Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 8. Содержание готовности к школьному обучению






ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНО­МУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Содержание готовности к школьному обучению

Одним из важнейших итогов психического развития в пе­риод дошкольного детства является психологическая готов­ность ребенка к школьному обучению. По мнению Н.И. Гуткиной [8], под психологической готовностью к школьному обучению можно понимать необходимый и достаточный уро­вень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Подготовка детей к школе — задача комплексная, много­гранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психо­логическая готовность к школе — только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый [9; 13; 22].

В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты [4; 5; 12; 22]:

· личностную готовность;

· интеллектуальную готовность;

· социально-психологическую готовность.

Личностная готовность включает формирование у ребен­ка готовности к принятию новой социальной позиции — вну­тренней позиции школьника, имеющего определенный круг прав и обязанностей [1; 2]. Новый уровень самосознания, возникающий на пороге школьной жизни ребенка, наиболее адекватно выражается в его «внутренней позиции», образую­щейся в результате обобщения внешних воздействий и форми­рования особого центрального личностного новообразования, характеризующего личность ребенка в целом.

Личностная готовность представляет собой способность со относить собственное поведение, деятельность, успехи и не­удачи с социальными нормами и правилами, многообразным и оценками окружения; умение действовать во все более рас­ширяющейся системе общественных отношений. Она проявляется

 

 

в отношении ребенка к: школе, учебной деятельности, учителю, самому себе. Выражением личностной готовности являются поступки, действия ребенка.

К сфере личностной готовности относится и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школь­ному обучению считается ребенок, которого школа привле­кает не внешней стороной, а возможностью получения новых знаний, что обусловливается развитием познавательных ин­тересов, учебной мотивации. Личностная готовность предпо­лагает определенный уровень развития эмоциональной сфе­ры ребенка. К началу школьного обучения он должен достичь сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости, на фоне которой возможно успешное развитие и протекание учебной деятельности [22].

Вторым компонентом в структуре готовности к школьному обучению является интеллектуальная готовность, которая предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкрет­ных знаний, аналитическое мышление, дифференцированное восприятие, рациональный подход к деятельности, логиче­ское запоминание, интерес к знаниям, процессу их получе­ния, овладение на слух разговорной речью и способность к по­ниманию, применению символов. Но здесь важен не столько объем знаний, сколько их качество — степень правильности, четкости, обобщенности сложившихся представлений. Интел­лектуальная готовность в существенной мере отражает функ­циональное созревание структур головного мозга [9].

Необходимо отдельно сказать о тех качествах личности ре­бенка, которые помогают ему войти в коллектив, найти в нем свое место, включиться в общую деятельность. Таким образом, важен еще один компонент готовности ребенка к школьному обучению — социально-психологическая готовность. Ребенку необходимо уметь проявлять гибкость при установлении взаимоотношений с другими детьми, учителем. Необходимо развивать у него потребность в общении и умение подчиняться интересам и обычаям детской группы. Именно в совместных игровых видах деятельности дошкольника развиваются социальные навыки взаимоотношений [12].

Итак, проблема готовности детей к школе — одна из важ­нейших в педагогике и психологии. Особую актуальность она приобретает по отношению к детям с нарушениями в развитии,

 

в том числе, имеющим речевые нарушения. От ее решения за­висит как построение оптимальной программы воспитания и обучения детей, так и формирование полноценной учебной де­ятельности у учащихся начальных классов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.