные барьеры. Команда для оказания более качественных услуг клиенту может вступать во взаимодействие, с какими – либо другими службами или передавать им роль лидера в оказании целевых услуг (пример: нарколог, детский гинеколог)

 

Вероятно самое критическое решение, с которым сталкиваются специалисты междисциплинарной команды – это оставлять ли ребенка, подвергшегося насилию или пренебрежению нуждами дома при обеспечении семье помощи, уменьшающий риск вреда.

 
 


Это трудное решение, которое влияет на безопасность детей, их долговременное психологическое развитие, функционирование семьи, ответственность работников, и профессиональное «лицо» специалистов междисциплинарной команды. Как показало большое национальное исследование принятия решений службой защиты детей проведенное в США, до настоящего времени нет полного согласия среди работников служб защиты детей и экспертов в отношении решения на перемещение ребенка из дома (Rossi et. al., 1996). К сожалению, исследование показало, что шансы того, что ребенок будет перемещен из семьи, варьируют в значительной степени в зависимости от того, к какому конкретному работнику попадет этот случай.

Для решения этой проблемы используется протокол оценки безопасности. Когда проводящий расследование член междисциплинарной команды или работник службы защиты детей впервые контактирует с семьей, он должен оценить есть ли какие-либо факторы, которые угрожают безопасности ребенка. При принятии решений оценка безопасности обычно содержит три части. Первая, это лист потенциальных угроз ребенку в семье. Это условия, которые указывают на опасность немедленного вреда для ребенка. Рисунок 1 показывает пример первой секции оценки безопасности. Вторая секция – это определение краткосрочных вмешательств, выбранных работником (например, наблюдение родственника или соседа), которые представляют собой план безопасности. Третья секция – это просто запись окончательного решения.

Оценка безопасности должна быть завершена в течение первого личного контакта с семьей работника, проводящего расследование. Если есть вопросы безопасности, специалистам междисциплинарной команды указывается рассмотреть серию потенциальных вмешательств внутри дома, начиная с менее ограничительных. Если вмешательства внутри дома недоступны, отвергаются или недостаточны для того, чтобы смягчить выявленные проблемы безопасности, помещение вне дома встает как единственная альтернатива. Все защитные перемещения ребенка основываются на установлении фактов, свидетельствующих, что вмешательства внутри дома не обеспечат безопасности ребенка.

Модель принятия решения в ситуации насилия над ребенком проводит ясное разделение между вопросами безопасности и вопросами риска. Термин безопасность относится к немедленной опасности для ребенка и шагам, необходимым, чтобы обеспечить немедленную, краткосрочную защиту. В противоположность этому, риск относится к вероятности того, что тот кто осуществляет уход за ребенком, снова совершит насилие или будет пренебрегать нуждами ребенка в будущем.

Секция 1: Оценка безопасности (пример)

Семья (Имя и фамилия регистрации случая)________________Номер дела семьи____

Район__________ Офис _________ ФИО работника___________

Дата заявления в органы защиты детей ______Дата заполнения данной формы_________

Оценка (отметьте одно): ___ Первоначальная ___ Пересмотр

 

Секция 1: Оценка безопасности

Часть А. Определение фактора безопасности

Указания: Факторы на данном листе - это поведение или условия, которые могут быть ассоциированы с тем, что ребенок находится под немедленной угрозой серьезного вреда. Определите присутствие или отсутствие каждого фактора, обведя «Да» или «Нет». Внимание: уязвимость/беспомощность каждого ребенка должна приниматься во внимание в процессе оценки. Дети в возрасте 0 – 6 лет не могут защитить самих себя. Более старшие дети могут оказаться неспособны защитить себя вследствие сниженной психической или физической способности или того, что они неоднократно оказывались жертвой насилия.

1. Да Нет Родитель (лицо заменяющее) проявляет насилие или не контролирует свое поведение по отношению к ребенку.
2. Да Нет Родитель (лицо заменяющее) описывает или ведет себя по отношению к ребенку преимущественно негативно или имеет крайне нереалистичные ожидания.
3. Да Нет Родитель (лицо заменяющее) причинил серьезный физический вред ребенку или правдоподобно угрожал нанести серьезный физический вред.
4. Да Нет Семья отказывается предоставить работнику доступ к ребенку или есть причины думать, что семья собирается бежать и/или местонахождение ребенка не может быть установлено.
5. Да Нет Родитель (лицо заменяющее) не обеспечивает или не будет обеспечивать наблюдение, необходимое для того, чтобы защитить ребенка от потенциально серьезного вреда.
6. Да Нет Родитель (лицо заменяющее) не способен или не хочет обеспечить неотложные потребности ребенка в еде, одежде, приюте, и/или медицинской или психологической помощи.
7. Да Нет Родитель (лицо заменяющее) ранее подвергнул насилию или пренебрежению какого-либо ребенка, и тяжесть плохого обращения или реакция родителя на предыдущий случай/и указывает, что безопасность ребенка немедленно представляет беспокойство.
8. Да Нет Ребенок боится родителя/ей (лицо заменяющее), других членов семьи или других людей живущих в доме, или имеющих доступ к дому.
9. Да Нет Физические условия в которых живет ребенок опасные и представляют немедленную угрозу.
10. Да Нет Подозревается сексуальное насилие над ребенком, и обстоятельства указывают, что безопасность ребенка может вызывать немедленное беспокойство.
11. Да Нет Злоупотребеление родителя (лица заменяющего) алкоголем или наркотиками/токсическими веществами серьезно нарушает его/ее способность наблюдать, заботиться или защищать ребенка.
12. Да Нет Другое (Указать что)______________________________________________

Если ни один из факторов не присутствует,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.