Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и этапы создания междисциплинарной команды специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми






 

Поскольку насилие и жестокое обращение с детьми как феномен социальной жизни современного общества представляет собой комплексную проблему, то для решения ее наиболее эффективным является системный междисциплинарный подход, основанный на профессиональном взаимодействии специалистов разной ведомственной принадлежности: образования, медицины, социальной работы, правоохранительных и правозащитных органов.

Междисциплинарная команда специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми, имеет свою специфику, которая выражается, прежде всего, в ориентации на другого человека (как в работе с клиентом, так и в анализе принятия командных решений). Это предполагает наличие особых требований и условий взаимодействия, которые мы обозначаем как принципы создания подобных междисциплинарных команд:

- принцип системности означает, что создание служб многопрофильной помощи детям предполагает не только участие представителей разных профессий (психологов, педагогов, педиатров, юристов, социальных работников и др.), но и многочисленные, разнохарактерные отношения между ними;

- принцип целостности позволяет при создании таких команд учесть требование внутреннего и внешнего целевого единства данной организации;

- принцип добровольности определяет степень внутренней готовности членов команды, продуманность их решения заниматься деятельностью по оказанию помощи детям, подвергшимся насилию;

- принцип активности предполагает содержательную направленность действий каждого сотрудника с учетом его индивидуальных способностей;

- принцип открытости характеризует возможности создаваемой команды постоянно учитывать внутренние и внешние проблемы, способности привлекать к своей деятельности и охватывать ею самые разные слои общества;

- принцип развития учитывает возможные внутренние изменения команды, появление новых форм и способов ее существования;

- принцип диалогичности предполагает признание ценности и необходимости для достижения цели каждого члена команды;

- принцип диалектичности раскрывает внутренние причины самодвижения, самоорганизации службы многопрофильной помощи детям, поскольку любое насилие находится во взаимосвязи с жертвенностью. И даже в одном человеке, совершившем насилие, мы одновременно имеем дело и с жертвой.

Командообразование - это процесс целенаправленного формирова­ния особого способа взаимодействия людей в группе, позволяюще­го эффективно реализовывать их энергетический, интеллектуальный и творческий потенциал сообразно стратегическим целям команды.

 

Процесс командообразования проходит несколько стадий:

1. Этап формирования (стадия рабочей группы).

Этот этап характеризуется неопределенностью ролей и пробными действиями членами команды по решению задач и установлению взаимоотношений внутри группы. Обсуждение серьезных тем и открытое проявление чувств членами команды избегаются. Руководящие указания могут быть неясными, цели и ожидания неясны, выполняется очень мало работы.

2. Этап контрнезависимости и конфликта (стадия псевдокоманды).

Для данного этапа характерно проявление конфликта, соперничество за лидерство между членами команды. Цели и роли в группе по-прежнему могут быть неясны, что порождает враждебность, и приводит к достаточно низкой эффективности в деятельности.

3. Этап выработки норм и правил продуктивного поведения (стадия потенциальной команды).

К этому этапу снижается конфликтность в группе, появляется чувство командной компетентности, принадлежности и гордости, удовольствие от совместной работы. Эффективность решения задач на этой стадии развития команды можно обозначить в диапазоне от от средней до высокой. Но члены команды еще не полностью не посвящают себя достижению командной цели и решению текущих задач.

4. Этап сотрудничества, или рабочий этап (стадия реальной команды).

Члены команды работают в полную силу и взаимозависимы, команда чрезвычайно гибко самоорганизуется, нововведения и экспериментирование при решении проблем, понимание друг друга без слов, постоянный личностный рост, высокая степень производительности.

Создание команд требует времени и терпения. Причем данная процедура не видна явно, как традиционные финансовые или технологические нововведения. При создании команд важно помнить, что команды – это живые организмы. Они рождаются, растут и развиваются, становятся более зрелыми и умирают естественным путем.

В целом, развитие команды представляется как естественный процесс. Однако этот процесс можно значительно ускорить, применяя различные современные тех­нологии работы с группой, которые позволяют развить навыки ко­мандного взаимодействия, способности принимать решения и т.д. Бо­лее того, его можно направить в том направлении, в котором требует­ся.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.