Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Демонстративность.






В рисуночных тестах демонстративность проявляется, прежде всего, в украшательстве, наличии необязательных деталей. Например, в рисунках людей — это оборки, кармашек, узор на платье, перья на шляпе. В рисунке дома — занавески и цветы на окнах, наличники, конек на крыше, колонны, карнизы. В рисунке дерева — цветы, грибы или ягоды, изображенные вокруг него.

Необязательные детали не следует путать со второстепенными. Так, шея и уши — детали, обязательные для каждого человека, хотя и второстепенные по сравнению с туловищем, ртом или глазами; а вот бантики на туфлях — деталь совершенно не обязательная, украшательская. Из второстепенных (но обязательных) деталей демонстративные дети предпочитают ресницы, прическу, нередко тщательно вырисовывают губы.

На рисунке человека для демонстративных детей типично изображение не “просто человека”, а определенного персонажа: короля, принцессы, рыцаря, клоуна, феи, бандита и т. п. Точно так же в рисунке дома — это изображение не обычного дома, а виллы, дворца, теремка, церкви. В рисунке дерева — это выбор экзотических пород деревьев, таких как пальма, кипарис, кедр, эвкалипт (разумеется, данный перечень относится к детям, живущим в средней полосе, для которой перечисленные деревья не типичны). По сравнению с тенденцией к украшательству этот признак демонстративности является второстепенным.

Демонстративность в рисунке несуществующего животного, как и везде, проявляется в вычурности, изысках, украшательстве. Это может быть узор на шкуре животного, глаза с длинными загнутыми ресницами, бантики и т. п. В рассказе об образе жизни часто (особенно у девочек) подчеркивается красота животного или его исключительность и превосходство над прочими созданиями.

Для демонстративных детей, стремящихся привлечь к себе внимание окружающих, характерны позитивные самооценочные высказывания, предваряющие реальное выполнение задания (“Я хорошо умею рисовать”, “Такие рисунки получаются у меня лучше всего”), сопровождающие его (“У меня хорошо получается”) или относящиеся к достигнутому результату (“Смотрите, как хорошо получилось! ”). Такая оценка часто наблюдается у детей, привыкших к похвалам взрослых и свидетельствует о достаточно яркой демонстративности. Обычно она не связана с высокой самооценкой, а служит средством понравиться проверяющему, заранее завоевать его расположение. Встречаются случаи, когда в позитивных самооценочных высказываниях

99

проявляется гиперкомпенсация сниженной самооценки, неуверенности в себе.

Высказывания, выражающие позитивное отношение к деятельности (“Мне нравится рисовать”, “Рисование — мое любимое занятие” и т. п.) — это мягкая и социально принятая форма разговора о себе. Такие высказывания позволяют показать свое положительное отношение к обследованию и, тем самым, служат средством понравиться проверяющему. Они типичны для детей с мягкой (т. е. не ярко выраженной)демонстративностью, направленностью на сотрудничество и склонностью к избеганию социальных конфликтов.

У демонстративных детей нередко наблюдается сильное развитие защитного фантазирования (оно особо типично при синдромах ухода от деятельности и психологической инкапсуляции). В тесте “ Несуществующее животное ” защитное фантазирование проявляется в особо подробном рассказе об образе жизни животного, в его явной идеализации. В самом рисунке для детей с защитным фантазированием типично изображение животных с крыльями. В рисунке дерева для детей с защитным фантазированием типично изображение особо большой, но слабо проработанной, эскизной кроны. Такой рисунок говорит о том, что ребенок больше склонен к мечтам и абстрактным планам, чем к реальной деятельности и конкретному планированию своих действий. Тщательная проработка кроны, напротив, характерна для детей, склонных к детальному планированию действий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.