Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психокоррекционная работа по преодолению нарушений познавательной сферы у детей с речевой патологией






 

Основная цель коррекции сенсорной сферы заключается в формировании системы сенсорных эталонов. Для достижения этой цели необходимо специально организованное восприятие и предметов (обследование) для использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.

 

Можно выделить следующие элементы перцептивного обследующего действия:

восприятие целостного образа предмета;

• вычленение основных частей этого предмета и определе­ние их свойств (форма, величина и т.д.);

• определение пространственного положения предмета и взаимоотношение его частей относительно друг друга; повтор­ное целостное восприятие предмета (Н.Ю. Борякова, А.В. Со­болева, В.В. Ткачева, 1994; 1999).

Задачи работы по формированию, развитию, обогаще­нию и коррекции восприятия:

· формировать сенсорные эталоны как устойчивые, закре­пленные в речи представления о цветах, геометрических фи­гурах и отношениях по величине между несколькими предме­тами и т.п.; развивать действия идентификации;

· обучать способам обследования предметов, а также уме­нию различать их форму, цвет и величину и выполнять все более сложные глазомерные действия; развивать действия от­несения предмета к эталону;

· развивать аналитическое внимание, умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины; развивать моделирующие действия.

Для развития сенсорной сферы используются разнообразные приемы. Приемы развития слухового восприятия у детей с на­рушениями речи включают в себя следующие направления:

· различение на слух неречевых шумов;

· определение направления шума;

· идентификация определенного шума с определенной си­туацией.

Из приемов развития зрительного восприятия использу­ются такие, как быстрое (в доли секунды) опознание предмета или предметной картинки, синтез предметов из отдельных ча­стей, зрительное соотнесение части и целого, опознание пред­мета в условиях зашумления, прослеживание глазом направ­ления линии, мгновенное опознание буквы, конструирование букв из элементов, трансформация букв, группировка букв на основе сходства первого элемента.

Приемы развития тактильного восприятия у детей с нарушениями речи включают в себя узнавание предмета поконтуру на ощупь, различение на ощупь предметов на основе обнаружения дополнительных признаков, развитие «тексту-арной» чувствительности.

Основные принципы психокоррекционной работы по разви­тию мнестической деятельности сформулированы исходя из ориентации на основные возрастные новообразования мнести­ческой деятельности дошкольника; опоры на «зону ближайше­го развития»; положения о единстве диагностики и коррекции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.