Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Два дома.






Инструкция. Проведение методики “Два дома” удобно начать с обсуждения того, в каком доме реально живет ребенок. Затем проверяющий предлагает: “А теперь мы выстроим для тебя прекрасный новый красный дом (говоря это, он рисует на листе бумаги большой красный прямоугольник). Теперь мы заселим этот замечательный дом. Конечно, первым мы поселим в нем тебя: ведь мы его для тебя и построили! (вверху прямоугольника записывается имя ребенка). А кто здесь будет жить еще? В этом новом доме, могут жить все, кого ты захочешь поселить вместе с собой — не важно, живете ли вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь! ” По мере того, как ребенок называет обитателей красного дома, проверяющий вписывает в прямоугольник их имена и по поводу каждого из них интересуется, кто это (вопрос следует задавать совершенно нейтрально, как бы между прочим). После того, как в красный дом записано два-три новосела, проверяющий рисует рядом еще один большой прямоугольник, на этот раз — черный со словами: “Может быть, кого-то ты и не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Тогда мы поселим его тут”. По поводу черного дома ни в коем случае не сообщается, что это плохой дом или что вообще он чем-то хуже красного (вполне достаточно самой по себе цветовой символики, к которой дети очень чувствительны). Если по поводу имен, называемых ребенком, нет полной ясности о том, в какой из домов он хочет поселить названного человека, то это надо уточнить: “Куда мы его (ее) поселим — в этот дом или в тот? ” Если черный дом вовсе не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: “Что же, этот дом так и будет стоять пустой? ”

“Большие” проективные методики. Наиболее полную информацию о личностных и эмоциональных особенностях дают так называемые “большие” проективные методики — тест Роршаха, Тематический апперцептивный тест (TAT) и его детский вариант — Детский апперцептивный тест (CAT). Их использование требует стандартных материалов и специального образования. Здесь мы не будем описывать их подробно, а ограничимся лишь самой общей характеристикой.

Тест Роршаха — пожалуй, наиболее классическая проективная методика. В этом тесте обследуемому предлагается интерпретировать чернильные

76

пятна (черные и разноцветные) неопределенной формы. По характеру образов, сходство с которыми он усматривает в этих пятнах, судят о его личностных особенностях, а также об отношении к разным жизненным сферам. Учитываются такие показатели как ориентация на пятно в целом или на его отдельную деталь, преобладание ориентации на цвет или на форму, оригинальность ассоциаций и т. п.

На основе количественной оценки различных показателей определяются такие характеристики личности как преобладание эмоциональной или рациональной ориентации в действительности, уровень тревожности, степень агрессивности, выявляется стиль мышления и т. п. В современной психологической практике принято использовать компьютерную программу интерпретации показателей. Однако, чтобы воспользоваться ею, психолог должен предварительно правильно провести первоначальный анализ результатов и выразить их в виде количественных соотношений, служащих исходным материалом для компьютерной программы.

ТАТ — Тематический апперцептивный тест — разработан Г. Мурреем. В этом тесте обследуемому предлагается более структурированный материал, чем в тесте Роршаха. Это стандартный набор фотографий (карт), по каждой из которых обследуемый должен составить какой-нибудь рассказ. В рассказе должно быть отражено то, что происходит в данный момент; то, что этому предшествовало, и то, что может последовать далее. Должны быть описаны также мысли и переживания персонажей. На фотографиях (картах) изображены люди в различных ситуациях. Каждая карта относится к определенной жизненной ситуации, однако содержание изображенных сцен достаточно неопределенно, выражение лиц намеренно неоднозначно. Благодаря этому остается простор для проецирования в рассказах собственных представлений и переживаний обследуемого.

При анализе результатов учитывается сюжет рассказа, его соотношение с изображением на карте (количество использованных деталей изображения, введение дополнительных персонажей и т. п.), степень следования инструкции, наличие или отсутствие конфликта в построенном сюжете, идентификация с описываемыми персонажами и т. п. По результатам выполнения ТАТ можно судить о поведенческих установках человека — как общих, так и относящихся к отдельным жизненным сферам.

CAT — Детский апперцептивный тест — проводится и обрабатывается примерно так же, как и ТАТ, но на картах изображены не люди, а животные. Набор карт составлен так, чтобы вызвать у ребенка реакции, относящиеся к наиболее важным моментам его жизнедеятельности. Это темы, связанные с кормлением; отношения с родителями, братьями и сестрами.

77

Анализ рассказов (тема, герой, цели героя, конфликт и пр.) выявляет отношение ребенка к родителям, конкурентность в отношениях с братьями и сестрами, его представления об агрессии и степень собственной агрессивности. С помощью этой методики хорошо обнаруживаются страх утраты родительской любви, страх наказания и многие другие проблемы внутреннего мира ребенка, имеющиеся у него механизмыпсихологической защиты, темы, на которых он особо фиксирован. Тест также весьма чувствителен к особенностям межличностных отношений в семье.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.