Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В психодиагностическом процессе используется ряд ме­тодов.






· Базовым методом является наблюдение. Существует не­сколько видов наблюдений: стандартизированное, которое предполагает точное следование заранее определенным плану, целям и задачам; регистрируются строго определенные факты в поведении объекта; свободное наблюдение и включенное наблю­дение. Наблюдение следует проводить в естественной, повседнев­ной обстановке, при этом ребенок не должен об этом знать.

· Объективные тесты с выбором ответов для диагности­ки интеллектуальных особенностей, результаты которых об­рабатываются по ключу.

· Проективные методики, направленные на изучение внутреннего мира личности («Дом — дерево — человек»; дет­ский апперцептивный тест (ДАТ) и пр.).

· Методики стандартизированного самоотчета: тесты-опросники для диагностики личных черт, установок, само­оценки.

· Анализ продуктов деятельности: спонтанной творче­ской продукции, специально организованной творческой дея­тельности, изучение документов, писем, дневников.

 

 

· Диалоговые методы: беседы, интервью, игровые интерак­тивные методы. Учитываются не только слова, но и жесты, мимика, интонация.

Существует ряд требований, предъявляемых к психодиаг­ностическим методикам:

· стандартизация — унификация иллюстраций, бланков обследования, условий проведения обследования; инструкция испытуемым сообщается одинаковым образом, эксперимент проводится в сходных условиях, существуют устойчивые кри­ терии оценки;

· надежность — помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действий всевозможных случайных факто­ров;

· валидностъ теста заключается в том, что он оценивает именно то количество, для которого предназначен.

Помимо общих требований существуют требования к исполь­зованию психодиагностических методик с детьми дошкольного возраста. Так, при проведении диагностики детей дошкольно­го возраста рекомендуется отрезок времени для тестирования в пределах часа, учитывая и время налаживания контактов с ре­бенком. При проведении обследования установление контакта между испытуемым и экспериментатором превращается в специ­альную задачу, от успешности решения которой зависит надеж­ность полученных данных. Необходимо создавать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций. Для этого работу можно начать с игры, беседы и лишь постепен­но включать требуемые тестом задания. Особое значение имеет осуществление постоянного наблюдения за поведением ребенка и его эмоциональным состоянием во время обследования.

Рекомендуется следующий план обследования ребенка с нарушениями речи: анкетные данные; время обследования; анамнез (здоровье родителей, особенности раннего развития ребенка, перенесенные заболевания); данные клинического об­следования врачами-специалистами; результаты логопедиче­ского обследования (состояние речи, особенности общей, арти­куляционной, мелкой моторики); познавательная деятельность (особенности восприятия, памяти, внимания, мышления); ха­рактеристика игровой, учебной, продуктивной деятельности; состояние эмоционально-волевой сферы, личностных особенно­стей и межличностных отношений; заключение.

Примерный диагностический инструментарий оценки психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи представлен в Приложении 2.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.