Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности личности детей с ОНР






Рассматриваяпричины возникновения невротических черт характера у детей с моторной алалией, исследователи связывают их с неблагоприятными социальными условиями, с недоброжелательным отношением к ребенку состороны окружающих взрослых и сверстников, с неверно выбранным стилем воспитания (Б.М. Гриншпун, Е.М. Ma­стюкова, Н.Н Трауготт, С.Н. Шаховская). Страх ошибиться и вызвать насмешку окружающих приводит детей с моторной алалией к снижению речевой активности и вербального общения. Осознание собственного речевого расстройства способно порождать дисгармонические черты характера, так и разнообразные невротические симптомокомплексы. ( Ю.Г.Демьянов, 1984).

При сенсорной алалииразвитие личности часто идет по невротическому типу: отмечаются замкнутость, негативизм, эмоциональная напряженность. Дети обидчивы, плаксивы,

 

 

для них характерна повышенная ранимость, неуверенность в себе и в своих возможностях [17].

Изучение особенностей самооценки у детей с общим недо­развитием речи, проведенное Л.М. Шипициной и Л.С. Волко­вой [30], показало, что самооценка у мальчиков отличается от адекватной в меньшой степени, чем у девочек. Мальчики считают себя честными, храбрыми, необидчивыми и недрач­ливыми, однако они менее общительны и счастливы. Так же, как и девочки, они осознают, что причиной их необщительно­сти является речевой дефект, однако не считают себя ущерб­ными в той мере, как девочки с нарушенной речью. В целом дети недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объектив­ная личностная характеристика не совпадает с самооценкой, многие из своих черт характера дети не отмечают и не оцени­вают. Чаще всего не фиксируется внимание на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоцениваются.

В.И. Терентьева [26] отмечает потребность детей с тяжелы­ми нарушениями речи в исправлении своего недостатка. По данным автора, по сравнению с самооценкой детей с нормали ной речью, самооценка детей с тяжелыми нарушениями речи является более низкой. Это влияет на качество коммуникации детей данной категории.

Ю.Ф. Гаркуша и В.В. Коржавина (2001) указывают на достаточно высокую в целом самооценку у детей дошкольного возраста с ОНР. Авторы отмечают, что детям очень важно, как относятся к ним взрослые. В зависимости от этих представлений у них и формируется самооценка. У части детей самооценка совпадает с оценкой отношения к ним взрослых (дети с высокой самооценкой), у части детей — не совпадает (преимущественно дети с низкой самооценкой).

Исследования уровня притязаний детей с нарушениями речи выявили, что в большинстве случаев реакция этих детей на успех отличается от той, которая наблюдается в норме Е.В. Кириллова [12]. Это выражается в том, что после удачно выполненного задания часть детей переходит более трудному, а к более легкому, что объясняется наличием у них стремления поддержать успех даже на заниженном уровне.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.