Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Готовность к школьному обучению детей с нарушениями речи






Система обучения и воспитания детей с речевыми нару­шениями в специализированных дошкольных учреждениях включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полно­ценному обучению в школе.

Исследования в области логопсихологии показывают, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, аф­фективно-волевой сферы. Для детей с речевыми нарушения­ми характерен пониженный уровень общей осведомленности об окружающем мире. Наблюдается недостаточный уровень развития познавательных процессов, их произвольности: не­устойчивость внимания; при относительно сохранной смыс­ловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания: дети забывают сложные ин­струкции, элементы и последовательность заданий; обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыс­лительными операциями, они отстают в развитии словесно-логического мышления [21]. Исследования Р.И. Лалаевой [14] показывают, что нарушения речи отрицательно влияют преж­де всего на формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей с речевой патологией обнаруживаются недостаточная гибкость и динамичность мыслительных процессов, замедленный темп интериоризации умственных действий, повышенная психиче­ская истощаемость, недостаточная оперативность мышления.

Важным компонентом готовности к школе является ре­чевая готовность. Результаты исследований таких ученых, как М.Е. Хватцев [27], Р.Е. Левина [17], Р.И. Лалаева [14, 15], Г.В. Чиркина (1994, 2005), А.В. Ястребова [29] и др., позволяют сделать вывод о том, что несформированность речевой деятельности в дошкольном возрасте закономерно приводит кип рушениям чтения и письма. Недостаточный уровень речевой

 

 

готовности обусловливает стойкие и выраженные затруднения при усвоении учебного материала, а также недоразвитие регу­лирующей и коммуникативной функций речи. Комплексное диагностическое обследование детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, проведенное Л.С. Волковой и С.Р. Исмаиловой [6], позволило выделить и описать уровни речевой готовности данной категории детей к школе.

Первую группу составили дети с очень низким уровнем речевой готовности, не обеспечивающим возможность обуче­ния в массовой школе.

Вторую группу — дошкольники, уровень речевой готов­ности которых был оценен как низкий. Дети этой группы мо­гут освоить школьную программу, но только при условии до­полнительной коррекционно-педагогической помощи.

В третью группу вошли дошкольники со средним уров­нем речевой готовности, у которых выраженных и стойких за­труднений в процессе усвоения дошкольной и школьной про­граммы не отмечено.

Дети с высоким уровнем речевой готовности составили четвертую группу. Они успешно обучаются и усваивают про­грамму массовой образовательной школы.

Особенности развития высших психических функций, в том числе речи, у детей с речевыми нарушениями приводят к недостаточному уровню сформированности интеллектуальной готовности к школьному обучению.

У детей с речевой патологией отмечается своеобразие лич­ностной сферы: заниженная самооценка, нестабильность уровня притязаний, повышенный индекс тревожности, нарушения волевой регуляции поведения. Речевые нарушения отражаются на уровне сформированности общения и сотрудничества: дети не умеют обращаться с просьбами, задавать вопросы по ходу объяснения. Диапазон их игр ограничен, чаще это игры им бытовую тему. При низком уровне развития дети предпо­читают индивидуальные игры. Вхождение в школьную жизнь часто сопровождается возникновением у ребенка эмоциональ­ны к и поведенческих проблем, связанных с резкой сменой деятельности и изменения его социальной роли [6; 7; 23; 24].

Итак, у детей с речевыми нарушениями наблюдается нарушение всех компонентов психологической готовности к школьному обучению: интеллектуальной, личностной, социально-психологической.

 

 

Недостаточный уровень психологи­ческой готовности сочетается с проблемами физиологической готовности, определяющейся уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. У многих детей с речевыми нарушениями наблюда­ются соматическая ослабленность, отставание в двигательной сфере: плохая координация, снижение скорости и ловкости выполнения движений, трудности выполнения движений по словесной инструкции, недостаточное развитие мелкой мото­рики, зрительно-моторной координации. Поэтому они могут испытывать трудности в адаптации к школьному обучению, что обусловливает необходимость своевременной квалифици­рованной помощи в специализированных дошкольных учреж­дениях.

Следует отметить, что психологическая и речевая готов­ность к школьному обучению дошкольников с речевыми на­рушениями является комплексной психолого-педагогической проблемой, которая решается с участием психологов, логопе­дов, воспитателей и родителей. В процессе коррекционно-логопедической работы решение этой проблемы предполагает не только развитие речи и метаязыковой деятельности, но и ког­нитивное, и личностное развитие ребенка.

Вопросы и задания

1. Назовите особенности готовности к школьному обуче­нию у детей с нарушениями речи.

2. Представьте основные направления коррекционной работы по формированию одного из компонентов готов­ности к школьному обучению у детей с нарушениями речи.

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном

возрасте. М., 1968.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.,

1995.

3. ВенгерА.Л. Психологическая готовность ребенка к школе // Вопросы психологии. 1984. № 4.

4. Ветер Л Л. Психологическая готовность к обучению и школе // Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1977.

 

Венгер ЛА., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. М., 1978.

Волкова Л.С, Исмаилова СР. Диагностика готовности к школьному обучению детей с речевой патологией // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 1.

Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школьному обучению // Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998. С. 167—177.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2004.

10. Исмаилова СР. Социально-педагогическая значимость
проблемы готовности к школьному обучению детей с рече-
вой патологией // VIII Царскосельские чтения / Под ред.
В.Н. Скворцова. СПб., 2004. Том IV.

Кириллова Е.В. К проблеме изучения детей с тяжелыми нарушениями речи // VII Царскосельские чтения / Под ред. В.Н. Скворцова. СПб., 2003. Том V.

Коломинский Я.Л., Панько ЕА. Психология детей ше­стилетнего возраста. Минск, 1999.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

Лалаева Р.И., Гермаковска А. Особенности симультан­ного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Дефектология. 2000. № 4.

Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и кор­рекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.

Лалаева Р.И. О проблеме формирования готовности к школьному обучению дошкольников с нарушениями речи // VII Царскосельские чтения / Под ред. В.Н. Скворцова. СПб., 2003. Том III.

Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.

Нижегородцева Н.В., Шадрико В.Д. Психолого-педагоги-" 'чсая готовность ребенка к школе. М., 2001.

Основы логопедической работы с детьми / Под ред. Г.В. Чиркиной. М., 2005. С. 53—54; 137—138.20. Психологическая готовность ребенка к школе // Я. Л. Ко-■ III некий, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. Психическое разви-детей в норме и патологии. СПб., 2004. С. 305—308.

21. Преснова О.В. Особенности словесно-логического мыш­ления у детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи // Ребенок: Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление // Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. Москва —Воронеж, 2001. С. 104—111.

22. Рогов Е.И. Определение психологической готовности де-
тей к школьному обучению // Настольная книга практическо-
го психолога в образовании. М., 1995. С. 37—40.

23. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятель-
ности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология.
1996. №1.

24. Терентъева В.И. Социально-психологические особенно-
сти детей с нарушениями речи 6—7 лет //Дефектология. 2000. №4.

25. Федосеева Е.Г. Развитие возрастных форм общения у
дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные
проблемы изучения, обучения, воспитания детей с отклоне-
ниями в развитии / Под ред. И.В. Чумаковой, Е.А. Шиловой,
Н.Н. Морозовой. Саранск, 2001. Выпуск 4.

26. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детскогосада. М., 1991.

27. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.

28. Шипицина Л.М., Волкова Л.С. Некоторые особенности эмоционально-личностных качеств у младших школьников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1993. № 4.

29. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащих­ся общеобразовательных школ. М., 1997. С. 17—24.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.