Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности познавательной сферы детей с МИН и ТРН






Особенности перцепции

При брадилалии отмечается замедленность слухового вос­приятия; при заикании отмечается недоразвитие музыкаль­ного, тембрового, звуковысотного и динамического слуха [3]. Отмечается также нарушение фонематического слуха у части заикающихся [10].

При заикании отмечаются нарушения орального и динамического праксиса. Л.Я. Миссуловин (2002) указывает, что нарушения орального праксиса носят преимущественно грубый характер, вплоть до оральной апраксии, а нарушения динамического — умеренный. По данным Г.А. Волковой [3], патология динамического праксиса может проявляться в виде нарушений переключаемости и координации, а также наличия гиперкинезов.

При брадилалии отмечается замедленность процессов внимания, трудности переключаемости, инертность, склонность к стереотипиям. При тахилалии страдает речевое внимание, оно характеризуется неустойчивостью, повышенной переключаемостью, недостаточным объемом.

При заикании внимание характеризуется в зависимости от клической симптоматики. При невротическом заикании повышенное внимание к своей речи, к реакции окружающих на судорожные запинки. В то же время возможно отсутствие коррекции речевых ошибок. При неврозоподобном заикании особенности внимания будут обусловлены наличием резидуально-органического поражения головного мозга. Внимание характеризуется поверхностностью, истощаемостью, трудностями концентрации и переключения.

 

 

Возможно нарушение модально-специфического слухового внимания.

Мнестическая деятельность при брадилалии характери­зуется замедленностью мнестических процессов. Особенности памяти при заикании обусловлены наличием феномена фик­сированности на своем дефекте. В памяти сохраняются пред­ставления о речевых запинках и о том, что связано с ними первоначально в непроизвольной, а затем в произвольной па­мяти [10]. При неврозоподобном заикании нарушения памяти связаны с наличием церебрастенического или гипердинами­ческого синдромов. При церебрастеническом синдроме сни­жение памяти затрагивает все три этапа (фиксацию, удержа­ние, репродукцию информации), но удержание информации страдает в большей степени. При гипердинамическом синдро­ме снижение памяти обусловлено неспособностью сохранять внимание, снижением избирательности, неспособностью к концентрации; повышенной отвлекаемостью (М.И. Буянов, 1989; Е.М. Мастюкова, 1995).

При нарушениях темпа речи отмечается ряд особенностей мышления. При брадилалии отмечается замедление мышления; при тахилалии, напротив, ускорение, течение мысли оказывается быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. При баттаризме также отмечается несоответствием темпа мышления и речи: отмечается дискоординация между скоростью течения мысли и речемоторной функцией При полтерн мышление характеризуется разбросанностью недостаточной логичностью (Г.А. Волкова, 1999).

Об особенностях мышления при заикании следует говорить, учитывая феномен фиксированности на своем дефекте [10]. В процессе осмысления дефектной речи при заикании задействованы все основные виды мышления — от наглядно-действенногого до абстрактно-логического. Происходит формирование умозаключений заикающегося о себе как о носителе дефекта.

При неврозоподобном заикании возможно нарушение мышления в связи с наличием резидуально-органического поражения головного мозга, которое проявляется в виде церебрастенического или гипердинамического синдромов (М.И. Буянов, 1989; Е.М. Мастюкова, 1995). При церебрастеническом синдроме страдают прежде всего предпосылки интеллекта (восприятие, внимание, память). Интеллектуальное снижение

 

проявляется в виде идеаторной медлительности, инертности, персеверациях, склонности к идеаторным стереотипиям. При гипердинамическом синдроме выраженные нарушения вни­мания, импульсивность поведения затрудняют интеллекту­альную деятельность.

Воображение как одна из форм мышления при заикании формирует образы предстоящих речевых ситуаций, предвиде­ние своих речевых запинок, ожидание их в определенной си­туации или видах речевой деятельности [10].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.